Комиссия, сформированная министерством культуры РТ совместно с союзом писателей республики, подвела итоги конкурса на лучший эскиз памятника «Туган тел» («Родной язык») Комиссия, сформированная министерством культуры РТ совместно с союзом писателей республики, подвела итоги конкурса на лучший эскиз памятника «Туган тел» («Родной язык»)

Художественно-творческая интерпретация «Туган тел»

«Признать творческой неудачей» — так, по данным «БИЗНЕС Online», определила итоги конкурса на лучший эскиз памятника «Туган тел» («Родной язык») комиссия, сформированная министерством культуры РТ совместно с союзом писателей республики. Ее заседание состоялось в конце прошлой недели.

Напомним, что инициатива по увековечиванию в камне великого стихотворения Габдуллы Тукая, ставшего неофициальным гимном всех татар, принадлежит народному поэту РТ Зиннуру Мансурову. Данное предложение он озвучил в апреле 2021-го на встрече Рустама Минниханова с татарской творческой интеллигенцией в музее Тукая на его малой родине в Кырлае. Идею президент одобрил, было выбрано место в центре Казани, и в октябре прошлого года республиканский минкульт совместно с союзом писателей РТ объявил открытый конкурс на лучший эскизный проект.

«У Тукая не написано, что речь о татарском»: в центре Казани появится статуя «Туган тел»

В положении было сказано, что это должна быть скульптурная композиция, которая впишется в территорию Национальной библиотеки (ул. Пушкина, 86) со стороны Кремлевской набережной, создавая единое смысловое и композиционное продолжение существующей застройки. А сама работа должна основываться не только на анализе стихотворения «Туган тел», а быть ее художественно-творческой интерпретацией. Забегая вперед, отметим, что последний пункт и стал камнем преткновения для участников.

В положении указано, что это должна быть скульптурная композиция, которая впишется в территорию Национальной библиотеки (ул. Пушкина, 86) со стороны Кремлевской набережной, создавая единое смысловое и композиционное продолжение существующей застройки В положении указано, что это должна быть скульптурная композиция, которая впишется в территорию Национальной библиотеки (ул. Пушкина, 86) со стороны Кремлевской набережной, создавая единое смысловое и композиционное продолжение существующей застройки

У скульпторов было три месяца, чтобы попытаться через материю представить свое видение образа «Туган тел», всего поступило около десятка заявок как от отдельных авторов, так и от творческих коллективов. По данным газеты, самый известный из них — это Салават Щербаков, едва ли не самый сегодня главный официальный скульптор России. Кстати, он уже ставил своего Тукая в 2011 году в Москве на пересечении Новокузнецкой улицы и Малого Татарского переулка, а о нынешнем конкурсе узнал после звонка «БИЗНЕС Online». А еще среди многочисленных творений Щербакова — князь Владимир на Боровицкой площади российской столицы и недавно открытый памятник генерал-майору Минигали Шаймуратову на Советской площади Уфы.

Конкуренцию ему составили известные татарстанские авторы: Владимир Демченко, Факиль Гайфутдинов, Рустам Габбасов… При этом жюри рассматривало проекты анонимно, т. е. неизвестно, кому именно принадлежит та или иная идея памятника «Родному языку», с которыми познакомился и наш корреспондент.

В конкурсную комиссию вошли министр культуры РТ Ирада Аюпова, председатель союза писателей РТ Ркаил Зайдулла, заместитель главного архитектора Казани Дарья Толовенкова, директор Нацбиблиотеки Мадина Тимерзянова, заслуженный архитектор РТ и РФ Герман Бакулин и др.

Больше всего вопросов вызвала скульптурная композиция, где центральное место занимал тюльпан высотой в 5 метров, на лепестках которого были размещены стихотворение на татарском, русском и английском языках, ноты к песне «Туган тел» и барельеф Тукая. Вокруг тюльпана находится татарская семья с двумя детьми. И на все это великолепие запрашивалось 85 млн рублей

210 фонариков за 85 миллионов

Комиссия заседала за закрытыми дверями, но нам стали известны некоторые подробности дискуссии. В частности, основной претензией жюри было то, что авторы слишком тривиально подошли к пониманию задачи и большинство из них просто создали новый памятник Тукаю. Комиссия же ждала более современного подхода.

По словам очевидцев, министр Аюпова напомнила, что в центре Казани уже стоит два памятника главному татарскому поэту всех времен и народов: в сквере им. Тукая возле Кабана, а также у служебного входа в оперный театр. Третий подобный монумент в нескольких сотнях метров от остальных — это перебор даже для «татарского Пушкина». Собеседники приводят также слова министра культуры РТ о том, что речь идет не просто о стихотворении, а о целой идеологии, ценности языка и недопустимости его утраты.

Что касается самих проектов, то их реализацию авторы оценили в суммы от 7 млн до 85 млн рублей. Так, один из скульпторов изобразил Тукая сидящим за столом, где лежат рукописи, а внизу постамента расположилась плита с текстом стихотворения «Туган тел» на татарском и русском языках. Другой участник предложил отлить Тукая по пояс, держащим книгу со своим знаменитым стихотворением. Третий скульптор поставил Тукая на белую 8-угольную звезду, а позади него развеваются страницы книги, словно подхваченные ветром из рук поэта. Как описывает автор, скульптура становится «своеобразным культурным якорем, связывающим гладь воды, поток людей на набережной и ось лестницы, ведущей к библиотеке». Также в ряде проектов делалась отсылка к другим произведениям поэта и его героям — Су Анасы, Шурале…

Но больше всего вопросов вызвала другая скульптурная композиция, где центральное место занимал тюльпан высотой в 5 м, на лепестках которого было размещено стихотворение на татарском, русском и английском языках, ноты к песне «Туган тел» и барельеф Тукая. Из чаши цветка выходили тычинки-фонари, а другие 210 фонариков расположены на лепестках, которые, по предложению автора, обязательно нужно отливать на стекольных заводах в Гусь-Хрустальном. Но на этом еще не все. Вокруг тюльпана находится татарская семья с двумя детьми. И на все это великолепие запрашивалось без малого 85 млн рублей! Говорят, что кто-то из членов жюри нашел сходство данного проекта с надгробными камнями на могилах нуворишей и бандитов из 90-х.

Еще одной темой споров стали слова Зайдуллы, напомнившего, что центральное место монумента должно быть отдано заявленному стихотворению. Ему ответили, что, возможно, этого в итоге не будет. Писатель и депутат Госсовета РТ был возмущен и апеллировал к тому, что президент Татарстана согласие давал именно на такую идею! И вообще, инициатива исходила от союза писателей республики, говорил он, намекая на то, что решающее слово должно быть за литераторами.

Аюпова также пожелала, чтобы по концепции, ощущениям и энергетике монумент был близок к творчеству Ильдара Ханова — автора Храма всех религий в Казани, т. е. с элементами символизма, но с читаемыми смыслами. В качестве хорошего примера министр культуры РТ даже, по нашим данным, назвала работы молодого казанского скульптора Аделя Халиуллина, открытие выставки которого в галерее «БИЗОN» она на днях посетила.

«Скульптор должен знать историю нашего языка и народа, испытывать к нам какую-то любовь»

Позднее в разговоре с нашим корреспондентом глава союза писателей РТ сообщил, что, по его мнению, многие претенденты совершенно не поняли своей задачи. Зайдулла предполагает, что это могло произойти из-за того, что они просто не имеют представления о татарском мире. «Нужно мыслить образно, а не по штампу. И скульптор должен знать историю нашего языка и народа, испытывать к нам какую-то любовь», — считает собеседник «БИЗНЕС Online».

Архитектора Бакулина, в свою очередь, не устроило то, что не было задействовано пространство возле библиотеки. Он отметил, что авторы без особого творчества подступились к выбору непосредственной точки размещения, и предложил с учетом довольно сложного строения Нацбиблиотеки поискать место под памятник и более свободно подойти к благоустройству его территории, чтобы образ места соответствовал заявленной теме.

А директор Нацбиблиотеки Тимерзянова, которая, как никто другой, заинтересована в том, чтобы территория вокруг учреждения была использована с умом, высказала пару идей в беседе с «БИЗНЕС Online». Во-первых, это должен быть целый комплекс, а не одна статуя. Во-вторых, сделать монумент нужно языком, понятным молодежи, поскольку сами они уже «прошлое этой жизни». Вместе с тем надо учитывать то, что это туристическое место, где прогуливаются люди разных национальностей и даже с разных континентов, потому необходимы масштабные идеи.

Директор Нацбиблиотеки уточнила, что площадь позволяет сделать некую смысловую композицию, растянутую и разложенную, «внутри» которой можно побыть. «Это должно быть место, где можно и прогуляться, и присесть, и поймать какие-то смыслы. Можно также продумать, как использовать спуск к Казанке. Это очень интересное место, которое при креативном подходе выдаст неожиданный результат. У нас очень красивый и продвинутый город. И то, что мы будем создавать, созидать, тоже должно быть „вау“. Там есть где фантазировать», — поделилась своими мыслями Мадина Фатыховна.

В итоге комиссия, повторим, сошлась на том, чтобы признать результаты конкурса «творческой неудачей». Решено провести новое состязание, пригласив уже конкретных скульпторов (некоторых отберут среди участников прошедшего конкурса). Им сначала расскажут о концепции памятника, проведут своего рода «экскурсию» по стихотворению «Туган тел» и в целом по теме родного языка, чтобы участники уже с полной картиной приступали к работе.