В Татарском театре оперы и балета дали «Тоску» Джаккомо Пуччини (На фото показ спектакля в феврале в 2022 года) В татарском театре оперы и балета дали «Тоску» Джакомо Пуччини (на фото: показ спектакля в феврале 2022 года) Фото: республика21век.рф

Вечный город

Перед спектаклем экс-баритон ТГАТОиБ Эдуард Трескин напомнил зрителям, что «Тоска» входит в пятерку самых исполняемых опер. Преимущественно благодаря роскошным ариям и эффектному мелодраматическому сюжету. И хотя Пуччини стремился запечатлеть в партитуре образ Вечного Рима, все же сделал акцент на ярких, сложных портретах примадонны Флории Тоски и художника Марио Каварадосси.

В казанской же «Тоске» все наоборот. Ее главный герой — пышная сценография Вячеслава Окунева. Над зрителем гордо возвышаются величественная церковь Сант-Андреа с монументальными колоннами, массивными лестницами, канделябрами и живописными полотнами. Замок Фарнезе с богато накрытым столом, резной софой и кроваво-красным троном Скарпиа. Тюрьма Сант-Анжело с безысходно-глухой стеной и зловещей статуей архангела. Локации сделаны вкусно и реалистично, а также не съедают сценическое пространство и легко трансформируются друг в друга.

Сценография, которую видят казанцы, не эксклюзивна. Художник сделал компиляцию из своих предыдущих «Тоск», созданных с режиссером Юрием Александровым, включая постановку в Самаре 2014 года. Но в данном случае перенос оправдан: макеты не только услаждают глаз, но и очерчивают драматургию действия. Сгорбленный архангел с мечом, тяжелые тучи над крышей тюрьмы, кроваво-алый закат за окном замка Скарпиа предвосхищают печальный исход любви певицы и Каварадосси. А лазурное утреннее небо, рождающееся на видеопроекции, беспристрастно съедает Тоску.

Над зрителем гордо возвышаются величественная церковь Сант-Андреа с монументальными колоннами, массивными лестницами, канделябрами и живописными полотнами (На фото показ спектакля в феврале в 2022 года) Над зрителем гордо возвышается величественная церковь Сант-Андреа с монументальными колоннами, массивными лестницами, канделябрами и живописными полотнами (на фото: показ спектакля в феврале 2022 года) Фото: республика21век.рф

Дон Жуан и ревнивая жена

Все это великолепие хочется рассмотреть в деталях, и на его фоне неизбежно теряются солисты. Не только буквально (в первом акте бежево-белые туалеты влюбленных сливаются с антуражем церкви), но и фигурально. По ощущениям, художник и примадонна у Александрова становятся «декорациями» Рима, а в нынешнем спектакле — еще и не самыми гармоничными. 57-летний тенор из Мариинки Ахмед Агади (регулярно поющий в Казани еще с 1990-х) не только староват для Каварадосси, но и плутоват. Расслабленными позами и грубоватыми лобзаниями он больше походит на Дон Жуана: в его пылкую фразу «Тоска, помню лишь тебя!» веришь с трудом, а вот гипотеза об интрижке с маркизой, на которую похожа его «Магдалина», не кажется беспочвенной.

К тому же тембр Агади давно утратил нужную краску: теноровую сладость сменил сочный, пряный звук, свойственный скорее баритонам. Для партии Каварадосси он не слишком подходит, ибо разрушает облик героя-мечтателя (а Пуччини, как известно, ратовал в операх за единство музыки и драматургии). Даже притом что технически опытный артист справился с партией неплохо и после знаменитой арии El lucevan le stelle принял бурные овации.

Сложные чувства вызывает и солистка ТГАТОиБ Зоя Церерина. Ее Тоска больше похожа на ревнивую жену (судя по прическе, только что снявшую бигуди), чем на оперную приму. Особенно когда неэстетично пережимает верха. Заменять вокальный нерв, который Пуччини ждал от исполнительниц Тоски, банальным форте — не лучшая идея. Как и превращать эксцентричную леди в истеричку: во втором акте она столько раз ударила ножом Скарпиа, что невольно стало страшно за судьбу Каварадосси.

В общем, казанская «Тоска» не заставляет сочувствовать героям, а напоминает остросюжетную театрализованную вечеринку «Вечер для тех, кому за…». Во всяком случае с первых рядов партера это выглядит именно так.

Намного привлекательнее влюбленных выглядит их антагонист. Скарпиа Станислава Трифонова не только барон, шеф полиции и брутальный тиран, но и страстный лирик (монолог о любви к Тоске в первом акте), и учтивый джентльмен (предсмертная сцена с Тоской во втором). А его насыщенный баритон по сладости схож с тенором. Инверсия мужских образов-тембров нарушает внутреннюю драматургию оперы, и обывателю может быть непонятно, зачем Тоска отвергает Скарпиа? Ведь он как минимум не хуже Каварадосси-Агади. Да, как и его визави, уже не мальчик, но молод голосом и душой.

Ахмед Агади (справа) и Станислав Трифонов (На фото показ спектакля в феврале в 2022 года) Ахмед Агади (справа) и Станислав Трифонов (на фото: показ спектакля в феврале 2022 года) Фото: республика21век.рф

Колокольный звон и скачки с крестом

Визуальный диссонанс отчасти компенсируют грамотные мизансцены. Сквозь аскетичные жесты героев прорываются пронзительные откровения. Например, мальчик-калека, оплакивающий Каварадосси в финале. В качестве спойлера трагедии режиссер удачно использует партер. Обреченные на смерть герои притягиваются к земле — барон как хищник перед прыжком вслушивается в эшафотную дробь барабана, а влюбленные в тюрьме горячо объясняются на коленях. Впрочем, есть и спорные моменты. Скачки священнослужителей с крестом по случаю итальянского поражения Наполеона выглядят нелепо. И разгоняющему их Скарпиа невольно говоришь: «Спасибо».

Отдельно поблагодарить стоит и оркестр ТГАТОиБ под управлением Рената Салаватова. «Тоска» — вторая итальянская опера на шаляпинском форуме (первой был «Севильский цирюльник»), и оба раза коллектив идеально попал в нужную стилистику. Россиниевскую легкость сменила полнозвучная пуччиниевская кантилена, кокетливые диалоги струнных — инфернальные зовы меди, ажурные реплики рояля — раскатистый колокольный звон. Щемящую тему Тоски виолончели играли даже в антракте, то ли репетируя, то ли услаждая слух зрителя.