Василь Шайхразиев – мэр Набережных Челнов, председатель горсовета:

- Во-первых, у нас до заседания горсовета происходит обсуждение всех вопросов на всех профильных комиссиях. И каждый депутат получает весь пакет документов, и само собой они это полностью обсуждают. При этом если даже СМИ присутствуют – обсуждение происходит всегда открыто. На этих комиссиях все деловые вопросы обсуждаются, и принимается какое-то единое решение. Именно там происходят какие-то рабочие моменты. И с единым решением вопрос выносится на заседание городского совета, принимается официальное решение.

На самом горсовете, таким образом, остается время на, так скажем, политику. Ну и, само собой, есть те, кто соскучился по СМИ и кто хочет сильно себя показать. Площадка при проведении заседания городского совета становится цирковой ареной, театральным шоу. Хотя каждый депутат прекрасно знает все вопросы повестки дня, он принимал участие в их обсуждении ранее, на постоянных комиссиях. И вы знаете, часто председатели постоянных комиссий высказывают свою точку зрения по предложениям. У вас вопросов же тогда не было? Вы же там присутствовали? А это не твое дело, мне говорят, я сейчас выступлю! В принципе – это право депутата. Если кто-то считает, что во время заседания городского совета эти шоу будут добавлять ему авторитет – перед избирателями, перед населением – ради Бога, это его право! Главное, работать и выступать надо в соответствии с регламентом и корректным быть в отношении своих коллег.

Вот сегодня (20 апреля, - ред.) 23 вопроса мы рассмотрели за полтора часа. Потому что нет вопросов, которые бы вызывали у кого-нибудь изжогу или непонимание. Хотя мы даже (распределение, - ред.) 94,47 млн. дополнительных доходов выявленных полностью проработали и утвердили. И вставать по поводу этого вопроса в позу «Я против!» нет оснований. Горсовет сегодня, с учетом постоянных комиссий, это больше шоу для того, чтобы показать себя. И чтобы скучно не было, в том числе СМИ – народ же любит шоу. Просто каждый избиратель сам для себя должен уже делать выводы.

Рафаил Нурутдинов - депутат Госсовета РТ от фракции КПРФ:

- Тот факт, что мэр города обратился за помощью к полицейским, не случайный. Наверное, он вспомнил те времена, когда и сам был милиционером. Тем самым он соизмеряет свою работу с прошлым опытом. Думаю, этот вопрос можно было решить по-другому. Считаю, что Еретнов вынужден был пойти на этот шаг, потому что другого варианта сделать так, чтобы его услышали, не было. Если говорить о Госсовете РТ, то у нас есть такое понятие, как «политические заявления». В регламенте написано, что во время выступлений не должно быть никаких комментариев, личной оценки. Но это правило никогда не исполняется. В республике полностью отсутствует культура понимания и общения с оппозицией. Еретнов хоть как-то хотел показать, что нужно реагировать и слушать, раз мы называемся демократической страной.

Борис Кузнецов - заведующий кафедрой «Экономика, организация и управление производством» ИНЭКА:

- Пока условий для относительно высокого уровня демократии еще не создано. Очень широкий диапазон действий, к которым прибегают люди, чтобы высказаться. Для того чтобы разобраться, кто был прав в этом случае, ситуацию нужно досконально изучить, пока у меня не было этой возможности. В целом неожиданны современные масштабы прессинга оппозиции. Без нее развития не будет, оппозиция нужна.

Ильдар Зиннуров - председатель совета директоров Таттранском (автосалоны «Сапсан»):

- Места в Татарстане для дискуссий нет. Остается либо помалкивать, либо протестовать…

Что касается личности самого противоречивой личности Еретнова, надо сказать, что он сотрудничает с разными коммерческими структурами, у него есть СМИ, чем он даже может шантажировать. В свое время я с этим даже сам сталкивался в определенной форме… Действия Шайхразиева оценить сложно, так как я не был на месте. А верить тому, что показывают по телевизору, я никогда до конца не могу.

Павел Сигал - вице-президент "Опоры России":

- Если ли место для дискуссий в республики? Да, есть, если есть тема, которую стоит обсуждать, и если есть, о чем говорить. Если, например, идет заседание, на котором обсуждают бюджет, и депутат начинает говорить на эту тему, а ему не дают высказаться, это, конечно же, неправильно. А если он просто высказывает мнение по другому вопросу, то почему депутаты должны слушать разговоры «ни о чем», тогда и смысла для обсуждения нет.

Александр Салий - бывший первый секретарь рескома КПРФ:

- По моему опыту работы в Госсовете, работа всех наших учредительных органов в республике действует по советской системе - ведущий всегда прав. Это его право, и это закреплено в Конституции. Если фракция получила голоса избирателей, значит, ее представители имеют права высказываться, и защищать своего представителя. А у нас весь состав Госсовета голосует, пройдет он или нет. То есть оппонирующая партия определяет, будет человек говорить или нет. Это нужно дорабатывать. Пока не будет принят закон о деятельности органов исполнительной власти, каждый будет в регионе «чудить», что захочет. Так зачем этого депутата избирали, если ему не дают слова? Он возмутился абсолютно правильно.

Марат Нуриев - депутат гордумы Казани, директор УК «Уютный дом»:

- Думаю, нужно говорить в рамках регламента, в пределах этики. У депутата есть много возможностей, для того чтобы высказаться: есть депутатские встречи, есть "круглые столы", комиссии. Необязательно выходить на трибуну с этими проблемами.

Владимир Беляев – профессор КНИТУ КАИ им. Туполева, доктор политических наук:

- В Татарстане нет площадки для того, чтобы высказываться, представлять интересы разных слоев населения. Тот факт, что депутату не дали высказаться, призвали в помощь полицию, говорит о полнейшей дикости! Это перечеркивает всю Конституцию и Татарстана, и России. Шайхразиев обязан был предоставить слово Еретнову, ведь тот имеет такое же право высказывать свое мнение, как и мэр. Депутат не нарушал порядок, он пытался быть услышанным.

Денис Нитенко - гендиректор ООО «Деловой центр Форт Диалог»:

- Факты говорят о том, что у нас нет площадки для дискуссий. Наш горсовет - это младший брат Госдумы, где ситуация схожая. Это вопиющий факт, когда человеку, избранному людьми, не дают слова. О какой демократии можно здесь говорить? Позвали полицию, для того чтобы удалить из зала заседания помощника Еретнова, который вел видеосъемку. А почему на сессии не могут снимать, что там происходит секретного? Одни из принципов работы парламента - это открытость и гласность. И этих правил стоит придерживаться.

Иван Шигин - председатель совета молодых предпринимателей Набережных Челнов, директор МФ «Идея комфорта»:

- Думаю, что Госсовет, горсовет - это первое место, где должны быть дискуссии, обсуждения. Еще одна хорошая площадка - это общественные организации. Я думаю, что этот случай не говорит о том, что это закономерность. Просто эта дискуссия привела к такому концу. Я слышал, что Еретнов уже не раз приходил в горсовет с мегафоном, так что мне кажется, что у Шайхразиева просто закончилось терпение.

Максим Федоров - председатель постоянной комиссии по регламенту, правопорядку, законности и местному самоуправлению горсовета Набережных Челнов, гендиректор ООО «Конкор-Оптика»:

- Есть регламент, Сергей Еретнов его знает. И он сознательно пошел на нарушение этого регламента, не согласовав приход своего помощника на заседание. Все приглашенные утверждаются президиумом, и он об этом знал. Я думаю, ничего бы страшного не было, если бы помощник остался. Еретнову нужно было просто сделать замечание. А так, мэр поступил в соответствии с законом. Если каждый начнет приводить по помощнику, это будет слишком. Зачем делать из этого официоз? Сергей - грамотный «пиарщик». Я думаю, если бы он хотел, он бы смог на основании регламента получить слово.

Татьяна Гурьева - депутат горсовета Набережных Челнов от КПРФ, первый секретарь Набережночелнинского горкома КПРФ:

- Наша горсовет до 2010 года был однопартийным, самовыдвиженцев не было. Сейчас они еще не могут понять, что время изменилось, и ситуация в городском совете изменилась, и до сих пор хотят слушать только самих себя. В четверг был нарушен регламент, в соответствии с которым, если депутат хочет выступить, то его вносят в повестку дня, в рамках обсуждении «разных» вопросов. Мы кричим, что у нас многопартийность, свобода слова, но на деле все совсем не так. Есть положение о статусе депутата, где каждому предоставлена возможность выступить, выразить свое мнение. И это право не должно нарушаться.

Владимир Сидоренков - генеральный директор ЗАО «Микрон-Холдинг», заместитель председателя комитета регионального отделения политической партии «Патриоты России»:

- Дело ведь не в Еретнове и не Шайхразиеве, а самой ситуации. Она возникла из-за того, что на сессию горсовета не пустили человека без пропуска. Это бред! Мы содержим чиновников и по идее должны иметь право беспрепятственного доступа к посещению сессий. Так и в Англии, Германии, Америке. Я, например, сидел на конгрессе в Вашингтоне, хотя вообще иностранец. У них так принято: чиновники обсуждают вопросы, а желающие из-за стекла могут на это посмотреть. А у нас будто секреты военного производства обсуждают. Прям как концлагерь! Анекдот. Неплохо было бы вообще все снимать на камеру и видеть, что на самом деле там происходит. Какой пропуск? Если человек платит налоги, он имеет право приходить и видеть, за что платит. Какие-то закрытые темы обсуждают? Как бюджет распилить что ли? На предприятиях вообще есть доступ к секретности… Что за бред? Защищаем от кого? От народа что ли, который и кормит? Сегодня гражданин еще должен бегать по инстанциям пропуски выбивать. Пусть через компьютер заявляет об участие и все. А дежурный проверяет хулиганов по базам.

Меня глубоко огорчает тот факт, что люди, которым доверили решение вопросов, решают их в такой грубой и бескультурной форме. Татарстан отличается высоким уровнем образования и культуры. И когда депутаты, призванные решать спорные вопросы, не могут разработать систему поведения, меня это огорчает. Необходимо, видимо, использовать опыт других стран, более демократических. Например, жаркие дискуссии возникают и в Англии, и в Италии, но там настолько отработана, что есть специальные дискуссионные площадки. И нам такую надо организовать. Например, в парке Горького. И обсуждать надо не экстремизм и кому шею оборвать, а решать проблемы. Казань претендует называться третьей столицей России, поэтому иметь подобную площадку просто необходимо.