Накануне состоялась премьера музыкально-литературного спектакля «Два огромных человека Шаляпин и Горький» Накануне состоялась премьера музыкально-литературного спектакля «Два огромных человека Шаляпин и Горький» Фото: Рамис Назмиев / предоставлено пресс-службой Шаляпинского фестиваля

«Горького взяли в хор оперного театра, а Шаляпина — нет»

Упоминать рядом имена Федора Шаляпина и Максима Горького с недавних пор стало традицией для Казани, которая сыграла большую роль в жизни знаменитых оперного баса и писателя. Еще в 2018 году местный музей им. Горького, расположенный на улице имени автора «На дне», стал именоваться «Музеем Горького и Шаляпина». О дружбе двух выдающихся почти сверстников (литератор был старше певца на пять лет) вспомнили и организаторы нынешнего Шаляпинского фестиваля, проходящего в 2023-м под эгидой 150-летия нашего земляка.

Вообще стоит отметить команду фестиваля, которая, помимо традиционных спектаклей в стенах театра им. Джалиля, предложила зрителям серию камерных концертов, лекций и др. В частности, накануне состоялась премьера музыкально-литературного спектакля «Два огромных человека Шаляпин и Горький».

Парад штампов из Венеции: за что итальянскому режиссеру в Казани заплатили 100 тысяч евро

Любопытно, что авторы проекта представляют разные российские города — это победитель конкурса молодых оперных режиссеров «Нано-опера» Ляйсан Сафаргулова из Уфы, музыковед и обозреватель «Радио России» Ольга Русанова из Москвы (драматург спектакля), приглашенный солист Большого театра Алексей Тихомиров (Шаляпин) и артист Качаловского театра Иван Крушин (Горький). В камерной элегии на сцене Казанской ратуши знаменитые писатель и артист предстали идеальными друзьями.

Постановщиком выступила молодой режиссер из Башкортостана Ляйсан Сафаргулова Постановщиком выступила молодой режиссер из Башкортостана Ляйсан Сафаргулова Фото: Анастасия Попова

«В первую очередь, это два человека. Конечно, мы не можем не брать в расчет их творчество и вклад в культуру, но в центре спектакля — именно дружба Максима Горького и Федора Шаляпина, — рассказала „БИЗНЕС Online“ режиссер спектакля Сафаргулова, кстати, в родной Уфе на сцене Башоперы она недавно поставила „Евгения Онегина“. — Мы показываем, как она зарождалась, что послужило причиной конфликта друзей, чем закончилось их общение. Шаляпин и Горький действительно очень поддерживали друг друга, и это стало зерном спектакля».

Сафаргулова не обманула: в сравнении с реальностью спектакль действительно выглядит несколько идиллическим. И хотя сценарист Русанова ярко прописала все нюансы сложных взаимоотношений героев, а также добавила разнохарактерные музыкальные интермедии из шаляпинского репертуара (в том числе трагический монолог «Скорбит душа» из «Бориса Годунова»), все это стирается на фоне эстетичной картинки. По ходу действия герои церемонно пожимают друг другу руки, отвешивают пышные комплименты, сливаются в дружеских объятиях, а во время споров, обвинений и конфликтов учтиво заглядывают друг другу в глаза.

Спектакль опирается на материалы автобиографий Шаляпина («Страницы моей жизни» и «Маска и душа») и его переписку с Горьким Спектакль опирается на материалы автобиографий Шаляпина («Страницы моей жизни» и «Маска и душа») и его переписку с Горьким Фото: Рамис Назмиев / предоставлено пресс-службой Шаляпинского фестиваля

Но даже такая приглаженная дружба гениев интересна зрителю. Спектакль опирается на материалы автобиографий Шаляпина («Страницы моей жизни» и «Маска и душа») и его переписку с Горьким. Поэтому даже неподготовленные гости могут быстро понять что к чему, а знатоки — узнать редкие факты об отношениях героев. Например, что в отрочестве Горького взяли в хор оперного театра, а Шаляпина — нет. Сомнения, правда, вызывает жанр увиденного. Пространные цитаты из книг и писем вкупе с музыкальными номерами и просветительскими комментариями превращают спектакль в концерт-лекцию, хотя его авторы позаботились о  минимальной сценографии: герои сидят за письменным столом, пользуются телефоном и старинным граммофоном.

На фоне живого, харизматичного Тихомирова потерялся педантичный Крушин. Актер, которого Горьким увидел худрук Качаловского театра Александр Славутский, почти не играл интонацией и как ответы на экзамене декламировал цитаты писателя На фоне живого харизматичного Тихомирова потерялся педантичный Крушин. Актер, которого Горьким увидел худрук Качаловского театра Александр Славутский, почти не играл интонацией и, как ответы на экзамене, декламировал цитаты писателя Фото: Рамис Назмиев / предоставлено пресс-службой Шаляпинского фестиваля

«На переменах мудрые учителя включали записи «Блохи», «Эй, ухнем»

Главная фишка действия — безусловно, арии и песни в исполнении Федора Ивановича, а также оперного певца (кстати, тоже уроженца Казани) Тихомирова. Его, также оперного баса, выпускника Казанской консерватории, нынче на малой родине частенько называют наследником Шаляпина, хотя раньше обычно так величали Михаила Казакова. У Шаляпина же Тихомиров, который еще в 2015 году в интервью «БИЗНЕС Online» рассказывал о своей внушительной карьере в России и на Западе, перенял пристальное внимание к слову и абсолютное погружение в роль. Артист напоминал своего великого предшественника не только внешне, но и эмоциями, повадками, мимикой. 

«Я учился в мужской хоровой гимназии имени Шаляпина и с детства воспитывался на музыкальном авторитете Федора Ивановича, — отметил вчера в беседе с нашим корреспондентом Тихомиров. — В гимназии висел огромный портрет с его добрым лицом, и на переменах мудрые учителя включали записи „Блохи“, „Эй, ухнем“, чтобы мы приобщались к шаляпинской культуре и духовно взрослели». 

При этом вокально певец теплого мягкого тембра не стал копировать сочный шаляпинский бас и поступил дальновидно: «Дубинушка», «Эй, ухнем» и другие хиты Федора Ивановича окрасились легкими фиоритурами и щемящим лиризмом. А после монолога «Скорбит душа» тем, кто не видел Тихомирова в роли Бориса Годунова, захотелось посмотреть оперу Модеста Мусоргского с его участием, хотя в Казани он обычно поет Пимена.

На фоне живого харизматичного Тихомирова потерялся педантичный Крушин. Актер, которого Горьким увидел худрук Качаловского театра Александр Славутский (хотя по ходу действа могло показаться, что изначально эта роль предназначалась Илье Славутскому), почти не играл интонацией и, как ответы на экзамене, декламировал цитаты писателя. Впрочем, общее впечатление от проекта все равно положительное. Музыкально-литературные спектакли нынче в тренде, а уж кому быть сегодня востребованными, как не Горькому с Шаляпиным, которым в жизни приходилось выбирать между родиной и комфортом?