В четверг Дирекция парков и скверов Казани традиционно собрала предпринимателей для обсуждения торговли в летний сезон В четверг дирекция парков и скверов Казани традиционно собрала предпринимателей для обсуждения торговли в летний сезон Фото: Галия Ягудина

33 парка Казани и 81 торговая точка

В четверг дирекция парков и скверов Казани традиционно собрала предпринимателей для обсуждения торговли в летний сезон. В лекторий Присутственных мест Казанского кремля пришли около сотни бизнесменов, которые уже имеют опыт работы в парках или только хотят попробовать себя в этом деле. Например, Иван представлял производителя кофейного автомата размером с телефонную будку. Радмир владеет несколькими точками проката спортивного снаряжения. У Рамиля когда-то был магазин одежды в ТЦ, и он решил узнать, какие вообще варианты бизнеса в парках существуют. А у Игоря и Артема есть свои фуд-траки в парках — пора расширяться. 

За пять лет существования дирекции количество нестационарных торговых объектов (НТО) в парках Казани выросло втрое: с 26 до 81, из них 35 добавилось в 2022 году. Как рассказал на встрече заместитель директора по коммерческим вопросам дирекции Эдуард Садыков, за прошлый год удалось привлечь к участию в городских мероприятиях более 100 предпринимателей, средняя чистая прибыль которых составила 200 тыс. рублей с каждого события. При этом растет и количество общественных пространств — в 2023-м в управлении дирекции уже 33 объекта города.

Фишман не с нами, а дело ее живет: паркам Татарстана прописали 3 миллиарда

Далее предпринимателей ожидала новость: с этого года дирекция будет уделять особое внимание внешнему виду торговых точек и готова предложить свою помощь в решении данного вопроса. Новое лицо дирекции, архитектор Лилия Якупова рассказала, что точка должна не только выполнять свою основную функцию, но также вписываться в окружение и концепцию парка. Модное в последние годы оформление деревянными рейками на черном фоне она назвала уходящим трендом. В видении архитектора «ларьки» будущего лаконичны и минималистичны — в пример она привела рендер киоска в виде однотонного куба с окном-витриной, огибающим угол постройки.

Нынешний вид торговых точек дирекцию не устраивает — это и неуместность стилизации киосков, изношенность фуд-траков и визуальный шум от нагромождения холодильников с мороженым и напитками на одном объекте. «Понятно, что хочется продавать все и сразу. Кто-то скажет, что покупатели этого не замечают. На самом деле каждый объект в парке влияет на окончательное впечатление горожан от мероприятия», — подчеркнула архитектор. В качестве позитивных примеров она привела киоски на пляже озера Комсомольского и в парке у ДК им. Саид-Галиева.

За пять лет существования дирекции количество нестационарных торговых объектов (НТО) в парках Казани выросло втрое: с 26 до 81 объекта, из них 35 добавились в 2022 году За пять лет существования дирекции количество нестационарных торговых объектов (НТО) в парках Казани выросло втрое: с 26 до 81, из них 35 добавилось в 2022 году Фото: Галия Ягудина

Как пройдет аукцион?

Всего этим летом для торговли в 15 казанских парках будет доступно 19 точек — их разыграют на аукционе. «В этом сезоне мы разыгрываем не очень много объектов, так как большинство из них разыграно три года назад и договоры истекают только осенью 2023-го», — уточнил Садыков. В течение февраля-марта будут разыграны права на размещение 7 вендингов – кормушек для птиц, четырех спортивно-развлекательных объектов (в том числе бывшая станция вейкбординга на Лебяжьем озере), трех кафе, двух точек с напитками и трех фуд-траков. Первые 10 лотов появятся на электронной площадке до 28 февраля, остальные 9 — до 11 марта.

Если у вас уже есть объект, нужно написать письмо в дирекцию, которая согласует объект с управлением архитектуры и градостроительства Казани. После этого вносятся изменения в схему НТО, а на онлайн-площадке размещается извещение о проведении аукциона. Однако нужно учитывать, напомнил Садыков, что аукцион открытый и победителем в торгах может стать кто-то другой.

Если у вас нет объекта, надо выбрать парк, место и узнать, какие готовые объекты уже существуют. Далее также проводится аукцион, в котором нужно постараться выиграть. На данный момент, например, в эту категорию попадают кафе в парке ЖК «Салават Купере» и на Голубых озерах: их строительство уже завершено, а предпринимателю остается только сделать ремонт и запустить там точку общепита.

Нынешний вид торговых точек дирекцию не устраивает — это и неуместность стилизации киосков, изношенность фудтраков и визуальный шум от нагромождения холодильников с мороженым и напитками на одном объекте Нынешний вид торговых точек дирекцию не устраивает — это и неуместность стилизации киосков, изношенность фуд-траков и визуальный шум от нагромождения холодильников с мороженым и напитками на одном объекте Фото: Галия Ягудина

Где проводятся аукционы? Все торги размещаются на площадке sale.zakazrf.ru. Нажав на красный ярлычок «Панель навигации», нужно выбрать раздел «Извещения ЭА по реализации прав пользования». На открывшейся странице необходимо включить фильтр «Организатор торгов», указав ИНН дирекции (подсказываем: 1655387946).

Как принять участие? Участвовать в аукционах могут только ИП и юридические лица. Предприниматель должен получить электронную цифровую подпись (ЭЦП) и зарегистрироваться на sale.zakazrf.ru. Выбрав аукцион по инструкции выше, участник торгов вносит залог и подает документы. Если заявка на участие принята, в день аукциона заявитель должен присутствовать на площадке и следить за ходом торгов — новую ставку можно предложить только в течение 10 минут (шаг — 5% от минимальной стоимости контракта). В случае победы дирекция заключает с вами контракт. Если поступила всего одна заявка, аукцион считается несостоявшимся и договор заключается с единственным заявителем.

Какие документы нужны? На первом этапе — анонимное согласие на покупку права на размещение НТО на территории парков и скверов Казани с указанием номера аукциона и даты. На втором — сведения о заявителе, согласие на выполнение условий, обязательных при размещении НТО (обе формы можно найти в аукционной документации). Кроме того, необходим пакет документов для заключения сделки (список можно найти по ссылке).

Всего этим летом для торговли в 15 казанских парках будут доступны 19 точек  — их разыграют на аукционе Всего этим летом для торговли в 15 казанских парках будет доступно 19 точек  — их разыграют на аукционе Фото: kzn.ru

Какие сроки? Проведение аукциона занимает месяц: на 30-й день после публикации извещения комиссия должна опубликовать итоговый протокол. Договор с победителем заключается в течение 10 дней. В среднем приступить к работе удается в течение 1,5–2 месяцев. Что касается срока действия договоров, он может варьироваться от одного месяца до трех лет.

Почем объекты? На встрече ценник не озвучивали, однако примерное представление о размере вложений в торговую точку можно получить по уже проведенным аукционам. Например, разместить карусель на площади перед театром кукол «Экият» на 11 месяцев стоит 261 тыс. рублей. Кафе на территории парка «Крылья Советов» на тот же срок — 192 тыс. рублей. Вендинговый автомат для продажи корма для птиц в парке им. Урицкого также на 11 месяцев — 66 тыс. рублей.

С краткой инструкцией можно ознакомиться по ссылке. Более подробная информация об условиях и правилах проведения конкурса есть в аукционной документации. Кроме того, у предпринимателей есть возможность попасть на мероприятия дирекции в рамках отдельных конкурсов, извещения о которых публикуются на сайте мэрии Казани. Чтобы принять в них участие, достаточно подать заявку по предложенной форме. По словам Садыкова, опыт участия в аналогичных мероприятиях и опрятный внешний вид НТО могут принести дополнительные баллы в конкурсе, поэтому рекомендуется добавить в заявку наглядные фото.

Далее начался мозговой штурм — гостям предложили обсудить в группах плюсы и минусы работы парков с точки зрения предпринимателей Далее начался мозговой штурм — гостям предложили обсудить в группах плюсы и минусы работы парков с точки зрения предпринимателей Фото: Галия Ягудина

«Чем меньше в парке визуального шума, тем приятнее там находиться»

Далее начался мозговой штурм — гостям предложили обсудить в группах плюсы и минусы работы парков с точки зрения предпринимателей. Почти половина из них собрались вокруг стола с табличкой «Качество сервисов и внешний вид НТО». Еще 20 человек обсуждали тему «Мобильные объекты (фуд-траки)», а «Новые сервисы» и «Событийное направление» привлекли примерно по десятку участников.

Самое бурное обсуждение касалось сервиса и облика ларьков. Бизнесмены не видят смысла вкладываться в улучшение внешнего вида точки, не будучи уверенными в победе в аукционе. Но даже в случае выигрыша у них остается слишком мало времени на ремонт, сетуют предприниматели. К тому же решающим фактором в победе в аукционе выступает все-таки максимальная цена, а не внешний вид твоего объекта. Не понравилось бизнесменам и то, что требования дирекции на этот счет постоянно меняются. Якупова пообещала, что дирекция постарается в дальнейшем делать техзадание как можно более подробным, чтобы победитель аукциона точно знал, чего от него ждут, а дирекция получила объект желаемого вида.

Говоря о качестве сервисов, предоставляемых дирекцией, предприниматели пожаловались на вандализм посетителей парков, которые портят и ломают вендинговые аппараты. По их мнению, парки должны полностью просматриваться камерами видеонаблюдения и в каждом общественном пространстве должно работать ЧОП. Садыков пояснил, что не всякая охранная компания соглашается трудиться в парках, однако дирекция работает над тем, чтобы загружать записи видеокамер на облачный сервис. Была также жалоба на несанкционированную торговлю. «Я скажу как бывший парк-менеджер: мы постоянно гоняем таких торговцев, однако за пределами парка наши компетенции заканчиваются», — ответила Якупова.

А предпринимателя по имени Гульнара больше всего волновало, чтобы лотов для размещения торговых точек стало больше: «Чем меньше в парке визуального шума, тем приятнее там находиться», — пыталась разубедить ее Якупова. У дирекции не стоит цели сделать из парков торговые ряды, поддержал коллегу Садыков, тем более что технические возможности парков ограничены.

Высказали свои пожелания и владельцы фуд-траков. Среди основных проблем — малое напряжение в электросетях и в целом плохая электрика (особенно на площадке возле «Чаши»), некачественная уборка снега вокруг точек, ограниченное время заезда на локацию мероприятия (после 8 часов утра въезд обычно уже запрещен). По мнению бизнесменов, городу необходим регулярный фестиваль фуд-траков, и не один раз за лето, а желательно каждые выходные. К тому же нужно расширять географию и не ограничиваться только парками: например, поставить фуд-траки на площади Тысячелетия, среди фонтанов перед театром им. Камала, на парковке фитнес-центра рядом с набережной озера Кабан и т. д. При этом они не готовы размещаться в спальных районах, а рассматривают только места с туристическим трафиком. Также прозвучало предложение разрешить использовать газон возле фуд-трака для размещения гостей: например, постелить там ковер, бросить несколько кресел-мешков и поставить низкий столик.

По мнению бизнесменов, городу необходим регулярный фестиваль фудтраков, и не один раз за лето, а желательно каждые выходные По мнению бизнесменов, городу необходим регулярный фестиваль фуд-траков, и не один раз за лето, а желательно каждые выходные Фото: kzn.ru

Что-то подобное предложили и за столом «Новые сервисы», но в виде проката оборудования для пикников. По мнению участников этой секции, паркам также не хватает сервисов для животных (не везде есть пакетики для уборки за собаками) и станций зарядки телефонов. А предпринимателям, торгующим в парках, не помешали бы пакетные предложения на их услуги, собственная система лояльности и геймификация посещения парка. «Можно было бы обменивать шаги по парку на бонусы в системе лояльности и выполнять какие-то квесты», — рассказал участник по имени Чингисхан.

Спокойнее всего было у стола «Событийное направление». Подводя итоги обсуждения, его модератор Ксения Антонова подчеркнула, что предприниматели и даже посетители не всегда в курсе планирующихся мероприятий. Участники этой секции предложили дополнить летнюю программу в парках и скверах экстремальными гонками, ярмарками одежды, детскими фестивалями, водными активностями и шоу талантов.

На кофе-брейке разговор переключился на проблемы о насущном — последствиях спецоперации на торговле в парках. По словам владелицы фуд-траков Елены Павсемовой, за последний год покупательная способность посетителей резко упала. Владелец фуд-трака в Лядском садике Игорь Тяпкин признался: зимой работает в ноль, потому что сейчас люди предпочитают экономить на кофе. 

28 февраля в парке ЖК «Салават Купере» пройдет еще одна встреча, где уже не только бизнес, но и все желающие смогут предложить свои идеи на летний сезон в новом общественном пространстве.