Шамиль Идиатуллин с книгой — романом «Город Брежнев», за который руководитель регионального отдела ИД «Коммерсантъ» получил престижную премию «Большая книга» Шамиль Идиатуллин за роман «Город Брежнев» получил престижную премию «Большая книга» Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

«История о подростковых бандах и организованных преступных группировках Татарской АССР»

«Текст романа трудно назвать рекламным гайдом по городу Набережные Челны и по КАМАЗу», — говорил еще в 2018 году на интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» известный журналист и писатель Шамиль Идиатуллин, рассказывая об одной из самых успешных своих книг — романе «Город Брежнев», за который руководитель регионального отдела ИД «Коммерсантъ» получил престижную премию «Большая книга».

Вчера стало известно, что кинокомпания «Триикс Медиа», больше известная своими «ментовскими» сериалами (за один из них под названием «Невский» руководители «Триикс Медиа» получили даже ведомственные награды от главы СК РФ Александра Бастрыкина), снимет для НТВ 8-серийный фильм по роману Идиатуллина. «В основу экранизации романа „Город Брежнев“ ляжет история о подростковых бандах и организованных преступных группировках Татарской АССР», — гласит анонс сериала на официальном сайте НТВ. И далее: «Герои картины — подростковые банды, которые называют себя „контора“, чувствуют себя хозяевами в городе…» Так у «Триикс Медиа», в активе которой есть сериал под названием «Ментозавры», вскоре появится и экранизация произведения – лауреата «Большой книги».

Отметим, что история с киновариантом «Города Брежнева» длится уже несколько лет, в свое время ее задумал другой автор с челнинскими корнями, режиссер Дмитрий Стрижевский, но так и не нашел финансирования. Да и съемки нынешнего сериала должны были начаться значительно раньше, еще в мае 2021-го Идиатуллин говорил, что продал права на экранизацию «очень крупному продакшену», но съемочный процесс отложен из-за пандемии коронавируса. Впрочем, думается, именно сейчас внимание в Татарстане к многосерийному фильму по «Городу Брежневу» будет особенно пристальным, особенно после истории с попыткой снять в республике кино о «казанском феномене» по книге «Слово пацана», на что фактически наложили «вето» власти РТ, а также новости о будущем появлении сериала о группировке «Тяп-Ляп».

«Город Брежнев» История с киновариантом «Города Брежнева» длится уже несколько лет Фото: Азбука-Аттикус, Добросовестное использование, ru.wikipedia.org

«Пока неизвестно, чтобы был окончательно выбран хоть один актер»

В общем, очевидно, что в Татарстане не горят желанием, чтобы республика на уровне массового культурного продукта ассоциировалась с тем самым феноменом молодежных группировок. Между тем в «Городе Брежневе», несмотря на все художественные достоинства романа, рассказывающего о суровой жизни в индустриальном советском городе начала 1980-х (Набережные Челны именовались Брежневом с 1982-го по 1988-й — прим. ред.), данная тема проходит красной нитью через судьбы главных героев. Допустят ли авторов сериала до съемок в самих Набережных Челнах?

Генеральный продюсер кинокомпании «Триикс Медиа» Сергей Щеглов сказал «БИЗНЕС Online», что пока рано говорить предметно о сериале, но в татарстанский автоград они должны приехать. «Пока картина находится только в предподготовке, сюда входят выбор актеров, выбор костюмов, утверждение объектов съемки не только в Набережных Челнах, но и в ближайших районах, разработка режиссерско-операторской концепции, — сказал Щеглов нашему корреспонденту. — Пока неизвестно, чтобы был окончательно выбран хоть один актер. Но даже если бы было известно, я бы все равно не сказал. Картина будет сниматься в Набережных Челнах — это абсолютно точно. Связывались ли мы с властями города и Республики Татарстан? Сейчас ведем переговоры, да. Это и называется предподготовкой». В свою очередь, в исполнительном комитете Набережных Челнов нашей газете сообщили, что никаких заявок по данному вопросу к ним пока не поступало.

Как Набережные Челны на вечер вновь стали Брежневом

Между тем можно сказать, что «Город Брежнев» уже в какой-то степени «легализован» в Татарстане. В конце 2020 года в Набережночелнинской татдраме им. Гилязова вышел спектакль по роману Идиатуллина в постановке худрука Олега Киньзягулова. Правда, публика и критики приняли премьеру довольно спокойно, прежде всего отмечая беспрецедентный для Челнов четырехчасовой хронометраж постановки.

Шамиль Идиатуллин: «Кино — это в любом случае не литература. Это хоть продюсерский вид искусства, хоть высокотворческий, режиссерский, все равно автор литературной основы там не решает, наверное, ничего… Мы просто глина, из которой они сделают принципиально новый продукт» Шамиль Идиатуллин: «Кино — это в любом случае не литература. Это хоть продюсерский вид искусства, хоть высокотворческий, режиссерский, все равно автор литературной основы там не решает, наверное, ничего…» Фото: «БИЗНЕС Online»

Шамиль Идиатуллин: «Мы просто глина, из которой они сделают принципиально новый продукт»

— Шамиль, чего ждать от сериала и какова ваша роль в этом проекте?

— О фильме я знаю довольно мало, потому что в процессе съемок, подготовке сценария и прочем не участвую. Формально моя функция свелась к тому, чтобы после того, как я написал роман, продать права на его экранизацию компании «Триикс Медиа». После этого я выразил готовность содействовать, участвовать и так далее, но на самом деле пока в этой части никак не востребован. То есть какие-то мои пожелания, связанные с тем, чтобы съемки были именно в Набережных Челнах, в Татарстане, с участием татарстанских актеров, людей, которые умеют соответствующим образом выглядеть и вести себя, и говорить, и играть, были выслушаны. И надеюсь, их примут во внимание. Но говорить о том, что это будет так или иначе, я, естественно, не могу. Потому что кино — это в любом случае не литература. Это хоть продюсерский вид искусства, хоть высокотворческий, режиссерский, все равно автор литературной основы там не решает, наверное, ничего… Мы просто глина, из которой они сделают принципиально новый продукт.

— Почему вы продали права именно «Триикс Медиа», которая в основном известна сериалами из жизни бандитов и полицейских, рассчитанными на массового зрителя?

— Права я продал уже больше двух лет назад, по-моему, в 2020 году. И должен отметить, что с тех пор по всем моим книгам у меня было довольно большое количество контактов с киношниками. Попыток договориться, приглашений, вербовок и прочего. Не знаю, с чем это связано, но именно общение с «Триикс» оказалось наиболее комфортным, быстрым, деловитым и довольно быстро приведшим к взаимному удовлетворению сторон. Поскольку они достаточно быстро на меня вышли, ударили по рукам и прочее.

Я еще, наверное, должен сказать, что, насколько я знаю, эта компания относится к крупнейшим производителям контента. Они долгое время, наверное, десятки лет, специализировались на производстве сериалов для НТВ. Как я понял, несколько лет назад у них появились новые амбиции, они мне прямо об этом сказали, что хотят выйти на новый уровень. И «Город Брежнев» — одна из таких ступеней, которая должна их привести на новый уровень. 

Что касается фильма, я знаю только, что это 8-серийный сериал. Действие, в принципе, привязано к тому, что написано в романе. 1983 год, Набережные Челны. Автор сценария — Алексей Рыбин. Это человек, который вместе с Виктором Цоем создавал сначала группу «Гарин и гиперболоиды», а потом «Кино». 

— Даже в первом анонсе будущего сериала сайт НТВ пишет, что в его основу «ляжет история о подростковых бандах и организованных преступных группировках Татарской АССР». Не получится история, схожая с сериалом, который Жора Крыжовников хочет снимать по книге «Слово пацана»? Его власти республики фактически запретили снимать в Татарстане. В общем, не боитесь кого-то обидеть или возмутить?

— Конечно, говорить о том, что что-нибудь может не возмутить того, кто хочет возмутиться, в наших условиях невозможно. Любой человек, если ему хочется высказать раздражение или встать на борьбу с чем бы то ни было, хоть с Дедом Морозом, снежинками или формой своей ноги, легко в эту борьбу ввяжется и будет очень убедителен. Но мне представляется, что формальных или каких-то технических оснований для этого нет. Потому что книга довольно известная, она получила премию «Большая Книга», печатается и переиздается, и о ее экранизации речь идет достаточно долго.

Это вторая попытка экранизации. Первая была довольно авантюрной, но очень обаятельной. Челнинско-московский режиссер Дмитрий Стрижевский пытался самостоятельно найти финансирование, продакшен, того, кто бы его поддержал. Но не получилось, к сожалению. Вот это уже второй, индустриальный, вполне себе вписанный в промышленность вариант, и я надеюсь, что с ним все получится. Я знаю, что на уровне челнинской мэрии Дима в свое время не то чтобы зеленый свет, но какое-то одобрение получал. 

Но что касается именно этого фильма, о том, действительно ли съемки будут вестись именно в Челнах, я ничего не знаю. Не знаю вообще ничего о том, как это будет выглядеть. Это абсолютно дело киношников, они меня в это не посвящали. Я общаюсь с продюсером, с автором сценария. Мы поддерживаем теплые отношения, они мне задают вопросы, консультируются, но это все имеет отношение не столько к кино, сколько к книге. Они уточняют эти моменты. Что они вылепят из книги, я не представляю и сам жду с большим интересом.

«Но что касается именно этого фильма, про то, действительно ли съемки будут вестись именно в Челнах, я ничего не знаю» «Вот это уже второй, индустриальный, вполне себе вписанный в промышленность вариант, и надеюсь, что с ним все получится. Знаю, что на уровне челнинской мэрии Дима [Стрижевский] в свое время не то чтобы зеленый свет, но какое-то одобрение получал» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Набережные Челны — это не такой город»

Деятели культуры, связанные с Набережными Челнами, высказали в разговоре с «БИЗНЕС Online» свое отношение к будущему сериалу.

Олег Кинзягулов — художественный руководитель Набережночелнинского государственного татарского драматического театра им. Гилязова:

— Будет ли успешен этот сериал? Конечно же, будет. Потому что Шамиль Идиатуллин в своем романе очень тонко прописал душу подростка, который сталкивается с тем, что и родителей давно не видит, и живет в бурно развивающемся городе, и если соблюсти вот эту теплоту, которая заключена в самом романе, то, я уверен, фильм точно будет успешным. А если переходить в какой-то такой сугубый криминал, который затрагивается в романе, то тогда не знаю. Это такая палка о двух концах. Но история-то романа не о том, с каким криминалом сталкивается герой. А о том, что он делает выбор в сторону семьи. Что он будет ее защищать, будет ее поддерживать, а не заниматься сторонними делами.

Есть ли повод для опасений, что челнинцы могут оскорбиться, увидев в фильме не самые приятные сцены реалий города Брежнева 80-х? Конечно, есть. Потому что когда я сам ставил спектакль, то понимал, на что шел. И убирал эти острые темы. Но, даже несмотря на это, все равно бывали такие случаи, когда зрители после спектакля находились в каком-то истерическом состоянии, плакали. Я к ним подходил, интересовался, что случилось, и мне рассказывали, что их близкий родственник или друг случайно попал в похожую ситуацию. Это для них самих больно. 


Факиль Сафин — писатель, лауреат Тукаевской премии, руководитель набережночелнинского отделения союза писателей РТ:

— Если там речь пойдет о бандах, которые орудовали в Набережных Челнах, то мне от этого сразу неприятно стало. Это для меня родной город. Какие-то подростки тогда вольничали, наверное, но я бы не сказал, что какая-то агрессивная молодежь орудовала в городе. Потому что мы тогда все созиданием занимались. Кто на КАМАЗе, кто среди строителей города. У нас город был такой, очень позитивный, романтизм большой был. У подростков какие-то вольницы, наверное, имели место, но сказать, что орудовали в Набережных Челнах банды, я не могу. Набережные Челны — это не такой город. Я вот на КАМАЗе работал, и у нас совершенно другая была атмосфера. И если наш город представят вот в таком виде, я к этому фильму буду отрицательно относиться.