Поводом для написания статьи известным религиозным деятелем Арсланом Садриевым стало так называемое дело о талаке, длившееся с 2019 по 2021 год, в котором точка была поставлена только 30 января текущего года Поводом для написания статьи известным религиозным деятелем Арсланом Садриевым стало так называемое дело о талаке, длившееся с 2019 по 2021 год, в котором точка была поставлена только 30 января текущего года Фото: «БИЗНЕС Online»

Приведенное в этом хадисе повествование прямо противоречит Корану

Пророк сказал: «Самое ненавистное для Аллаха из дозволенного — это развод». Этот хадис и стал отправной точкой для обозначения такого явления в жизни мусульман, как развод, самым негативным образом. Однако необходимо отметить, что этот хадис имеет разорванную цепочку передатчиков, а значит, не может быть признан достоверным, к слову сказать, он и не приводится в наиболее авторитетных сборниках хадисов, таких как Сахихи имама Бухари и имама Муслима. Он приводится, в частности, в Суннане Абу Дауда, но и там он относится к категории слабых хадисов.

Позже созданный этим повествованием стереотип укоренился в общественном сознании мусульман, в том числе и из-за абсолютной нетерпимости к разводу со стороны христиан, с которыми мусульмане всегда и везде жили бок о бок. Со временем уже мало кто задавался вопросом о его достоверности и правильности в целом. Тогда как приведенное в этом хадисе повествование прямо противоречит Корану, ведь не может быть ничего, что было бы ненавистно Аллаху и при этом дозволялось бы Им.

Полностью по пути христиан мы, мусульмане, конечно, не пошли и в этом вопросе, но некую аналогию все же попытались выстроить. Известно, что христианское догматическое установление относительно брака дозволяет развод лишь в особых, крайних случаях по разрешению высших иерархов церкви, а в целом развод считается делом недопустимым. Однако данное положение на протяжении всей истории существования христианства было одним из наиболее трудновыполнимых для верующих, что в результате и привело к практически повсеместному его игнорированию в последние столетия.

Вопросы семейно-брачных отношений и установлений, связанных с ними, рассматриваются в Коране достаточно часто, начиная с 2-й суры, их можно встретить также в сурах 4, 5, 24, 33 и т. д. Что касается 28-й части — джуза (одна из 30 приблизительно равных частей Корана — прим. ред.), одной из последних частей Корана, то в ней, почти в каждой суре, так или иначе упомянуты аспекты семейных отношений. Необходимо отметить, что на протяжении всего коранического повествования устанавливается определенный баланс между этими отношениями и отношениями человека с Богом.

Причем в одной из сур этой части, в суре «Аль-Хашр» («Собрание»), сказано, что важно не забывать о Боге в потоке житейской суеты, в том числе связанной с семейными отношениями, хотя это настолько непростое дело, что, если бы подобное было велено горе, она раскололась бы на мелкие кусочки.

Как я уже отметил, почти каждая сура этой части содержит те или иные установления относительно семейных отношений и уже начиная с первой суры этой части, суры 58 «Муджадала» («Препирающаяся»), дается оценка «зихару» — бытовавшей у арабов практике развода в виде отстранения от своих супруг в плане интима, но не полного расставания с ними. При этом порицается не развод как таковой, а та форма, в которой он был совершен. Ведь форма сожительства людей разного пола, не являющихся друг другу близкими родственниками, такими как, например, мать и сын или дочь и отец, которая препятствует продолжению рода человеческого, является в исламе абсолютно запретной. Более того, тот, кто попытается прибегнуть к этому, по тяжести совершенного проступка фактически приравнивается к убийце человека, т. к. предусмотренные в этих случаях наказания полностью совпадают: освободить раба, а если не нашел такого, то поститься два месяца последовательно, а если не смог, то накормить 60 неимущих, так об этом говорится в 92-м стихе 4-й суры «Ан-Ниса» («Женщины»). Т. е. сознательное препятствование выполнению ключевой роли человека как живого существа, а именно: передачи той жизни, которую он получил от своих предков своим потомкам, является абсолютно недопустимым.

«Необходимо признать, что нет никакой гарантии абсолютно правильного выбора человеком своего спутника жизни, даже если ты относишься к избранным Богом людям» «Необходимо признать, что нет никакой гарантии абсолютно правильного выбора человеком своего спутника жизни, даже если ты относишься к избранным Богом людям» Фото: ru.freepik.com

Брак — это всегда своего рода лотерея

О духовной стороне жизни человека говорится далее в этой же суре, где сказано, что ни имущество, ни дети человека сами по себе не являются тем, что помогает ему обрести довольство Аллаха, и что нет среди истинно верующих тех, кто любил бы своих близких, которые противостоят Аллаху, больше, чем Его, вне зависимости от степени их близости и родства. В этом же джузе, в 63-й суре «Аль-Мунафикун» («Лицемеры»), человек предупреждается о недопустимости отвлечения от поминания Аллаха из-за забот, связанных с его имуществом и детьми, а в 64-й суре «Ат-Тагабун» («Раскрытие самообмана») даже говорится, что среди супруг и детей могут быть враги, которых нужно остерегаться. В суре 60 «Аль-Мумтахана» («Испытуемая»), где также рассматриваются определенные аспекты вопросов семьи и брака, в частности между супругами, которые придерживаются различных религиозных взглядов, установлен порядок прекращения таких отношений, а также прямо говорится о недопустимости держаться за семейные отношения с теми из супруг, которые погрязли в язычестве.

Ну и как итог две последние суры этой части открывают для добропорядочного верующего в том числе и в первую очередь для пророка Мухаммада один из путей разрешения сложной ситуации, которая может сложиться в семье, а именно — развода. В 65-й суре «Ат-Талак» («Развод») излагаются положения, по которым должно осуществляться расторжение брачных уз, ведь она так и называется — «Развод». Символична следующая за ней 66-я сура «Ат-Тахрим» («Запрещение»), которая предостерегает запрещать, т. е. объявлять харамом, то, что дозволил Сам Всевышний Аллах. Развод не харам! В этой суре речь также идет о разводе.

Необходимо признать, что нет никакой гарантии абсолютно правильного выбора человеком своего спутника жизни, даже если ты относишься к избранным Богом людям — пророкам и посланникам, о чем свидетельствует 65-я сура Корана, приводя в пример худших из женщин: жен пророков Ноя и Лота. Брак — это всегда своего рода лотерея, и, делая выбор, человек может лишь надеяться, что ему удастся сделать его правильно, для чего, собственно, и существуют определенные критерии выбора супруга, описанные пророком Мухаммадом и передаваемые в достоверных хадисах.

«Развод обусловлен целым рядом условий, единственная цель которых не дать человеку принять поспешного решения, особенно если в семье намечается потомство или уже воспитываются дети» «Развод обусловлен целым рядом условий, единственная цель которых — не дать человеку принять поспешного решения, особенно если в семье намечается потомство или уже воспитываются дети» Фото: ru.freepik.com

«Единственным институтом, который одобряется Всевышним, является институт семьи»

Подчеркну: развод — это разрешенная, но крайняя мера и ее желательно избегать. С другой стороны, она в определенных случаях необходима, и на нее надо решиться, когда дальнейшее поддержание брака приносит только вред одной или обеим сторонам. При этом шаблонных ситуаций нет — все должно решаться в индивидуальном порядке.

Думаю, можно говорить о том, что ошибаться при выборе спутника или спутницы жизни — это естественно. Так бывает и, к сожалению, нередко. Другое дело что не нужно потворствовать скоропалительным решениям и действиям, приводящим к расставанию. Именно поэтому развод обусловлен целым рядом условий, единственная цель которых — не дать человеку принять поспешного решения, особенно если в семье намечается потомство или уже воспитываются дети. К решению этого вопроса необходимо подойти, что называется, с холодной головой. И, только после того как прошло определенное время, на протяжении которого необходимо все еще раз взвесить и обдумать, люди либо расстаются друг с другом, либо продолжают прежние отношения.

Поэтому мы можем еще раз отметить, что главное в земной жизни человека — соблюсти баланс между физической передачей этой самой жизни следующему поколению и духовным самосовершенствованием, проходящим через служение Всевышнему. Только таким образом и достигается довольство Творца, а не какими-либо крайностями, выраженными либо в полном отказе от брака, либо в погружении с головой в заботы о своей семье и имуществе.

Безусловной целью для любого человека на земле является получение довольства Аллаха. Однако отказ человека от воспроизводства рода человеческого является строго порицаемым, также порицаются и все формы такого отказа, будь то безбрачие или, что хуже, однополый брак. Таким образом, единственным институтом, который одобряется Всевышним, является институт семьи, состоящей из мужчины и женщины, которые рожают и воспитывают детей.

Притом что как и супруг, так и дети могут и не быть такими же правильными и праведными, как один из супругов или родители. Каждый человек — абсолютная индивидуальность, и не один из людей не несет бремя ответственности за кого-то другого, а значит, и не является заложником ситуации, когда муж или жена не разделяют морально-нравственных ориентиров друг друга. В этом случае и вступает в силу крайняя мера, к которой человек может прибегнуть для исправления сложной семейной ситуации, а именно — развод.

«Важно, чтобы муж не превратился в иждивенца, который вследствие отсутствия классического патриархального воспитания остается ребенком»

Ответственность за все совершенные действия несет лишь сам человек. Однако каждому, кто причисляет себя к умме мусульман, хорошо бы знать установления своей религии, регламентирующие его жизненный уклад. Касательно семьи можно сказать, что ценность ее весьма девальвирована в современном мире, причем как на этапе заключения брака, так и на этапе его расторжения. Верующим необходимо отказаться от всех форм как псевдобрака, когда в результате совместного проживания людей друг с другом не наступает никаких форм ответственности друг перед другом, так и форм псевдоразводов, которые нередко используют мусульмане, не прибегая к необходимому в этом случае временному периоду и обязательному привлечению свидетелей к бракоразводному процессу, как это было в момент заключения брака, о чем и говорится подробно в 65-й суре. Ведь для полноценного исполнения предписаний Аллаха необходима гарантия защиты прав сторон в браке, а такую гарантию в нашей стране на сегодняшний день может предоставить только государство в виде своих уполномоченных органов, таких как загс, в рамках которого и необходимо проводить все обозначенные процедуры. Искать же виноватых, кроме самих себя, — это ни для кого не новость. В этом вопросе больше проявляется секулярная сущность нашего сегодняшнего мира, где работа священника и его забота о своей пастве подменяются услугами психологов, будь то мусульманские или же любые другие, ну а когда есть спрос — есть и предложение.

Успешный брак — это всегда партнерство. Здесь важно все — начиная от идеологии и заканчивая финансовой стороной вопроса. Без решения всех этих вопросов невозможно создание и поддержание нормальных брачных уз.

Сейчас пытаются выставить как что-то уникально современное, когда жена зарабатывает больше мужа и фактически обеспечивает семью, однако это хорошо известные исторические сюжеты, и важно в этом случае, чтобы муж не превратился в иждивенца, который вследствие отсутствия классического патриархального воспитания в свои 20, 30, 40 лет остается «ребенком». В связи с этим набирает обороты такое явление, как феминизм, в том числе и в исламской среде.

Ответственность психологов за разрешение таких проблем — это и ответственность общества в целом, которое выбрало отказ от традиционных религиозных ценностей и обращается за решением своих вопросов не к Первоисточнику своего бытия, а к обычному человеку. Не секрет, что и в среде психологов, равно как и во многих других профессиях, масса неквалифицированных самозванцев, которые бросают тень на все сообщество. Для выхода из данной ситуации нужно, во-первых, полностью отказаться от поиска виновных вне нас самих, а также самое серьезное отношение и внимательное изучение того, что, по сути, является инструкцией по эксплуатации себя любимого, я говорю о Священном Писании. Во-вторых, наше духовенство в большей степени должно заниматься не обрядовой стороной ислама, а прилагать усилия для постоянной и продуктивной деятельности в своей пастве, решая насущные вопросы людей, в немалой степени связанные с взаимоотношениями в семье, доводя до человека сам дух шариатских предписаний в области семейных отношений и пытаясь предложить варианты решения наболевших проблем. В-третьих, я бы предложил психологам, журналистам и блогерам, которые считают себя мусульманами, озаботиться получением исчерпывающих знаний о своей религии, а не заниматься лишь поверхностными вопросами, подсвечивая отдельные, не самые лучшие, примеры семейных отношений.

Арслан Садриев