«Город Душа Татарстана» — выставка с таким замысловатым названием встречала накануне участников коллегии минкульта республики, которая проходила в МВЦ «Казань Экспо» «Город Душа Татарстана» — выставка с таким замысловатым названием встречала накануне участников коллегии минкульта республики, которая проходила в МВЦ «Казань Экспо»

«Мне в соцсетях писали, чтобы они сначала своих детей накормили…»

«Город Душа Татарстана» — выставка с таким замысловатым названием встречала накануне участников коллегии минкульта республики, которая проходила в МВЦ «Казань Экспо». Стало уже привычным, что данное мероприятие кочует по площадкам и, можно сказать, вновь покинуло столицу РТ, поскольку, строго говоря, выставочный центр находится в Лаишевском районе. В прежние годы Ирада Аюпова уже подводила итоги года и в Иннополисе, и в Набережных Челнах.

Судя по выстроившимся на парковке автобусам, за 25 км от Казани приехал большой пул гостей из муниципалитетов и даже других регионов. Как оказалось, тут было сразу несколько профильных министров из субъектов федерации.

До начала официальной части гостей развлекали как раз в «г. Душа Татарстана». Это было небольшое пространство, на входе в которое встречали арлекины, разделенное на зоны по интересам До начала официальной части гостей развлекали как раз в «городе Душа Татарстана». Это было небольшое пространство, разделенное на зоны по интересам, на входе в которое встречали арлекины

До начала официальной части гостей развлекали как раз в «городе Душа Татарстана». Это было небольшое пространство, разделенное на зоны по интересам, на входе в которое встречали арлекины. Например, на улице Молодежной выступала певица Fauzia лейбла Yummy Music, рядом показывали спектакль-игру «Морфемалар» от театральной площадки MOÑ, на аллее Детства рисовали картины и играли на народных музыкальных инструментах, в Дошкольном переулке водили межнациональные хороводы. Музыка, песни, танцы были буквально на каждом квадратом метре, напоминая коридор Казанского института культуры во время перерыва между занятиями. Передвигаться было затруднительно, не говоря уже о неспешной прогулке для ознакомления с выставкой. И все же некоторые находили возможность поучаствовать в мастер-классе по изготовлению сережек или сфотографироваться, например, с мимом, изображавшим Чарли Чаплина. За этим занятием был замечен даже, казалось бы, само воплощение серьезности, депутат Госдумы Ильдар Гильмутдинов.

Некоторые находили возможность поучаствовать в мастер-классе по изготовлению сережек или сфотографироваться, например, с мимом, изображавшим Чарли Чаплина. За этим занятием был замечен даже, казалось бы, само воплощение серьезности, депутат Госдумы Ильдар Гильмутдинов Некоторые находили возможность поучаствовать в мастер-классе по изготовлению сережек или сфотографироваться, например, с мимом, изображавшим Чарли Чаплина. За этим занятием был замечен даже, казалось бы, само воплощение серьезности, депутат Госдумы Ильдар Гильмутдинов

Тем временем в фойе гостей развлекали артисты, включая Алину Шарипжанову, которая в этот день вместе с «татарским соловьем» Филюсом Кагировым стала народным артистом РТ. Но самой популярной дамой здесь была министр культуры Башкортостана Амина Шафикова, которую сначала по выставке водил директор театра им. Камала Ильфир Якупов, а затем беседой занял глава нацсовета «Милли шура» Василь Шайхразиев.

Директор «Татаркино» Миляуша Айтуганова тем временем в кулуарах порассуждала в беседе с «БИЗНЕС Online» о том, как на проведение Казанского международного фестиваля мусульманского кино (КМФМК) повлияла геополитическая обстановка. «Фильмов меньше не стало», — сразу обозначила исполнительный директор форума. Однако киношники из европейских государств в 2022-м в нем уже не участвовали, более того, даже отозвали фильмы, созданные в копродукции с другими странами.

Самой популярной дамой здесь была министр культуры Башкортостана Амина Шафикова, которую сначала по выставке водил директор  театра им. Камала Ильфир Якупов, а после беседой занял глава нацсовета «Милли Шура» Василь Шайхразиев Самой популярной дамой здесь была министр культуры Башкортостана Амина Шафикова (вторая слева), которую сначала по выставке водил директор театра им. Камала Ильфир Якупов, а затем беседой занял глава нацсовета «Милли шура» Василь Шайхразиев. На фото также министр культуры Чувашии Светлана Каликова (по центру) и министр культуры Ульяновской области Евгения Сидорова (вторая справа)

Но все же осталось 44 страны, что для КМФМК очень хороший показатель, считает Миляуша Лябибовна. «Фильмы больше исламские страны представляли. Может, они на сегодняшний день только развивающиеся, но в этом и прелесть, — уверена Айтуганова. — Например, несколько лет подряд участвует Бангладеш. Мне в соцсетях писали, чтобы они сначала своих детей накормили… Действительно, очень бедная страна, я была там членом жюри на фестивале и видела эту бедноту. Тем не менее они находят возможность создавать бюджетное, но довольно смысловое кино. Кино же — это не только технологии, кино — это про вечное. Именно развивающиеся страны, как ни странно, делают это на порядок лучше с точки зрения содержания, поднимая проблемы отцов и детей, угнетения женщин в мусульманских семьях и прочее».

Миляуша Айтуганова: «Кино же это не только технологии, кино это про вечное. Именно развивающиеся страны, как ни странно делают это на порядок лучше с точки зрения содержания, поднимая проблемы отцов и детей, угнетения женщин в мусульманских семьях и прочее» Миляуша Айтуганова: «Кино же — это не только технологии, кино — это про вечное. Именно развивающиеся страны, как ни странно, делают это на порядок лучше с точки зрения содержания, поднимая проблемы отцов и детей, угнетения женщин в мусульманских семьях и прочее»

Ранее «БИЗНЕС Online», подводя культурные итоги 2022 года, констатировал, что татарстанские художники никак не отличились на ниве востребованного нынче «патриотического искусства», хотя республика и привыкла в стране во многих вопросах быть лидером, за которым тянутся все остальные.

«Был далек от политики, считал, что я шут»: Элвин Грей «цвета хаки» – человек года в культуре Татарстана

По словам Айтугановой, от минкульта РФ поступают просьбы и даже установки на выпуск патриотических фильмов. Однако собеседник газеты считает, что эта тема намного шире и не должна ограничиваться только вопросами СВО. А главный режиссер театра им. Камала Фарид Бикчантаев полагает, что насильно мил не будешь, поэтому спускать сверху темы, над которыми должны работать творцы, не стоит. 

Главный режиссер театра им. Камала Фарид Бикчантаев считает, что насильно мил не будешь, поэтому спускать сверху темы, над которыми должны работать творцы, не стоит Главный режиссер театра им. Камала Фарид Бикчантаев считает, что насильно мил не будешь, поэтому спускать сверху темы, над которыми должны работать творцы, не стоит

Сам «крестный отец» современного татарского театра сказал «БИЗНЕС Online», что прошедший год был для него знаковым. Помимо празднования 60-летия, он поставил спектакль «Болганчык еллар. Мөһажирләр» («Муть. Мухаджиры») по романам Махмуда Галяу, к которому шел целых 20 лет. После такой серьезной работы Бикчантаев хочет немного «отдохнуть» в комедийном жанре. «С Айдаром (Заббаровым — штатным режиссером театра — прим. ред.) немного решили расслабиться и посмотреть в сторону более легких вещей, — сказал главреж Камаловского театра. — Я взял комедию, которая выиграла в конкурсе пьес (пьеса Рустема Галиуллина „Көзге кайтаваз“ стала лауреатом конкурса „Новая татарская пьеса – 2022“, — прим. ред.), Айдар приступает к репетиции комедии Ильгиза Зайниева. Хотим сбавить серьезность разговора и перейти в другую стадию».

Сначала по традиции продемонстрировали ролик о необходимости оставить после себя «культурный след», а затем на сцену вышел директор и худрук Буинского драмтеатра, народный артист РТ Раиль Садриев с монологом, общий посыл которого звучал так — «где родился — там и пригодился» Сначала по традиции продемонстрировали ролик о необходимости оставить после себя «культурный след», а затем на сцену вышел директор и худрук Буинского драмтеатра народный артист РТ Раиль Садриев с монологом, общий посыл которого звучал так — «где родился — там и пригодился»

«Когда Родина выбирается по степени лояльности греху, когда ценность жизни измеряется хайпом»

Коллегия в итоге началась с 20-минутным опозданием. Сначала по традиции продемонстрировали ролик о необходимости оставить после себя «культурный след», а затем на сцену вышел директор и худрук Буинского драмтеатра народный артист РТ Раиль Садриев с монологом, общий посыл которого звучал так — «где родился — там и пригодился». В числе прочего известный артист напомнил, что многие жалуются на нехватку денег, но никто не жалуется на нехватку мозгов, хотя идеи всегда выше денег.

«В будущем Россия будет возрождаться с малых городов. Мы тоже живем в малом городе [Буинске] — население 20 тысяч, — говорил Садриев, благодаря которому этот населенный пункт всерьез появился на театральной карте России. — И на мой взгляд, мы там творим большие дела: ежегодно проводим международные театральные фестивали, фестивали искусств, лаборатории, семинары и таким образом создаем места силы, делаем воронку, которая будет притягивать все больше ярких событий, миллионы людей и многие страны». Тормозящим фактором являются лишь наши сомнения, уверен Садриев: «Надо бежать к цели, если не можешь бежать — ползти, не можешь ползти — надо лечь в направлении цели». Затем он прочитал стихотворение о том, как сейчас хорошо живется, когда есть все для комфорта, в то время как раньше люди донашивали друг за другом одежду и ходили пешком, призвав ценить то, что имеем.

Садриев ушел со сцены под бурные овации, и за трибуну прошла министр культуры Татарстана. Ее доклад начался с высокой политики. Аюпова напомнила, что три года назад на подобной же коллегии впервые состоялся разговор о культурном коде и его роли в самоидентификации личности. «Я, как и три года назад, хотела бы привести цитату лидера нашей страны Владимира Путина: „Обществом, в котором растворена культурная традиция, легко манипулировать“», — сообщила министр.

Далее она напомнила, что объявленный Татарстаном 2023-й Год национальных культур и традиций стал логичным продолжением Года культурного наследия народов РФ и года 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией. «Года, когда мы всей страной встали на защиту нашего суверенного права защищать свою историческую духовно-нравственную матрицу, свои традиционные устои, — с чувством заявила Аюпова. — Именно традиция, выстроенная система трансляции культурных ценностей, является инструментом защиты от духовного падения, от критического падения уровня „нравственной брезгливости“. Когда появляются родитель №1 и 2, когда Родина выбирается по степени сытости и лояльности греху, когда ценность жизни измеряется хайпом, когда можно прилюдно безнаказанно сжечь Коран или Святое Писание, аргументируя свое действие свободой». Далее спикер добавила, что значение культуры в разы возрастает, когда идет давление со стороны Запада.

Ирада Аюпова напомнила, что Татарстан является одним из лидеров по использованию Пушкинской карты, однако в ряде районов недорабатывают по этой теме Ирада Аюпова напомнила, что Татарстан является одним из лидеров по использованию «Пушкинской карты», однако в ряде районов недорабатывают по этой теме

Уже после данного политического экскурса министр приступила к основной теме доклада. Сначала она отметила, что в прошлом году план посещения культурных учреждений был перевыполнен на 14,5% (73,5 млн посещений). По статистике, житель республики в среднем посещает культурные мероприятия 19 раз в год. Есть снижение по киноучреждениям и кинотеатрам в 1,5 раза. Основная причина — исключение из репертуара кассовых западных блокбастеров, которые были лидерами сборов в 2021-м.

За 2022 год финансирование по линии культуры в республике было в размере 6,9 млрд рублей. А объем внебюджетных доходов учреждений составил 1,7 млрд рублей (темп роста 55,2%). Муниципальными и госучреждениями по сравнению с 2021-м заработано больше на 148,1 и 172,3% соответственно. Наибольший доход на рубль бюджетного финансирования оказался у Казанского цирка — 2,62 рубля и у театра кукол «Әкият» — 1,17 рубля. Среди музеев первенство досталось Елабужскому государственному историко-архитектурному и художественному музею-заповеднику (1,11 рубля). Самые низкие показатели у Атнинского татарского драмтеатра им. Тукая (0,07 рубля) (впрочем, этот театр расположен в селе с населением в 3 тыс. человек) и Нижнекамского татарского драмтеатра им. Миннуллина (0,11 рубля). Нижнекамцам еще достанется по ходу коллегии.

Аюпова напомнила, что Татарстан является одним из лидеров по использованию «Пушкинской карты», однако в ряде районов недорабатывают по этой теме. «Прошу всем муниципальным районам, особенно Ютазинскому, Спасскому и Тетюшскому, усилить работу в данном направлении. Это источник вашего внебюджета, — предупредила глава минкульта. — Проект направлен прежде всего на воспитание молодого поколения. И попытки отдельных коммерческих структур и исполнителей заработать должны пресекаться. Руководителей государственных и муниципальных учреждений хочу предостеречь от бездумного предоставления площадки, так как ответственность за то, что происходит на вашей сцене, несете вы».

Всего Татарстану на реализацию нацпроекта «Культура» было выделено 1,57 млрд рублей, за счет которых формировали культурную среду. Но, как бы много ни было построено и отремонтировано, все же остаются вопросы по отдельным районам. К примеру, за 10 лет количество учреждений культуры в неудовлетворительном состоянии увеличилось в Азнакаевском, Заинском, Верхнеуслонском и Сармановском районах.

Вместе с тем вышеупомянутый Нижнекамский драмтеатр даже после масштабного ремонта и оснащения не демонстрирует нужной динамики роста доходов, притом что обслуживает один из крупнейших городов Татарстана. «Руководителю необходимо найти интересные зрителю формы работы!» — несколько грозно отметила глава минкульта. В укор директору театра Рустяму Галиеву в пример она поставила Буинский драмтеатр Садриева, который зарабатывает больше их. Более того, его коллеги являются и лидерами по числу премьер (8–10 спектаклей в год), в аутсайдерах здесь с двумя премьерами в год оказался театр им. Качалова, чей руководитель Александр Славутский сидел тут же, в первом ряду. В целом по театрам основной проблемой считается подбор репертуара, т. е. не хватает современных дрампроизведений высокого художественного уровня. 

Александр Славутский Александр Славутский

Но есть и «отличники», которые смогли умело воспользоваться новым ремонтом. Среди таких, например, ГМИИ РТ, чей доход вырос в 7 раз, Казанский цирк с ростом в 3,5 раза, Набережночелнинский татарский драмтеатр им. Гилязова с ростом более чем в 2 раза. В итоге по показателям эффективности деятельности в сфере культуры лидерами стали Казань, Набережные Челны, Сабинский, Кукморский и Азнакаевский районы. А наихудшие позиции у Актанышского, Высокогорского, Елабужского, Спасского и Апастовского районов.

Культура — это не только здания, самым важным фактором в отрасли является человек, отметила Аюпова. Так, с начала 2023 года размеры базовых окладов работников подведомственных учреждений культуры и образования выросли на 8%, рост зарплаты в отрасли за пять лет — в среднем в 1,5 раза. Средняя заработная плата работников госучреждений составила 59,1 тыс. рублей, муниципальных — 38,4 тыс. рублей. По отрасли средняя зарплата — 45,1 тыс. рублей, что на 14,7% больше, чем в 2021 году. Но остается проблема привлечения кадров для работы на селе. Возможно, целевой набор сегодня почти единственный инструмент для влияния на ситуацию.   

Завершая выступление, министр вновь вернулась в политику, а точнее, к теме мероприятий патриотической направленности. В ее докладе было перечислены концерты, выставки, экскурсии, направленные на «сохранение социально-политической стабильности в обществе, воспитание патриотизма, поддержку мобилизованных граждан и их семей». Также говорилось о том, как работниками госучреждений культуры было сшито 7 тыс. балаклав для участников СВО. 

Елена Ямпольская: «Поле битвы — сердце человека“. И, прежде всего, сердце молодого, юного человека. Миссия культуры — именно это сердце защитить» Елена Ямпольская: «Поле битвы — сердце человека. И прежде всего сердце молодого, юного человека. Миссия культуры — именно это сердце защитить»

«По «Пушкинской карте» наша стабильная птица-тройка: Петербург, Москва, Татарстан»

Далее последовали выступления гостей коллегии, которые, надо сказать, звучали исключительно комплиментарно как для Аюповой, так и для присутствовавшего здесь же президента Татарстана Рустама Минниханова, с лица которого почти не сходила улыбка. В целом же стоит похвалить минкульт РТ, собравший в «Казань Экспо» серьезный пул федеральных спикеров.

«Культура — это пространство красивых решений. Мы сегодня присутствуем на очень красивом мероприятии, не просто весьма важном», — заявила глава комитета Госдумы по культуре и депутат от Татарстана Елена Ямпольская. Кстати, она ничего не сказала о скандале с обложкой журнала «Татарстан», хотя несколькими часами ранее написала в своем телеграм-канале, что весь тираж этого номера изъят из продажи, зато похвалила республику за активную работу в области культуры на муниципальном уровне. Депутат Госдумы сообщила, что сегодня в зале собрались «единомышленники по отношению к культуре», а «любой год, а не только 2023-й, проживаемый татарстанцами, может быть объявлен Годом народной культуры и народных традиций». Кроме того, Ямпольская оценила вклад Татарстана в принятие федерального закона «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации».

«Главная война, которая ведется сегодня против России, — это война в гуманитарной сфере, — продолжила глава комитета по культуре Госдумы, обратившись к актуальной политике. — То, что Достоевский называл: „Поле битвы — сердце человека“. И прежде всего сердце молодого, юного человека. Миссия культуры — это сердце защитить. Именно культура в сердце юного человека формирует образ Родины. Без пафоса, без лозунгов, через любовь». Продолжил эту линию и замначальника управления президента РФ по общественным проектам, уроженец Казани Александр Журавский. Он назвал пресловутое cancel Russia попыткой отменить «ту самую Россию, которая в настоящий момент, по сути, является главным ковчегом спасения традиционных ценностей и многополярного мира».

Александр Журавский назвал пресловутое cancel Russia попыткой отменить «ту самую Россию, которая в настоящий момент по сути является главным ковчегом спасения традиционных ценностей и многополярного мира» Александр Журавский назвал пресловутое cancel Russia попыткой отменить «ту самую Россию, которая в настоящий момент, по сути, является главным ковчегом спасения традиционных ценностей и многополярного мира»

К теме успехов Татарстана в культуре вернул разговор руководитель департамента культуры города Москвы Александр Кибовский, назвавший доклад Аюповой докладом министра культуры региона, «который является одним из лидеров во всех направлениях культуры, искусства, творческого развития граждан всех возрастов». После этого он вспомнил летнее путешествие в республику с семьей инкогнито. «Через несколько дней коллеги меня опознали, взяли в оборот», — под смех зала добавил Кибовский, но сообщил, что до того успел съездить в Елабугу, Болгар и Свияжск, в изменениях жизни последнего успел поучаствовать в качестве главы Росхранкультуры.

«По „Пушкинской карте“ наша стабильная птица-тройка: Петербург, Москва, Татарстан. И такая сплоченность не может не радовать», — продолжил отвешивать хозяевам комплименты Кибовский, называя регионы – лидеры проекта. Затем поделился некоторыми идеями, которые уже реализованы в его департаменте: активизация и информатизация межведомственной деятельности; грантовая система финансирования учреждений, резко снижающая чиновничью переписку; создание специального кадрового центра, отвечающего за персональный состав подведомственных организаций.

Продолжил парад восторгов о Татарстане и замминистра культуры РФ Владимир Осинцев, назвавший республику уникальным регионом, который «открыт для конструктивного сотрудничества, причем на всех уровнях» Продолжил парад восторгов от Татарстана и замминистра культуры РФ Владимир Осинцев, назвавший республику уникальным регионом, который «открыт для конструктивного сотрудничества, причем на всех уровнях»

Продолжил парад восторгов от Татарстана и замминистра культуры РФ Владимир Осинцев, назвавший республику уникальным регионом, который «открыт для конструктивного сотрудничества, причем на всех уровнях». РТ сегодня является одним из лидеров в сфере культуры нашей страны, продолжил он и назвал Татарстан локомотивом «очень многих проектов, генератором новых идей и инициатив, центром выработки эффективных решений».

Под занавес после выступлений фольклорных коллективов взял слово и татарстанский лидер, который для начала призвал поаплодировать «нашему министру [Аюповой] за хороший доклад». Минниханов напомнил, что в 2022 году республика потратила 2,5 млрд рублей на развитие культурной инфраструктуры, больше 4 млрд рублей было выделено на ремонтно-реставрационные работы на культурных объектах через федеральный и республиканский бюджеты. «Хотел бы поблагодарить наших федеральных коллег в области культуры, такой поддержки до этого, конечно, не было. И министерство, и депутаты Госдумы активно привлекают средства для нашей республики и наших объектов. Это очень важно», — сказал президент РТ, и это прозвучало как комплимент.

Минниханов напомнил, что в 2022 году республика потратила 2,5 млрд рублей на развитие культурной инфраструктуры, больше 4 млрд рублей было выделено на ремонтно-реставрационные работы на объект ах оба бюджета Минниханов напомнил, что в 2022 году республика потратила 2,5 млрд рублей на развитие культурной инфраструктуры, больше 4 млрд рублей было выделено на ремонтно-реставрационные работы на культурных объектах через федеральный и республиканский бюджеты

Мы можем построить все что угодно, далее напомнил Минниханов, но сами по себе стены не будут работать, если в этих стенах не задействуют профессионалов. И тут вновь досталось Нижнекамской татдраме. «Театр, который в городе и в 10 раз больше по численности, а то и более, дает результат меньше, чем небольшой театр [в Буинске]», — вспомнил он еще раз доклад Аюповой.

«Мы видели наши удмуртские коллективы, есть марийские, мордовские, татарских очень много, но русские, конечно, в первую очередь!» — сообщил президент РТ о том, как в республике сохраняют национальные традиции, вспомнив также Каравон и Питрау.

Также он сказал о больших круглых датах, которые отметят и в Татарстане в 2023-м. «200 лет со дня рождения великого русского драматурга Александра Николаевича Островского, — начал перечисление Минниханов. — 150 лет со дня рождения знаменитого оперного певца Федора Ивановича Шаляпина. На всякий случай москвичей предупреждаю: Шаляпин в Казани родился. Не ошибайтесь. 150 лет — выдающийся русский композитор, пианист, дирижер Сергей Рахманинов. Ну он не здесь родился, но фамилия очень с нашими похожа». Напомним, что Шаляпин ласково называл своего друга и одногодку Рахманинова «ты моя татарская морда».

А что же с критикой республиканского минкульта? Ее в выступлении Минниханова не последовало, а всему виной был, как оказалось, Кибовский. «Понятно, у нас много еще недоработок, недостатков, но здесь московский министр культуры сидит, поэтому не будем вас сегодня критиковать, — сообщил президент РТ. — Найдем возможность подсказать, где что надо сделать. Тем более он дал высокую оценку, а перечить я не могу».