- Радик Мансурович, вы уже достаточно долгое время работаете на рынке транспортных услуг в двух регионах - Татарстана и Ульяновской области. Расскажите, пожалуйста, что сегодня представляет из себя транспортный рынок?

- Рынок транспортных перевозок представляет собой печальное зрелище, впрочем, как и семь лет назад. В лучшую сторону пока ничего не меняется. Этот рынок крайне сильно зарегулирован. Транспортный бизнес, и ни для кого это уже не секрет, довольно-таки «серый». И в этом виноваты не сами транспортники, а некоторые государственные структуры, - они поставили определенные препятствия, которые очень тяжело преодолеть.

В первую очередь крайне тяжело приходится логистическим компаниям и владельцам небольших компаний. Например, если у тебя в парке до 20 машин, работать на классической системе налогообложения (с НДС) нельзя. Все крупные предприятия работают на НДС. Понятно, что предприятия не хотят платить лишние налоги, а парков машин НДСшников не хватит для закрытия потребностей бизнеса. Казалось бы, одним решением можно убрать много проблем, но видно кому-то выгодно заставлять бизнес работать «по-кривому». В этом году были разговоры о том, что даже владелец одного транспортного средства сможет работать на классической системе налогообложения, но пока, к сожалению, этого не произошло.

- Помимо государства есть, наверное, и другие проблемы?

- Сегодня перевозчики работают в крайне тяжелых условиях. Первое, что урезает любой крупной производитель, это расходы на транспорт. На поставщика продукции, например, надавить тяжело, потому что их не так много - три, четыре игрока, с которыми крупные предприятия готовы работать. Между собой они могут договариваться и держать цены примерно на одной планке. Соответственно, с них много не выжмешь. А как еще сокращать расходы? Зарплаты не снизить: невыгодно лишать сотрудников мотивации. А где можно сэкономить? На аутсортинговых услугах. Транспортных, в первую очередь. Тем более на рынке перевозок много игроков. Предприятие ищет, где подешевле, а в итоге это стремление приводит к тому, что игроки уходят в тень. Тот, кто меньше платит налогов, лучше умеет договариваться с силовыми структурами, тот сегодня и предлагает лучшую ценовую политику. Как итог, 90 процентов транспортного бизнеса в России – «серый».

Сегодня идет полемика вокруг того, что тяжелый транспорт разрушает дороги. Но никто не задумывается о том, что если прекратить перевозки, опустеют прилавки магазинов и остановятся многие предприятия.

Перевозчиков снова и снова загоняют в такие условия, что они вынуждены давать взятки. Я один из руководителей ассоциации перевозчиков Ульяновской области, знаю более двух тысяч владельцев транспортной отрасли, кого-то лично, кого-то по общению через интернет, все говорят о том, что те же штрафы – это огромные суммы. Чтобы понять уровень коррупции, достаточно просто поставить видеокамеру у любого поста ДПС, а потом посчитать полученные наличные. Знакомые перевозчики рассказывали, как их в Уфе должны были оштрафовать на 400 тысяч рублей. Люди приехали и договорились решить все проблемы за «кэш» – 120 тысяч рублей.

Вообще, все перевозчики к апрельскому закрытию дорог готовятся с января: запасают «кэш». Нормальная практика, что водителям дают по 50 - 100 тысяч на дорогу, чтобы они ехали и эти деньги раздавали.

Опять же на время закрытия дорог ощущение, что мы живем не в единой стране, а в сборище феодальных княжеств. Кто во что горазд. В Удмуртии местные законодатели разделили дороги на классы, на 4 и 5 классах не действуют послабления для перевозки продуктов, ГСМ и других товаров первой необходимости. Платят все! Или свежий случай в Татарстане - везли моторное масло, полстраны проехали, заезжаем в Татарстан, на первом же весовом контроле говорят, что моторное масло исключено местным законом из списка горюче-смазочных материалов. Итог - 32 тысячи штрафа, это дороже, чем стоимость перевозки!

Говорить о том, что у нас транспортный рынок работает по правилам, что никто не берет и не дает взяток, то же самое, что утверждать, что наша футбольная команда – лучшая в мире.

«ОТКУДА В РОССИИ РОСТ ЦЕН В АПРЕЛЕ?»

- Однако некоторые компании умудряются выходить из ситуации по закрытию дорог. Например, в Татарстане, зная о грядущем запрете, был авансирована закупка и завоз стройматериалов на соципотечные стройки… Может, и в других сегментах есть решения?

- Я не так сильно знаком со строительным сектором, мы больше обслуживаем предприятия, специализирующиеся на производстве, «пищевке», а также мебельные. Строительные компании, конечно, тоже обслуживаем, но в меньшей степени. Им проще в том смысле, что запасы можно сделать на складах у дилеров. Но вопрос: насколько у предприятия хватит финансовых потоков, чтобы эти запасы сделать? Тем более все опасаются второй волны кризиса, никто лишнего на себя не набирает. Товарами запасаются только те, у кого есть деньги. И то это происходит за счет увеличения цены на другие товары. Те же стройматериалы, например. Почему они повысились именно в апреле?

Все думают, что вот, пусть перевозчики пострадают пару месяцев из-за закрытия дорог… Но ущерб для экономики ведь не ограничивается миллионами рублей, которые вкладываются в ремонт дорог. Экономия на перевозчиках – многомиллиардный ущерб экономике страны, ведь население переплачивает за те товары, которые ему доставляются. Ни один продавец не будет работать себе в ущерб. Почему именно в апреле начинается рост цен, который особенно бьет по самым необеспеченным слоям населения? Люди с малым достатком покупают товары наименьшей ценовой категории, а транспортнику ведь не важно, что везти, «Роллс Ройс» или недорогое печенье. Транспортная наценка на 100 тысяч рублей наименования товара в зависимости от дальности перевозки варьируется до 30 процентов. Изменения с 30 до 50 процентов напрямую сказывается на конечной стоимости товара. То же печенье будет продаваться на 20 процентов дороже. Если брать тот же «Роллс Ройс», то его транспортная наценка будет одной сотой процента…Вывод такой - закрытие дорог бьет по 90 процентам населения, а «олигархи» и чиновники его и не заметят, только на этом заработают.

- Какой выход из сложившейся ситуации?

- Дороги надо строить хорошие и воровать меньше. Русский националист Демушкин как-то написал в блоге о своей поездке в Чечню. Там один товарищ с нарушениями дорогу построил, то ли украл, то ли сэкономил. Приехал Кадыров, провели замеры, выяснили, что работа не соответствует ГОСТу. Рамзан посмотрел и сказал только одну фразу: «Брат, скажи мне, какого числа тут все будет переделано так, как должно? За твой счет, естественно». И этот чиновник все переделал. Я не знаю, где он брал деньги, но все было исправлено в лучшем виде. Вот и все.

Если наши не могут строить, тогда давайте наймем иностранные компании, которые сделают нам дороги лучше и в три раза дешевле. Это нормальная практика. Если мы не можем иначе, если у нас воруют, надо решать проблему иначе.

«НАС ЖДЕТ СУДЬБА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ»

- А кто сегодня основные игроки на рынке транспортных перевозок в РТ?

- Крупного бизнеса нет. Одного серьезного лидера тоже. Компаний достаточно много. Порядка 30 - 40 компаний приблизительно одного уровня. Из них процентов 20 ежегодно меняется.

- А в России есть крупные компании?

- Есть, но они завязаны на крупных товаропроизводителях. Понятно, что «Магнит» построил под себя мощную логистическую структуру. Так и другие, это либо карманная компания, либо она под кого-то заточена, либо осталась с советского периода, как «Совфрахт».

- Как бы вы оценили татарстанский рынок в деньгах?

- В Татарстане в день осуществляется минимум две тысячи машинорейсов по средней в цене 500 долларов. Умножаем и получаем ежедневный оборот по перевозкам более одного миллиона долларов. Это не включая перевозку инертных материалов для строительных компаний, где другая специфика рынка и многих других видов автоперевозок.

- 30-40 игроков на рынке – это много или мало?

- Мало, потенциал у рынка еще есть. Любой человек сегодня может этот бизнес построить. Появляются же новые автомобильные бренды. В 90-х тоже казалось, что авторынок поделен, но ничего, пришли корейцы, китайцы и стали работать. И так в любом сегменте. Главное, верить и стараться. Вся наша жизнь – конкуренция. Человек уже рождается на свет в конкурентной среде. У каждого свой удел.

- Много ли иногородних игроков на татарстанском рынке?

- Достаточно. Но просто так не зайдешь, специфика региона.

- Поменяется ли что-то со вступлением в ВТО?

- Думаю, что ВТО приведет к тому же, что произошло на западных рынках, когда восточноевропейские транспортники вытесняли французов, немцев, испанцев и итальянцев. Нас ждет судьба Западной Европы. Скорее всего, они же нас и подвинут. Во-первых, у них автомобили дешевле, субсидирование развито, есть грантовая система (можно получить 250 тысяч евро на развитие бизнеса). Получается, у нас новая машина стоит 100 тысяч евро, у них – 70 тысяч евро. Цена наемного водителя – 1-1,5 тысячи евро. Такая же, как и у нас. При этом налогообложение по отношению к перевозчикам у них гораздо либеральнее, в конкурентной среде они работают лучше, у них хорошими взаимоотношения с мировыми холдингами.

IMG_0336-5.jpg
«Люди должны видеть, что ты пашешь. Тогда им будет стыдно не пахать. А ненужные отсеятся сами собой»

«МЫ ВОЗИЛИ ГРУЗЫ В ЮЖНУЮ ОСЕТИЮ И ЧЕЧЕНСКУЮ РЕСПУБЛИКУ»

- А вы к каким игрокам сегодня себя относите? К крупным, средним, мелким?

- 75 процентов всего российского транспортного парка сегодня принадлежит небольшим предприятиям (до 20 машин). На данный момент в моем парке больше 20 машин.

Отношу себя к средним игрокам. Доля рынка, которую «Глобал» занимала, в разные периоды то увеличивалась, то уменьшалась. В какой-то период мы по объему перевозок даже входили в пятерку крупнейших транспортных компаний Поволжья.

Я не только транспортник, но еще и логист, то есть могу, например, поставить какому-нибудь предприятию порядка ста машин в день.

Все машины в нашем автопарке импортные. Был как-то неприятный опыт владения МАЗами. В наших условиях более рентабельно владеть импортными авто. Причем, хорошими. Надо брать или новые, или автомобили до трех лет.

Думаю, что со вступлением в ВТО транспортный парк в России обновится. Мы придем к тому, что таможенные пошлины на трехлетние и пятилетние грузовые машины будут меньше.

- А вы какими именно перевозками занимаетесь? Возите ли что-то в Казань?

- Межрегиональными. Мы возили грузы даже в Южную Осетию и Чеченскую Республику в самое неспокойное время. Одним словом, нерешаемых задач для нас нет.

Наша транспортная компания объединяет несколько компаний, но основной локомотив, конечно, «Глобал». Под этим брендом мы работаем уже с 2005 года. Оперативно я руководил компанией до 2008 года.

- Почему компанию назвали «Глобал»?

- Тогда был замах. И это было нормально, когда мы росли на несколько тысяч процентов ежегодно. Пусть и был эффект низкой базы.

- А вы местный игрок или иногородний?

- 50 на 50. Половина транспортного бизнеса у меня здесь, половина в Ульяновске.

- У вас же несколько видов бизнеса, какой из них самый сложный?

- У меня автотранспортный бизнес, производство дверей в Ульяновске (компания «Виндорс»), СТО (станция технического обслуживания для грузовых автомобилей и продажа запчастей), готовится к запуску халяльный мясокомбинат. Сложно все, но продажа и торговля, конечно, проще производства. У меня была фабрика по производству мягкой мебели. Я столкнулся с тем, что из коллектива в 80 человек в течение двух лет мы закодировали от алкоголизма 40. И везде по России так.

Когда я ехал в Череповец, мне было грустно смотреть, как вымер русский север - Череповец, Вологда, Ярославль, Кострома… Там фактически уже нет деревень, Москва все высосала. Едешь и видишь мертвую деревню, тысячу пустых дворов. Ни души! Хотя еще в 70-х годах они были живы.

В Татарстане та же проблема: в селах остается мало активных людей, мало людей, которые готовы что-то делать, потому что они видят, что в Казани возможностей больше. И жизнь интереснее: можно в театр сходить, кино. Меньше работать и при этом больше зарабатывать.

IMG_0333-7.jpg
«Транспортный бизнес тяжел тем, что как только ты отходишь от оперативного управления, в бизнесе начинается завал. Личное участие в транспортном бизнесе должно занимать 95 процентов времени, иначе не будет никакого развития»

«БАБЛИСТЫ» ПРИШЛИ К ВЛАСТИ

- Вы человек, который видел дороги в других регионах. Как оцениваете качество казанских дорог?

- В Казани ужасные дороги. Как и везде в России. В более или менее сносном состоянии сейчас дороги на юге. Может быть, на хорошее состояние влияют другие климатические условия. Хотя в Швеции и Норвегии они такие же, как у нас, а дороги идеальные. В Канаде есть даже провинции, где ходят 30-метровые автопоезда с 60-тонным грузом. И никаких проблем с дорогами нет! Поэтому винить климат в плохих дорогах – от лукавого. Сказывается, конечно, но не так существенно. Надо больше работать, и все. В советское время ведь и Норильск построили, и другие города. В Германии дороги, построенные семьдесят лет назад, до сих пор в идеальном состоянии. Если дело идет о слугах народа, то руководители должны понимать, что всему обязаны именно народу. Не они цари, мы цари для них, народ.

- Тема царя в последнее время достаточно активно обсуждается… А кто для России нужен - царь или менеджер?

- Сменяемый царь (без престолонаследия). Человек, который долго был у власти, должен руководить государством. Один человек. А в регионах однозначно должна быть выборность и сменяемость. Чиновники на местах большинство изменений сверху просто бойкотируют. Царьки, которые развелись по всей России, делают все, чтобы показать видимость деятельности. Даже жесткая вертикаль не сработала. Царьки просто контролируют силовые органы, иногда федеральные надзорные органы. Последние представляют отчеты, что местный царек делает все правильно. Где объективность?

- На ваш взгляд, после событий в «Дальнем» что-то начало меняться?

- «Дальний» воспринимаю, как политическое решение. Проблемы, как в «Дальнем», можно встретить в каждом уголке страны. То, что вокруг «Дальнего» сделали шар, вокруг которого все танцуют, это неправильно. Считаю, это просто политический заказ. Может быть, даже попытка раскачать ситуацию. Ведь подобное есть в каждом регионе.

Во что все упирается? В то, что хозяевами жизни чувствуют себя силовые структуры, а не мы, народ. Если человек пошел на службу, он нанялся работать на народ. То, что государство выступает банком, куда мы складываем деньги, а оно в свою очередь платит силовикам зарплату, не значит, что государство должно вымогать деньги и вести себя как опричник. Общаясь со старшим и младшим поколением полицейских, понимаешь, что ментальность абсолютно разная, где-то даже ущербная.

- Значит, Сафаров прав, говоря о существование двух разных полицейских? Кто такой - новый полицейский?

- А кто такой - новый россиянин? Человек, воспитанный на пропаганде 90-х, когда нам в уши вливали грязь и все, что только можно… Хотя и сейчас вливают, когда западные аналитики работают против нашего государства. Это нормально, мы тоже ведь пытаемся работать против них. Но в 90-е Запад вбил людям в мозг, что главное в жизни – деньги, бабло. И ничего, кроме них, не существует! Эти баблисты сегодня пришли к власти, они делают карьеру, потому что им проще друг с другом договариваться: там денежку отдал, тут, рука руку моет. Если другие ценности у них и есть, то на зачаточном уровне. Отсюда и предательство, неуважение к своему населению.

- А Вы по работаете чаще сталкиваетесь с новым поколением или старым?

- Я живу в обществе, возглавляю несколько общественных организаций, политически и публично человек я активный, поэтому могу сказать, что доля честных и хороших молодых людей меньше, чем была раньше… И это для страны большая проблема. Все идет от семьи, воспитания. Сейчас надо воспитывать новое поколение, тех, кто родился, растет.

Мы вообще теряем институт семьи, об этом мало говорят. Проблема у нас ведь в людях, а не в экономике. Новых людей получить мы не можем, но мы же должны развиваться. Да, где-то применяя довольно жесткие меры. Допустим, я сторонник смертной казни для особо тяжких преступлений. Также я сторонник того, чтобы убрать кормушку от чиновников и силовых структур.

А как она может быть убрана? За счет максимальной либерализации по налогам. Все же понимают, почему все делается так, как делается. Есть бизнес, который может работать честно, но чтобы работать честно, он должен платит всем белые зарплаты, участвовать в тендерах, платить налоги, но тогда себестоимость услуг будет большая. Есть бизнес, который может работать нечестно, себестоимость его услуг будет существенно ниже, но такой бизнес, чтобы выжить, должен иметь крышу. То есть над ним должны быть или силовые структуры, или чиновники. Получается, что некоторым представителям властьимущих сохранять подобный порядок просто выгодно, чтобы иметь возможность его контролировать.

P1000627-1.jpg
«Каждый бизнес строится индивидуально. В каком-то первостепенное значение имеет команда, в каком-то система, в каком-то руководитель»

«ЛЮДИ ДОЛЖНЫ ВИДЕТЬ, ЧТО ТЫ ПАШЕШЬ»

- Вы много говорите о несправедливости налоговой системы, административных препонах. А сами когда начали свой бизнес?

- Я начал бизнес в 26 лет, в кармане у меня была тысяча долларов. До этого я занимался физическим трудом, освоил много профессий, и так же, как сейчас, работал по 16-18 часов. Поэтому зарплата у меня была тройная, но в какой-то момент я действительно понял, что все, это потолок, дальше которого я не пойду. Кормить чужого дядю, работать круглосуточно, иметь потолок… Выход – только собственный бизнес.

- И каким был первый шаг? Что Вы сделали с тысячей долларов?

- Сначала я промониторил рынок, думал, чем вообще можно заняться, потом смотрел, кто чем занимается. Одна из моих идей – открытие диспетчерского пункта. Плохая коммуникация была бичом всех перевозчиков, а на тот момент почти все они были частниками. На предприятиях был логист, он обзванивал дядю Федю с дядей Петей, который мог работать в другом месте или внезапно запить. Сами предприятия хотели бы переложить эту функцию на профессиональные организации, коих тогда можно было пересчитать по пальцам. С этого и началось.

99 процентов денег на первоначальном этапе направлял на развитие бизнеса. Жил, ночевал на работе. Снял маленький офис, где можно было поставить один стол, диван и телефон. Сам объехал всех владельцев транспорта, представителей заводов, объяснил, почему им надо работать со мной. Понятно, что, может, только один процент из всех действий, что я предпринял, дал результат. Но потом этот процент начинает работать.

Лишние десять рублей экономил, следил, что звонок был только с IP-телефонии, а не с сотового. Так и надо поступать на начальном этапе бизнеса, пока не сколотишь определенный капитал. Экономия и требовательность, начинающая с себя. Люди должны видеть, что ты пашешь. Тогда им будет стыдно не пахать. А ненужные отсеятся сами собой. У людей должна быть верная мотивация, зарплата от достигнутых результатов. Наверное, лучше набирать молодых, тех, кто может расти и «зажигать» вместе с тобой.

Каждый бизнес строится индивидуально. В каком-то первостепенное значение имеет команда, в каком-то система, в каком-то руководитель. Много зависит от системы налогообложения, от людей в населенном пункте, где ты работаешь, от закодированных сотрудников, влияния силовых структур. Факторов тысячи.

Транспортный бизнес тяжел тем, что как только ты отходишь от оперативного управления, в бизнесе начинается завал. Личное участие в транспортном бизнесе должно занимать 95 процентов времени, иначе не будет никакого развития.

- Насколько бизнес конкурентен?

- Очень конкурентен. Многое зависит от людей. Нет права на ошибку. Где-то не вывез продукцию – вылетел с завода. Пришел новый управленец, ты ему просто не понравился – он представит тебя перед собственниками в негативном свете.

«СТРАШНА НЕ ВТОРАЯ ВОЛНА КРИЗИСА, А ТО, ЧТО СТРАНА НЕ ГОТОВА К НЕЙ»

- Вы упомянули о второй волне кризиса. Вы в нее верите?

- Да, она однозначно будет. Кризис в любом случае придет, поэтому я не ошибусь, если скажу, как эксперт, что будет и вторая волна. Вопрос в том, когда она придет. Сейчас или через десять лет? Оценить ее масштабы пока сложно, никто их не знает. Много геополитических факторов. Страшна не вторая волна кризиса, а то, что страна, наши люди, не готовы к ней. Ни финансово, ни морально. В 90-е годы люди пошли в огороды, а сейчас куда пойдут?

- Вы сами-то ко второй волне кризиса готовитесь?

- Если все начнет валиться, что не имей – потеряешь. Возьмите 1917 год. Будь ты владельцем имения или крестьянином, ты имел одинаковые шансы на выживание. 50 на 50. То же и сейчас. Хотя не думаю, что все будет так плохо. Но над некоторыми моментами надо работать. Сегодня мы в одной из стадий по демографии, которая почти невозвратна. Россия вступила в ту демографическую стадию, из которой за всю историю человечества ни одно государство не смогло выбраться.

- Как пережили 2008 год? Тяжело было?

- Очень, но мы удержались. Это мне и дало импульс для развития других бизнесов. После определенных заработанных денег, я проще отношусь к ним. Конечно, как и у любого нормального человека, у меня есть желание заработать как можно больше, но я не готов их зарабатывать, нарушая этические рамки. У меня есть определенные представления о том, как можно зарабатывать деньги, а как нельзя.

Человеку на самом деле не важно количество денег, главное, чтобы он был счастлив. Можно зарабатывать тысячу долларов в месяц и быть абсолютно счастливым человеком, иметь семью и радоваться жизни. А можно иметь миллиард долларов и быть при этом абсолютно несчастным человеком.

- Три секрета вашего успеха?

- Богобоязненность, доброта и сабр (терпение).

IMG_0530-6.jpg
«Как человек и мусульманин я счастлив, но у меня вызывает опасения то, что происходит в нашей стране. Наш народ деградирует и вымирает, большие процессы меня очень беспокоят» (на фото – Радик Гафуров во время хаджа в Мекку в 2011 году)

- А вы счастливы?

- По большей части да, как человек и мусульманин я счастлив, но у меня вызывает опасения то, что происходит в нашей стране. Наш народ деградирует и вымирает, большие процессы меня очень беспокоят. Но и как мусульманин я несчастлив в том смысле, что сегодня мусульмане убивают друг друга по всему миру. Как татарин я несчастлив: моя нация за последнее десятилетие сократилась на 200 тысяч. И при этом падает самооценка нации. Несчастлив я из-за того, что Россия не дала четкого и уверенного тренда, что мы идем вверх. Грустно от понимания того, что если не будет России, не будет и татарской нации, не будет и большинства наций, которые на территории этого государства проживают. И Россия в целом: чем больше и быстрее интегрируется в мир, тем быстрее ее размоет. Почему раньше нации особо не распадались? Потому что были села, самодостаточные единицы, компактное проживание. В Турцию из Казанской губернии в XIX веке выехало несколько сотен тысяч мухаджиров. Сейчас татар на всю Турцию меньше 50-и тысяч, хотя должно было стать несколько миллионов. Они просто ассимилировались и растворились.

Падение нравов идет страшное. В Москве коренных москвичек выталкивают из метро только за, что они в платках. О чем это говорит? О незнании истории. Кто их выталкивал? Не мусульмане.

Откройте интернет, посмотрите дореволюционные фотографии: 90 процентов женщин с покрытыми головами! Ходить с покрытой головой – русская традиция. Попытка превратить русский народ в среднеевропейский привела к деградации. Развивались мы раньше за счет сильнейшей духовности, а сейчас? Дело не в лозунгах, а в голове. Живи, как жили предки, которые мирно соседствовали с разными народами, и все будет хорошо.

Знаете, что самое большое количество вновь обращенных мусульман в Голландии, где сильнейшее падение нравов, где даже гомосексуалистам разрешено вступать в брак и свободно продаются наркотики? О чем это говорит? О том, что стремление к добру и чистоте заложено в человеке, а когда грязь льет через край, потребность в истине усиливается. И истина для них предстает в исламе.

«МЫ БУДЕМ ЛОББИСТАМИ»

- Вы говорили, что общественная деятельность – один из смыслов вашей жизни. Вы возглавляете ассоциацию предпринимателей-мусульман РФ и татарских предпринимателей Ульяновской области. Что такое исламский бизнес? Неужели он есть?

- Сначала нужно понять, что такое ислам. Ислам регулирует все формы жизни человека, начиная с момента рождения и кончая смертью. Как ты должен вести себя с родителями, детьми, соседями, друзьями. Что ты должен говорить и кого благодарить, когда кушаешь, одеваешься, спишь. Как должен в обществе себя вести. Фактически ислам – это человеческая жизнь. Бизнес – одна из частей жизни…

- Была же другая ассоциация мусульман «Тархан групп». Что с ней?

- Она существует. Я общаюсь с этими ребятами. Ислам тоже подразумевает конкуренцию. Не бывает же одного производителя автомобилей. У нас разные задачи, у них – работать в Татарстане, у нас – в целом по России. Одна из наших задач – популяризация татарского ислама в России, его традиций. Татары все время были в авангарде развития ислама в России. А сейчас у нас период разобщенности. Не всегда муфтияты могут найти общий язык между собой. Без исламского фактора вытащить нацию сегодня невозможно. А это возможно только тогда, когда будет идеологическое единство. Мусульмане мало того, что разделились, они обвиняют друг друга, говорят, что ты плохой, а ты хороший. Терпение должно быть у людей. Это ведь не сказка про то, что идет попытка развала нашей страны, а исламский фактор – один из десятка факторов, через который раскачивают ситуацию. И люди должны отдавать себе в этом отчет. Раз развалили такую страну, как Советский Союз, развалят и Россию.

- Кто входит в вашу ассоциацию? Какие ее цели?

- Изначально – создать площадку для делового общения. У мусульман, которые сегодня ведут бизнес, возникает очень много вопросов: как вести бизнес, как выстраивать отношения между собой. Все люди разные, кто-то предпочитает общаться только с представителями исламского бизнеса. Мы попытались эти вопросы сформировать на федеральном уровне. Сегодня планируем открыть филиалы по всей России. Регистрационные документы как раз получаем в апреле, но организовались мы, как группа, еще в июле прошлого года. И первое наше мероприятие – республиканский ифтар. Людей становится больше. И мы откроем филиалы по всем регионам в течение этого и следующего года. В ближайшее время региональные представительства ассоциации предпринимателей-мусульман откроются в Чувашии, Башкортостане, Марий Эл, Удмуртии, Москве, Пензе, Оренбурге и Самаре. В начале марта в Ульяновске мы уже открыли филиал. За два года мы планируем присутствовать в 80-и процентах регионов Российской Федерации.

- Какие конкретно вопросы вы планируете решать?

- Мы будем решать многие вопросы, выступать как лоббистская сила. Я не говорю, что мы должны заниматься только увеличением исламских инвестиций в России или только развитием халяль-индустрии или другими вопросами, но мы можем способствовать развитию по всем направлениям. Это же нужно всей стране. Почему Люксембург, Швейцария и другие страны меняют модель в сторону увеличения исламских финансов, а Россия нет? Мы опять отстает от мирового тренда. У Британии все хорошо, но они ведь почему-то открыли сотни исламских банков. Участвовать в законотворчестве мы тоже планируем.

- Вы принимаете представителей любого бизнеса? Главное, чтобы предприниматель был мусульманином?

- Даже это не главное. Принимаем мы всех. Многие предприниматели хотят наладить коммуникацию между собой, создать информационную базу по всей России.

Как предприниматели-мусульмане, мы должны говорить о том, что у нас есть свой интерес, который мы должны вести. Некоторые под исламским бизнесом понимают только продуктовую халяльную индустрию. А на самом деле рынок огромный. Недавно, например, в "Корстоне" проходил татарстанско-турецкий мебельный форум. Приехали 80 представителей турецкой стороны, они рассказали, что они проводят около 200 подобных форумов по всему миру. И это только представители одного бизнес-сообщества. В итоге в Турции ВВП растет на восемь процентов в год…

Мы не хотим, чтобы нас обвиняли в том, что мусульмане хотят работать только с мусульманами, мы хотим сделать организацию, которая будет помогать развитию бизнеса. Да, в том числе там будут моменты, связанные с религиозностью. Почему в Турции есть этический бизнес? Как бы они ни ругались, но дошли уже до того, что люди на словах договариваются, что должны сделать то-то и то-то в такой-то срок. И если человек от своих слов отступает, то с ним уже вряд ли кто-то будет работать, как с бизнесменом. И это ведь было раньше! Вспомните про честное купеческое! До революции купцы ударили по рукам, и все. А сейчас заключили договор, проверили службы безопасности, и все равно доверия нет, и все равно кинут. Фирмы-однодневки ведь появляются как раз из-за отсутствия этики. А если будет этический бизнес, договора просто по большому счету станут формальностью. Конечно, вопросов нет, договора надо подписывать. Но и предприниматель должен прекрасно понимать, что если у него репутация «кидалова», то это скажется на его бизнесе. Люди должны понимать, что надо работать честно.

P1000616-4.jpg
«Хочу, чтобы дети были воспитаны в исламской традиции, знали свои корни, знали, откуда наши предки, кто мы, что у нас достаточно большая нация, а наши предки имели государственность мирового значения, имею в виду Волжскую Булгарию» (на фото – Радик Гафуров в Мекке в 2011 году)

«К УНИВЕРСИАДЕ – ИФТАР ФЕДЕРАЛЬНОГО МАСШТАБА»

- А сколько в вашей ассоциации сегодня предприятий?

- В Татарстане уже порядка 60-70 человек, но после получения нами всех регистрационных документов будет в разы больше. Предприятий больше, чем людей. Только я, например, владелец пяти бизнесов. У кого-то кафе, кто-то занимается строительными материалами, у кого-то парикмахерская. Пока мы подавали документы, законодательство менялось несколько раз: две недели назад и 1 января. Поэтому документы мы переделывали несколько раз.

Планы у нас грандиозные. Бизнесмены - люди креативные, в этом году мы планируем более масштабный ифтар - разговение в месяц поста Рамазан, чем в прошлом. А в следующем году Рамазан совпадает с Универсиадой, поэтому мы выдвинули идею об организации ифтара федерального. Когда вместе соберутся студенты разных национальностей. Ведь ифтар – не только религиозное мероприятие: проповедь в мечети, а общее застолье после поста. За общим столом могут сидеть люди любой религии и национальности. В Стамбуле, например, ифтар собирает 100 тысяч человек. Если у нас получится реализовать идею, федеральный ифтар станет той изюминкой, что выделит нашу Универсиаду среди остальных. Спортивные мероприятия ведь везде проходят. Пока мы идею только озвучили, решения нет. Но и ни одного негативного отзыва тоже нет. Почему, когда говоришь - Татарстан, его путают с Казахстаном? А когда говоришь «Рубин», люди понимают, что речь идет о Казани? Ифтар тоже станет такой же фишкой. По крайней мере, для мусульман по всему миру. О нем будут знать все.

«МОЯ МЕЧТА – ХОТЯ БЫ ПЯТЬ ДЕТЕЙ»

- Расскажите, пожалуйста, о себе и своем пути. Чем занимаетесь в свободное от бизнеса и общественных дел время?

- Я женат, воспитываю сына. Зовут его Абдул-Малик. Родился я в Ульяновске, пожил в нескольких регионах. Например, успел пожить в Санкт-Петербурге, Набережных Челнах. Много ездил по стране, видел, кто как живет и общается. Из хобби чем только не увлекался! Занимался туризмом и спортом. Поскольку в детстве рос в деревне в Мензелинском районе, не понаслышке знаю, что такое деревенский труд. С 6 лет сенокос и другие прелести деревенской жизни.

- У Вас есть дача?

- Мой частный дом заменяет мне дачу. Но на самом деле времени на землю сегодня не хватает. Общественная жизнь, бизнес его съедает, из-за этого я и семью не так много времени вижу. Стараюсь участвовать в воспитании сына. Хочу много детей! Моя мечта – хотя бы пять! Поэтому я и дом построил сразу большой, что дети, внуки, правнуки про меня говорили: вот бабай построил настоящее семейное гнездо, хороший дом, куда с удовольствием можно приезжать, где всегда с радостью примут.

Хочу, чтобы дети были воспитаны в исламской традиции, знали свои корни, знали, откуда наши предки, кто мы, что у нас достаточно большая нация, а наши предки имели государственность мирового значения, имею в виду Волжскую Булгарию. Попытаюсь детям донести то, что нужно готовиться к Судному дню, и что не все измеряется деньгами в этом мире, что человек должен был этичен.

Мне нравятся такие моменты, которые были у нас и которые мы потеряли. У меня бабай, по отцовской линии, 1893-го года рождения. В 14-м году его призвали на первую мировую войну, он так же участник Великой Отечественной. Он прожил 96 лет, до 1989 года, мне тогда было 11 лет. Я помню, когда он заходил в дом, все проявляли к нему уважение. И это было в нашей традиции: вставать, когда старший входит. Пока он не сел за стол и не сказал, что надо кушать, никто не кушал. Эта традиция – дань уважения старшим, которые вырастили, поставили на ноги, сделали людьми. Это было и у татар, и у русских, у многих других национальностей. Сегодня это потеряно. Мне очень понравилось высказывание Рустама Нургалиевича на одной из конференций, где ему предложили создать дом престарелых для татар. Он искренне удивился и сказал, что у мусульман нет и не может быть домов престарелых. Наши старики должны жить в семьях. Нет детей, родственников – заберут соседи. Нельзя бросать стариков, детей, жен.

Справка

Гафуров Радик Мансурович

Дата рождения: 25 октября 1978 года
Место рождения: Ульяновск
Место жительства: Казань
Семейное положение: женат, воспитывает сына

1995 - 1999 – обучение в Ульяновском Государственном Техническом Университете, факультет информационных систем и технологий, специальность: приборостроение.
1999 - 2005 - рабочие специальности: сборщик-обстрельщик мягкой мебели, разнорабочий, охранник, грузчик, менеджер по продажам.
2001 - 2005 - индивидуальный предприниматель.
08.2005 - 08.2008 – генеральный директор ООО «Глобалтранс».
08.2008 по настоящее время - председатель совета директоров группы компаний «Глобал».

Общественная деятельность: президент ассоциации предпринимателей мусульман РФ, президент Ульяновской областной общественной организации татарских бизнесменов «Сембер», президент Благотворительного Фонда «Сембер», председатель контрольно-ревизионной комиссии федеральной национально-ультурной автономии татар, член президиума совета общероссийского общественного движения «Российское исламское наследие», член президиума исполкома Ульяновской областной национально-культурной автономии татар

В 2010 году за добросовестный труд и профессиональное мастерство был занесен на доску почета «Лучшие люди Ульяновской области»

ГК «ГЛОБАЛ»:

Фабрика дверей «ВИНДОРС» основана 2010 году, персонал 40 человек, производственная мощность 3000 дверей в месяц.
Производство классических, багетных и современных межкомнатных дверей.

ООО «АВТОПРОФИ» основано 2008 году, персонал 30 человек.

Станция технического обслуживания грузовой, автобусной, сельскохозяйственной и спецтехники.
Продажа запчастей, ГСМ, спецодежды.

ООО «ГЛОБАЛТРАНС» основано 2005 году, персонал 45 человек.
Транспортно-экспедиционные услуги.

Спонсор проекта "Персона"

9915.jpg

Банк ВТБ

ОАО "Банк ВТБ" и его дочерние банки (Группа ВТБ) являются ведущей российской финансовой группой, предоставляющей широкий спектр банковских услуг в РФ, СНГ, странах Западной Европы, Азии и Африки. Основным акционером ВТБ является правительство России, которому в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом принадлежит 75,5% акционерного капитала.

Татарский филиал Банка ВТБ создан в 2002 году. В РТ действует 20 точек продаж группы ВТБ (Банк ВТБ, ВТБ 24, ВТБ-Страхование, ВТБ-Лизинг, ВТБ-Факторинг, ВТБ-Пенсионный фонд). Клиентская база насчитывает свыше 1500 корпоративных клиентов, из которых около 700 клиентов относятся к крупному и среднему бизнесу. Общий объем открытых филиалом кредитных лимитов достигает 100 млрд. рублей.