В минувшую субботу в ГБКЗ им. Сайдашева свершилось «Воскресение». Александр Сладковский и госоркестр РТ подарили публике казанскую премьеру Второй симфонии Густава Малера В минувшую субботу в ГБКЗ им. Сайдашева свершилось «Воскресение». Александр Сладковский и Госоркестр РТ подарили публике казанскую премьеру Второй симфонии Густава Малера

«Во Второй симфонии Малер хоронит героя Первой симфонии»

«Вы даже не представляете, что нам сейчас предстоит, — признался перед концертом в разговоре с „БИЗНЕС Online“ Александр Сладковский. — Все симфонии Малера тесно связаны с его непростой судьбой, их освоение — сложнейший процесс, требующий специальной подготовки. Известно, что во Второй симфонии Малер хоронит героя своей Первой симфонии. Я не мог забыть об этом, ведь творчество любого гениального композитора (и исполнителя) по мере его личностного роста питается предыдущими достижениями и становится материалом для новых постижений».

Проследить эволюцию Малера-симфониста поклонникам ГАСО РТ нетрудно — в последние годы оркестр активно и успешно осваивает его наследие. В разные годы ГАСО РТ под руководством Сладковского уже были исполнены Первая, Четвертая, Пятая , Шестая, Седьмая, Восьмая, Девятая симфонии Малера. В следующем сезоне оркестр представит премьеру Третьей симфонии, и незатронутой останется лишь незавершенная Десятая симфония — лаконичное философское адажио. Также коллектив готовился записать все симфонии австрийского композитора. После ухода лейбла Sony Classical из России проект пока приостановлен, но для ГАСО РТ по-прежнему остается приоритетным.

Недаром две лучшие малеровские партитуры оркестр представил буквально встык. И если казанскую премьеру Седьмой симфонии месяц назад разбавила «Метель» Свиридова, сейчас в ГБКЗ им. Сайдашева Малер царил безраздельно. Благодаря этому публика не успела устать, а вечер был цельным и держал в напряжении до последней секунды. Во многом это случилось и за счет грамотной подготовки меломанов. В самом начале ведущая радио «Орфей» Ирина Тушинцева напомнила им идею масштабной симфонии, простирающуюся от земного мрака к божественному свету.

Чувствовать и переживать зал оркестр заставил на 200 процентов, а маэстро предстал блестящим драматургом, представив в ГБКЗ им. Сайдашева симфонию-спектакль Чувствовать и переживать оркестр заставил зал на 200%, а маэстро выступил блестящим драматургом, представив в ГБКЗ им. Сайдашева симфонию-спектакль

«Целая человеческая жизнь»

«Это музыка вселенского масштаба, и я рад, что она прозвучала в Казани — признался „БИЗНЕС Online“ после премьеры известный композитор Эльмир Низамов. — Малер — величайший симфонист: в его Второй симфонии есть что-то и от оперы, и от оратории, и от мистерии. Это целая человеческая жизнь. Спасибо Александру Витальевичу, который преподнес ее меломанам на высочайшем уровне. ГАСО РТ сегодня был на сцене в огромном составе, и при этом мы услышали много сольных партий, с которыми наши музыканты прекрасно справились. Спасибо хору, замечательным солисткам ГАБТа и, конечно, публике за то, что она услышала и прочувствовала эту музыку».

Чувствовать и переживать оркестр заставил зал на 200%, а маэстро выступил блестящим драматургом, представив в ГБКЗ им. Сайдашева симфонию-спектакль. Для Сладковского автобиографичная Вторая симфония оказалась не катарсической трагедией, а остросюжетной драмой, пролетающей на одном дыхании. Стальной нерв, обжигающий уже с первых возгласов и тират струнных, скреплял действие, а яркие тембры-персонажи (порой ГАСО РТ перевоплощался в виртуозный ансамбль солистов) рождали сверхгероя симфонии, проходящего весь духовный путь — от смерти до воскрешения.

Неумолимый глас рока олицетворяли полнозвучные tutti (часть музыкантов, еще по задумке Малера, играли за сценой — 14 медно-духовых и ударных, усиливая театральный элемент действия). На правах емких обобщений маэстро маркировал tutti и в начальном Аllegro Maestoso, основанном на музыке симфонической поэмы Малера «Тризна», и в идиллическом лендлере-воспоминании, и в ироничной проповеди Антония Падуанского рыбам (скерцо), и в финальных частях, где Сладковский, сместив акценты, вывел в центр средневековую тему смерти Dies Irae. Последующий же мажорный апофеоз воспринимался из зала как недостижимая мечта.

За мечту и божественный свет на премьере отвечала ведущая солистка Большого театра Анна Аглатова За мечту и божественный свет на премьере отвечала ведущая солистка Большого театра Анна Аглатова

«Оперный певец обязательно должен петь эту музыку»

За мечту и божественный свет на премьере отвечала ведущая солистка Большого театра Анна Аглатова. Звенящие тембровые переливы, дышащие длинноты и полетная орнаментика позволили ей не только «противостоять» драматической мощи оркестра, но и увлечь за собой «Мастеров хорового пения». Вместе они все же создали в финале грандиозный вокальный контрапункт, переводящий действие в ирреальную плоскость и рождающий подразумеваемый композитором катарсис. При этом в плане темпоритма певица была крайне пунктуальна: чутко реагировала на дирижерские жесты, встраивая образно-персональное solo в общую звукопись.

«Я очень люблю петь симфоническую музыку, — отметила в беседе с „БИЗНЕС Online“ сама прима Большого театра. — Она учит нас, солистов, прислушиваться к оркестру и аккомпанементу в целом. А партитуры Малера особенно, ведь это одна из опор, на которой строится австро-немецкая Lied, оперный певец обязательно должен петь эту музыку. С маэстро Сладковским я работаю и дружу не первый год и всегда рада сотрудничеству с ГАСО РТ. Это потрясающий оркестр, который понимает все даже не с полувзмаха, а с полувзгляда. При освоении такого полотна, как Вторая симфония, взаимопонимание между дирижером и его подопечными невероятно важно. Внутри ГАСО РТ оно есть, и это здорово».

Меццо-сопрано Агунда Кулаева, напротив, привнесла в симфонию вокальную свободу, запомнившись колоритными rubato и сочной кантиленой с вкраплением речитативных реплик Меццо-сопрано Агунда Кулаева, напротив, привнесла в симфонию вокальную свободу, запомнившись колоритными rubato и сочной кантиленой с вкраплением речитативных реплик

Меццо-сопрано Агунда Кулаева, напротив, привнесла в симфонию вокальную свободу, запомнившись колоритными rubato и сочной кантиленой с вкраплением речитативных реплик. Да и в целом вокальные эпизоды в трактовке солисток ГАБТа звучали как оперные сцены, сближая партитуру с театрализованной мистерией. А вот образно Кулаевой явно ближе оказалась земная драма Сладковского, чем небесные откровения Аглатовой. Поэтому колкий нерв ощущался даже в заключительном возгласе «Воскресни!», объединившем оркестр, хор и солистов.

Потрясенная публика устроила музыкантам 15-минутную стоячую овацию, и теперь, после успеха в Казани, ГАСО РТ отправляется на гастроли в Москву. Послезавтра артисты в том же составе исполнят Вторую симфонию Малера в Концертном зале им. Чайковского. Вечер посвятят памяти выдающегося дирижера Мариса Янсонса.