Какие у «хищника» зубы

Считается, что слово Alligator придумал писатель Уильям Шекспир, когда не мог подобрать рифму к слову Crocodile. 400 с лишним лет спустя так прозовут один из лучших ударных вертолетов в мире — легендарный российский Ка-52, наводящий такой же ужас на противника, как реальные аллигаторы на некоторых жителей восточного побережья США и провинций Китая.

Ка-52 «Аллигатор» стал задумкой проектировщиков еще в конце 90-х как продолжение поколения вертолетов Ка-50 «Черная акула». Тогда же появились первые прототипы машины, визуально напоминающие предшественника. Особенно похожа передняя часть — она все еще остается «мордой» главного морского хищника. Некоторые машины до сих пор стилизуют под «акул», рисуя пасть рыбы прямо на носу вертолета. Первый полет пришелся на 1997 год. Опытные образцы были собраны лишь в 2008-м, тогда же началось их серийное производство. На вооружение армии РФ Ка-52 поступили в 2011 году, и сейчас они вовсю выполняют боевые задачи на всей линии специальной военной операции.

Особенность «Аллигаторов» — вооружение. Помимо ракет, на подкрыльевых пилонах подвешивается множество ракет, которые с большой скоростью и частотой бьют по противнику прямой наводкой (техники почему-то называют их «иглами»)

Ключевое новшество — два члена экипажа вместо одного, как было у «акул». Поэтому наводкой и огнем занимается штурман-оператор, а командир экипажа сосредоточен на управлении машиной. Причем командир также может взять управление оружием на себя — при необходимости. Другая особенность «Аллигаторов» — вооружение. На аэродроме наш корреспондент смог изучить его. К примеру, у него есть противотанковый ракетный комплекс «Вихрь». Это самая быстрая противотанковая ракета в мире (600 м/с). Дальность пуска позволяет вертолету не входить в зону действия зенитно-ракетного комплекса ближнего радиуса. Управляемые ракеты «Вихрь» уничтожают бронетехнику, доты, укрытия и другие вражеские объекты. Причем с максимальной точностью.

Еще одна особенность данного типа машин — отсутствие хвостового винта. Вместо этого у них два ряда лопастей наверху, благодаря чему Ка-52 может выполнять любые маневры, которые на других вертолетах и представить невозможно. А в случае попадания в хвост экипаж может спокойно вернуться на базу. Наши собеседники — техники этих машин вспоминают, как однажды на СВО один из «Аллигаторов» вернулся без части хвоста, а экипаж даже не заметил, когда его потерял. Только потом, осмотрев карты полета, было выявлено примерное место попадания вражеского снаряда в вертолет.

В случае тяжелого подбития экипаж может катапультироваться. Причем абсолютно безопасно, т. к. за мгновение до выброса пилота и штурмана из кабины над ними отстреливаются лопасти.

Тела вээсушников до сих пор свисают из окон: что прямо сейчас происходит в освобожденном Соледаре

Маневренность машины и правда запредельная. Вертолеты спокойно могут выполнить мертвую петлю и другие элементы высшего пилотажа. При нас один Ка-52 на скорости приземлился хвостом вперед.

Порой машины собирают носом и крыльями верхушки деревьев. Некоторые вертолеты и впрямь расцарапаны ветками

Экипаж надежно защищен броней, а помимо ракет типа ПТУР, на подкрыльевых пилонах подвешивается множество ракет, которые с большой скоростью и частотой бьют по противнику прямой наводкой (техники почему-то называют их «иглами»). На случай воздушных боев установлен крупнокалиберный пулемет. Чтобы защищаться от ракет с тепловым наведением, вертолет отстреливает специальные маскировочные патроны. Кстати, и без крыла вертолет может вернуться на базу. А один из пилотов с позывным «Лесоруб» рассказывает, что вертолет во время боевой задачи летит на запредельно малых высотах — 50 м над землей. Порой машины собирают носом и крыльями верхушки деревьев. Некоторые вертолеты и впрямь расцарапаны ветками. Но пилот получил позывной «Лесоруб» не за это. Как он сам признается, раньше с бородой он был похож на карикатурного дровосека. А все остальное просто совпадение.

Вертолеты подготовили быстро. По очереди они направились на боевое задание. Цель — выявленные разведкой вражеская бронетехника, укрепления и скопление живой силы

«Это одна из новых симфоний»

Мы прибыли на место дислокации Ка-52, когда те еще стояли в ожидании своих экипажей. Вдруг в небе появился еще один «Аллигатор», который буквально сдул всех «пешеходов» порывом ветра из-под винтов. Осматривал его главный техник вместе с другим специалистом. Последний поднялся к винтам и проверил, нет ли в месте креплений лопастей посторонних предметов. «Стандартная процедура. Надо все проверить», — говорит специалист. Главный техник в это время рассказывал о самой машине: «Я бы сказал, что это больше чем произведение искусства. Это одна из новых симфоний. Потому что те характеристики, что были заявлены минобороны, превзошли себя. На личном опыте могу сказать, что еще не весь потенциал в этих вертолетах поднят. Все еще впереди. Те задачи, которые были немыслимы для техники, выполняются успешно».

Сейчас пилоты ждут поступления новых усовершенствованных Ка-52 с маркировкой «М». Военные уверены, что этой машине равных нет нигде в мире. Поставки Ка-52М уже начались, дело осталось за временем. Обычные «Аллигаторы» со счетов списывать никто не собирается, ведь до «М» они все еще остаются лучшими в небе.

Вертолеты подготовили быстро, даже быстрее, чем говорили. По очереди они направились на боевое задание. Цель — выявленные разведкой вражеская бронетехника, укрепления и скопление живой силы. При этом главное новшество СВО — вертолеты работают не просто в паре, а в сопровождении тяжелого Ми-28. Штурман-оператор с позывным «Бритва» объясняет: «Единственное, чего можно бояться, — хорошие ЗРК (зенитно-ракетный комплекс — прим. ред.), которые нас облучают, поэтому мы летаем в паре с Ми-28. Он через радиолокацию это смотрит, и если что, то делаем отход и отброс тепловых ловушек».

 «Когда в училище поступал, знал, что хочу летать на Ка-52. И моя мечта сбылась. Машина не подводит — выполняем задачи вместе»

«Я люблю эту машину, и наша любовь взаимна»

На фоне Ка-52 наши «мишки» кажутся очень большими. На это обращают внимание и пилоты. «Он (Ка-52 прим. ред.) более женственный и элегантный, более красивый. В плане дизайна он мне нравится, если говорить о дизайне. Когда в училище поступал, знал, что хочу летать на Ка-52. И моя мечта сбылась. Я летаю на нем, доволен, он очень маневренный. Прощает многие ошибки, учитывая, что приступать к боевым вылетам я начал, будучи неопытным абсолютно. Но машина меня не подвела ни разу, это мой родной вертолет. Я благодарен ей, люблю ее, и наша любовь взаимна. Не подводит — выполняем задачи вместе», — рассказывает пилот Лесоруб.

К вылету пилоты подготовились за несколько минут. На площадке все сделали техники, экипажу оставалось лишь сесть в кабину и в считаные секунды взлететь. Не успеешь глазом моргнуть, как «Аллигаторы» уже уходят за горизонт.

«Главное, не ругать пацанов, наоборот, подымаем боевой дух!»: как тренируют бойцов под Лисичанском

На выполнение боевых задач потребовалось 50 минут из заявленных 60, и вот на аэродроме вновь появляются вертолеты, целые и невредимые. «Полет прошел успешно. Были поставлены задачи — уничтожение военных целей. И, естественно, так как мы вернулись, полет прошел благополучно и цели уничтожены», — докладывает нам Бритва. Кстати, его позывной, как он утверждает, тоже не связан с «бреющим полетом», когда кроны деревьев срезает винтами. Говорит, что из-за острого характера.

На выполнение боевых задач потребовалось 50 минут из заявленных 60, и вот на аэродроме вновь появляются вертолеты, целые и невредимые

Вообще, штурманом Бритва стал случайно. «Мой дедушка работал по этой специальности. У него всегда была мечта быть штурманом, но не получилось. Поэтому уже мне порекомендовали штурманское училище, я пошел туда, окончил. Я не в восторге был от учебы, мы на самолетах летали — это скучно. А на этот вертолет я попал чисто по случайности и в восторге! Интереснее, чем на самолетах? Намного. Но я не сравниваю с истребителем, а просто с каким-нибудь дальним или транспортным. Но это сугубо мое мнение. Здесь динамики больше. Допустим, я летал, учился на Ан-26: ты просто сел и летишь из точки А в точку В выгрузить что-нибудь… А здесь, извините, динамика — ниже высота полета. Ну и мы же любим что-то такое, поострее!» — с ухмылкой говорит Бритва.