erid: Pb3XmBtztAHBXGwn3vXFzuscuCNHtoPP9tYaKki
Пути сохранения и популяризации традиционных музыкальных инструментов обсудили в ходе круглого стола, который состоялся на днях в Альметьевске. Как сообщает газета «Нефтяные вести», заседание прошло на выставке музыкальных инструментов народов мира ОЦ «Алмет». В обсуждении участвовали руководители Казанской государственной консерватории, колледжей искусств, музыкальных школ. К ним присоединились представители компании «Татнефть», которая в числе своих благотворительных проектов поддерживает возрождение традиционной культуры народов Поволжья. О том, почему старинные инструменты — это не сувениры и музейные экспонаты, а мощный резерв для развития современной музыки, — в нашем материале.
Мастерство и восторженность гида уникальностью магического звучания представленных экспонатов настроили участников заседания на творческий лад
Альметьевские музыканты ворвались в топ российской этномузыки
Мероприятие началось с увлекательной экскурсии по экспозиции музыкальных инструментов народов мира. Мастерство и восторженность гида уникальностью магического звучания представленных экспонатов настроили участников заседания на творческий лад.
В приветственном слове директор Благотворительного фонда «Татнефть» Ренат Мамин отметил необходимость возрождения и важность системного подхода в деле популяризации старинной музыкальной культуры народов Поволжья.
Он рассказал об особенностях этномузыкальных проектов, инициированных нефтяной компанией.
Коллектив «Кадим Алмет», организованный при выставке музыкальных инструментов народов мира, составил уникальную концертную программу. Она полностью основана на баитах и мунаджатах периода позднего Средневековья. Дебютный альбом стал победителем премии Russian World Music Awards* 2022 — это единственная профессиональная премия в России в области этнической музыки. Кроме того, композиции «Кадим Амета» попали в ротацию крупнейших мировых радиостанций.
В приветственном слове директор Благотворительного фонда «Татнефть» Ренат Мамин отметил необходимость возрождения и важность системного подхода в деле популяризации старинной музыкальной культуры народов Поволжья
Напомним, что столь значимых успехов творческий коллектив достиг всего за каких-то два года. Когда распахнул свои двери ОЦ «Алмет», одной из его локаций стала вышеупомянутая выставка. С первых же дней здесь «закипела» работа по реализации нестандартных творческих проектов, в том числе по реконструкции музыкально-поэтического наследия нефтяного региона. Инициатором и идейным вдохновителем этой деятельности является генеральный директор «Татнефти» Наиль Маганов.
«Обращаясь к этой теме, мы даже не представляли себе, с каким богатством столкнемся, — сказал Наиль Маганов. — Как этим богатством правильно распорядиться, чтобы познакомить своих соотечественников с этой культурой, показать им настоящие истоки, корни, настоящие возможности? Мы пришли к мысли, что надо посмотреть, где еще остались островки этой культуры. И пришла такая идея: давайте объединим силы и сделаем эту культуру достоянием всех людей».
Кроме «Кадим Алмет», развивается и другой проект — ансамбль «Карлыгач». Он создан на базе детской музыкальной школы №2. Коллектив является лауреатом региональных, российских и международных конкурсов, участвует в мастер-классах основ игры на этнических инструментах.
Безусловно, особое место занимает проект, благодаря которому появилась возможность возрождения аутентичных инструментов и экспериментальных образцов исконных татарских музыкальных инструментов. В Альметьевске сейчас изготавливаются думбыры, кыл кубызы, дафы. Многие экземпляры уже переданы в дар музыкальным образовательным учреждениям. Такими проектами по праву можно гордиться.
Вадим Дулат-Алеев: «Огромная благодарность компании «Татнефть» за начинание и высокий уровень подхода к данному направлению»
Старинный инструмент не сувенир
Доклад о задачах и перспективах развития татарской традиционной музыкальной культуры в системе профессионального образования ректор Казанской консерватории Вадим Дулат-Алеев начал со слов восхищения представленной коллекцией инструментов: «Она уникальная, в республике точно единственная. В ближайших регионах мы не найдем ничего подобного. Огромная благодарность компании „Татнефть“ за начинание и высокий уровень подхода к данному направлению».
Руководитель главного музыкального вуза республики подчеркнул ценность сохранения традиций, важность задачи полноправного возвращения старинных музыкальных инструментов на сцену и необходимости изменения отношения к ним как к сувенирам. Одним из этапов решения этой задачи стало создание в консерватории кафедры татарской музыки, где инструменты смогут обрести и научную, и методическую поддержку.
О важности ведения научно-исследовательской работы для изучения традиций говорили заведующая кафедрой этномузыкологии Казанской консерватории Лилия Сарварова и кандидат искусствоведения, доцент, заслуженный деятель искусств РТ Геннадий Макаров.
«Уверен, что вопрос восстановления и развития традиционной инструментальной культуры в ближайшее время задействует все звенья образовательной цепочки: школа – колледж – вуз»
Как и в каком направлении будет развиваться традиционная культура так, чтобы она была интересна современному слушателю? Как строить программу обучения образовательным учреждениям? Как играть? Так, как играли раньше, и ничего не менять или представлять в современной обработке? Эти и другие вопросы задавали преподаватели музыкального колледжа.
«Содержательная и очень результативная встреча, — подвел итоги круглого стола Вадим Дулат-Алеев. — У собравшихся есть разные мнения, а потому возникли споры и дискуссии. Это значит, что тема актуальна и важна для каждого из нас. Уверен, что вопрос восстановления и развития традиционной инструментальной культуры в ближайшее время задействует все звенья образовательной цепочки: школа – колледж – вуз. И тогда мы с вами получим ожидаемый результат».
* Рашен ворлд мьюзик эуордс
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.