«Мы еще не до конца понимаем, что он сделал для русского театра и русской музыкальной культуры», — так говорили сегодня эксперты о Федоре Шаляпине на круглом столе в Казанской консерватории им. Жиганова. Конференция с участием известных ученых, педагогов, музыкальных критиков и радиоведущих прошла в рамках 41-го Шаляпинского фестиваля и обобщила достижения легендарного баса из Казани, которому в этом году исполняется 150 лет. Исследователи и поклонники певца уверены: «Истинное осмысление его наследия еще впереди».

Однако многое ясно уже сейчас. Например, что Федор Иванович стоял у истоков русского режиссерского театра. Что выработал для вокалистов столь же стройную систему, как Станиславский для актеров драмы. Что стал духовным наставником для многих именитых солистов, связанных с Татарстаном: Ильдара Абдразакова, Михаила Казакова, Алексея Тихомирова.

Фото: Анастасия Попова

Некоторые участники (в частности обозреватель «Радио России» Ольга Русанова) сетовали, что в Казани мало памятных мест для такой знаковой фигуры, как Шаляпин. Они предлагали назвать его именем аэропорт, консерваторию и даже оперный театр. Пока наиболее перспективной видится идея профессора МГК им. Чайковского Евгении Кривицкой: она предложила открыть в Казани центр искусств им. Шаляпина, где будут продвигать принципы его певческой и актерской школы.

В мини-докладах эксперты вспомнили, насколько разнообразной была работа артиста и как ценили ее выдающиеся деятели культуры. Казанский музыковед Елена Хадеева поведала о фигуре Шаляпине в документальном кино, сконцентрировавшись на двух «Элегиях» Александра Сокурова. Главред интернет-радио Мариинского театра Наталья Кожевникова рассказала о триумфах солиста на петербургской сцене. Анна Петрова (начальник издательского отдела театра) — о родстве шаляпинской «Хованщины» с нынешней «Хованщиной» Мариинки, которую покажут в ТГАТОиБ 24 февраля в рамках оперного форума.

С тем, что в Казани Шаляпина мало, поспорила представитель Музея Горького и Шаляпина Ирина Вавиличева. Там хранятся уникальные реликвии, переданные музею родственниками певца, — театральные костюмы, личные вещи, письма, фото, аудио- и видеоматериалы. О своей обширной коллекции записей Шаляпина рассказал радиоведущий Николай Рыбинский.

В ходе стола не раз упоминали, что сформироваться великому басу помогла особая музыкальная среда. Сейчас ее поддерживает оперная студия Казанской консерватории под руководством Альфии Заппаровой. Там бережно хранят наследие Шаляпина и перенимают его опыт.