1. В галерее современного искусства БИЗОN открылась новая выставка «Время согнутых локтей» — зрителям представили уникальную коллаборацию авторитетного лидера татавангарда Зиннура Миннахметова и молодого казанского скульптора-новатора Аделя Халиуллина

  2. «Работы Миннахметова и Халиуллина, дополняя друг друга и перекликаясь, создают особую атмосферу, наглядно демонстрируют нам связь поколений, — говорит арт-директор галереи „БИЗОN“ Александр Шагулин. — Человек с согнутыми локтями часто появляется в картинах Миннахметова, это его визитная карточка. Согнутые локти, с одной стороны, — это доминирующий жест хозяев жизни, с другой — символ протеста. Ведь люди с согнутыми локтями могут образовать живую цепь для привлечения внимания к злободневным проблемам».

  3. «Миннахметовские люди с согнутыми локтями взрастили свое эго и стараются его преодолеть. Герои Халиуллина более открыты миру, их руки раскинуты для объятий, но они тоже сталкиваются с трудностями. <…> Он своеобразный продолжатель традиций татарского скульптора Ильдара Ханова — тот тоже возвышал человека над бытом», — рассказал куратор выставки, художник Ленар Ахметов.  

  4. Известный искусствовед Розалина Шагеева однажды сказала, что Миннахметов — это Кафка в живописи. Работы елабужского художника фиксируют давление внешнего мира на маленького человека и его внутреннюю борьбу. 

  5. Взял слово на открытии и сам «татарский Кафка». «Работы такие, какие они есть. Других не могло быть. Почему? Потому что это жизнь, в которой я живу, — отметил легендарный художник. — Вечно переживаю. Начал переживать еще с 1990-х годов, когда что-то сломалось, что-то ушло. Многие художники тогда прекратили свою работу. А я взял холсты и начал творить». С особым теплом Миннахметов говорит о своей супруге Анне Сабхатовне: «Без нее и ее безграничной поддержки меня как художника, наверное, не было бы».

  6. Картины, которые Миннахметов написал в начале 1990-х, сосредоточены в одном зале — многие из них представлены широкой публике впервые. В этих полотнах автор чутко и с искренней тревогой передал атмосферу переломного времени, а венчает зал жизнеутверждающая скульптура Халиуллина «Свобода» на вращающейся платформе. Так формируется образная концепция экспозиции — путь от трудных времен к светлым.

  7. «Мое творчество в целом выходит за национальный контекст. Оно исследует внутренний мир человека, его скрытый потенциал и поэтому универсально, — рассказал Халиуллин „БИЗНЕС Online“. — Даже если зритель — иностранец и не может прочесть описание объекта на русском языке, он наверняка поймет его по-своему. У меня есть скульптура человека, в которой изображены сквозные двери, проходящие сначала через сердце, а потом через голову. И все это будто ведет героя к бесконечности. Это увидит и татарин, и русский, и любой другой посетитель галереи». 

  8. «Каждый художник не только летописец своей жизни, он прежде всего описывает время, — сказала министр культуры Татарстана Ирада Аюпова, посетившая вернисаж. — Работы Зиннура Миннахметова периода 1990-х так точно передали дух того времени. Знаете, это действительно трогает. Я вспомнила все, что меня тогда окружало, каким был тот мир. И пусть у нас будут согнуты локти, главное, чтобы жизнь нас не ставила на согнутые колени. Мы не должны сдаваться, должны идти вперед». Говоря о скульпторе Халиуллине, министр отметила — каждая его работа становится своеобразным философским манифестом: «Адель — это представитель нового поколения. Авторов выставки объединяет чувство свободы, может, даже чувство бунтарства здесь присутствует. И вы не боитесь это заявлять. Вы говорите миру о том, что чувствуете. Искренне рада, что у вас есть эта свобода. Значит, все не зря». 

  9. Еще один гость открытия — заместитель главы исполкома Казани Гузель Сагитова. Интерес главного куратора национальных проектов в городской администрации к местным мастерам неслучаен. Первые зрители обратили особое внимание, что Миннахметов часто обращается к татарским мотивам — в орнаментах, стилизации. Еще в начале 1990-х задал тренды в национальной живописи, к которым его последователи обращаются по сей день.

  10. Творчеству Миннахметова свойственна декоративная щедрость, мозаичность стиля, насыщенность красок, поэтому первые зрители активно фотографировали многие работы и сразу же выкладывали в соцсети.

  11. Декан юридического факультета КФУ Лилия Бакулина с любопытством рассматривает скульптуру Халиуллина «Возрождение». 

  12. На скульптуре «Возрождение» можно разглядеть новорожденного ребенка, возле которого находится человек с молотком и стамеской: он очищает мир и показывает его суть, раскрывая всем то, что внутри спрятан хрупкий новорожденный младенец.

  13. Работы Халиуллина отличаются многогранностью — сам автор говорит, что они «предоставляют простор для интерпретаций, заставляют мозг работать, генерировать новые смыслы». 

  14. Открывал вернисаж музыкальный сет Ислама Валеева (Malsi Music) — автор хита Tatarstan super good прославился как битмейкер, который заставляет звучать по-новому татарскую музыку, в частности композиции выдающегося певца Ильхама Шакирова. В диджей-сетах он сдруживает татарские сэмплы, грув и моң. Его яркий музыкальный эксперимент гости галереи теперь могут услышать фоном, посетив новую выставку.

  15. «Выставка очень понравилась, — делится впечатлениями директор комитета по развитию туризма исполкома Казани Дарья Санникова. — Особого внимания заслуживают картины Миннахметова из серий „Хорошо“ и „Там, где я живу“. Они передают особое настроение, а я, глядя на них, погружаюсь в свои ощущения и даже в какие-то воспоминания. Мне хочется сюда вернуться и порекомендовать гостям, жителям и близким. Меня восхитила скульптура „Любовь“. Многие аннотации к арт-объектам совершенно по-новому раскрывают их смысл, работы Халиуллина каждый раз удивляют». Санникова отметила, что туристы, которые приезжают в Казань, чтобы узнать о городе и его истории, безусловно, оценят «Время согнутых локтей». 

  16. «У Зиннура Минниахметовича есть замечательные слова: „Я рисую не тела, а души. Не контуры, а построения“. Художник больше передает не души, а настроения, — отметил гендиректор ПАО „Таттелеком“ Айрат Нурутдинов. — Да, меня его работы трогают, особенно если немного понимаешь предысторию той или иной работы. О скульптурах вообще отдельное упоминание… „Внутренний мир“ — шедевр».

  17. Герой скульптуры «Внутренний мир», взобравшись на вершину, в отражении обнимает самого себя. По словам автора, это тонкая аллегория — так человек с теплом принимает свой внутренний мир после долгого тернистого пути.

  18. Еще один завсегдатай выставок «БИЗОNa», начальник управления культуры казанского исполкома Азат Абзалов отметил, что сегодня частные галереи, где можно познакомиться с современным искусством, — это требование времени. «Принято говорить, что современное искусство — это что-то непостижимое. Но творчество скульптора Аделя Халиуллина стало для меня личным открытием, — сказал Абзалов. — То, что он говорит о вечных человеческих ценностях — любовь, жизнь, ее ценность, — очень важно. Любой человек задумывается о том, зачем он живет на свете. У Аделя получается ответить на этот вопрос».

  19. Депутат Госсовета РТ Рима Мухамедшина внимательно изучает скульптуру «Свобода». Если приглядеться, то в сетке, обрамляющей арт-объект, можно увидеть очертания человеческих лиц. Посыл автора — когда мы сбрасываем с себя наши повседневные маски, то можем подняться над суетой, становимся настоящими, искренними, обретаем свободу.

  20. Поделился впечатлениями и гость из Сочи Тимофей Кустов — замначальника управления культуры администрации города: «Казань представляется для меня единым памятником, потому что это город с многовековой историей и традициями, энергетикой. Понятно, что все стремятся совершенствоваться и сделать что-то новое, но при этом нужно сохранить самобытность и не переходить эту грань. На мой взгляд, здесь все соблюдено». Что касается «Времени согнутых локтей», то особенно «запали в душу» сочинскому гостю скульптуры «Любовь» и «Жизнь». По его мнению, последняя как раз показывает разные жизненные пути: легкий, который никуда не приведет, и сложный с победами и поводом для гордости.  

  21. Скульптура «Жизнь» Халиуллина.

  22. Гендиректор АО «Казань Арена» Радик Миннахметов отметил для себя работу Халиуллина «Энергия». Особенно его восхитило качество и подход к ее созданию. «Очень позитивная выставка. Я ее снимал и отправлял людям, которые [работают] в сфере искусства, — рассказал гость. — То, что это произведения татарстанских художников, еще приятнее и интереснее».

  23. Художник Миннахметов прекрасно осознает потенциал графических элементов. Для него это мощные визуальные высказывания. Образ человека с согнутыми локтями, переходящий из одной работы в другую, можно поставить в один ряд с узнаваемыми элементами популярной культуры — в этом смысле Миннахметова можно считать «татарским Китом Харингом». А Кита Харинга, в свою очередь, можно назвать «американским Зиннуром Миннахметовым». 

  24. «Мне ближе к сердцу скульптуры, — говорит известный блогер Миша Хонг. — Автор понятным образным языком говорит о таких сложных вещах, о вечных темах».

  25. Халиуллин рассказывает гостям о скульптуре «Человек». В колбе идет борьба героя со смертью. Сама колба условно разделена на материки — автор напоминает, что и жизнь всего человечества ежечасно проходит испытание на прочность.

  26. Каждый гость выставки может приобрести на память оригинальные сувениры. Стильные стикерпаки украсили узнаваемые люди с согнутыми локтями, мифические существа из художественной вселенной Миннахметова. На открытках можно увидеть самые позитивные и яркие работы автора. А открытки и магниты с арт-объектами Халиуллина могут стать приятным подарком для тех, кто любит работы с тонкой философией. 

  27. Выставка «Время согнутых локтей» будет работать до 16 марта. Напоминаем, что галерея «БИЗON» располагается на первом этаже ТЦ «Родина» (ул. Баумана, 44/8) в центре Казани и работает ежедневно с 12:00 до 20:00. Стоимость билетов на выставку: 200 рублей. Пенсионеры могут посмотреть экспозицию бесплатно.