РАБОТЫ РАЗВОРАЧИВАЮТСЯ НА 200 ОБЪЕКТАХ КАЗАНСКОЙ СТАРИНЫ

Как известно, энтропия происходит сама собой, а вот для того, чтобы преодолеть разруху, нужны сверхусилия. Хватит ли одной политической воли для того, чтобы вернуть к жизни колыбель татарской интеллигенции? И в чем эта воля должна проявляться, если ни о каком финансировании проектов префектуры «Иске Шэhэр – Старый город» речи не идет, а вся ставка сделана на добрую волю собственников?

«Что касается Старо-Татарской слободы, то совсем недавно здесь мы были очень близки к точке невозврата. Но, как мне кажется, этот этап мы преодолели, и сейчас появилась не просто надежда, а уверенность в постепенном возрождении исторического центра», - заявил на деловом понедельнике руководитель префектуры «Иске Шэhэр – Старый город» Линар Закиров.

Он напомнил, что в целом на сегодняшний день в Казани подписано 433 соглашения с собственниками 321 объекта в историческом центре. К апрелю будущего года владельцам предстоит завершить строительство, ремонт фасадов, благоустройство, привести в порядок рекламные конструкции и цветовую гамму объектов. 99 зданий, согласно достигнутым с собственниками соглашениям, включены в список капитального и текущего ремонта. Их них 40 являются объектами культурного наследия.

4.jpg

УЛИЦА ЦВЕТА СТАРЫХ КРУЖЕВ

Точкой максимальной концентрации усилий префектуры стала Старо-Татарская слобода. Как известно, задачу возродить слободу ставили перед собой все градоначальники на протяжении последних нескольких десятков лет. Первые концепции разрабатывались архитекторами еще 40 лет назад. В последние годы эта тема многократно обсуждалась на разных уровнях. Было разработано несколько концепций, но ни одна из них не была реализована. Состояние дежавю – вроде бы все для Старо-Татарской слободы делалось, но ничего не сделано… Разве что порадуешься дому Шамиля с музеем Тукая, но этой радости уже много-много лет. Впрочем, справедливости ради надо отметить выполненную недавно на бюджетные деньги реконструкцию дома Апанаева, сделанную качественно и с большой любовью, сейчас здесь располагается 7-я городская поликлиника. Еще один пример – открытая в конце прошлого года после серьезной реконструкции Апанаевская мечеть.

«В этом году необходимо перейти от возрождения отдельно взятых объектов к комплексной работе, - заявил Закиров. - Возьмем к примеру первую линию Старо-Татарской слободы - улицу Шигабутдина Марджани. Среди зданий, расположенных на этой улице, есть памятники архитектуры. Однако большая часть домов – так называемые средовые объекты, которые как раз и формируют общий вид улицы, определяют ее колорит и самобытность. И сегодня есть понимание, что необходимо возрождать улицу как единый ансамбль – никаких глухих заборов, не рифмующихся друг с другом проектов здесь быть не должно». Отражением комплексности должна стать даже цветовая гамма объектов – здания предлагается решить в кремовой гамме старых кружев…

10.jpg

МУЗЕЙ И РЕМЕСЛЕННЫЕ МАСТЕРСКИЕ В УСАДЬБЕ САБИТОВЫХ

На набережной озера Кабан в результате совместной работы префектуры с собственниками начинает вырисовываться кусочек той культурной туристической среды, в которую должна превратиться вся Старо-Татарская слобода.

«Сегодня необходимы совместные усилия общественности – историков, краеведов, градостроителей, старожилов и бизнеса – в том, какой должна быть слобода, - сказал Закиров корреспонденту «БИЗНЕС Online». – Точечная застройка – это неверный путь, реставрация должна быть комплексной… Когда будет окончательно ясна концепция развития, самим собственникам станет проще ориентироваться в том, как лучше приложить свои усилия».

Дом №4 по ул. Марджани компания «Симург» восстанавливает в качестве офиса, а по соседству разместится гостиница «Старо-Татарская слобода» ООО «КамаСтройИнвест». Из ее окон откроется вид на озеро Кабан, а рядом, в доме №8 – бывшей усадьбе купцов Сабитовых – будут действовать музей татарского быта, ресторан и ремесленные мастерские. Здесь еще живут 12 семей – они переедут в дом на ул. Хади Такташа, который будет сдан в октябре 2012 года. Но пока строится этот соципотечный дом, жители переедут на съемные квартиры. За их аренду, как договорились, будет платить инвестор. В противном случае в этом году с мертвой точки сдвинуться не удастся…

Особо префект остановился на планах по восстановлению памятников деревянного зодчества. Так, на ул. Каюма Насыри сохранились деревянные памятники культуры и истории местного и республиканского значения. Это памятник жилой архитектуры XIX века - дом Исанбаевых (ул. Каюма Насыри, 33) и объекты исторической среды: жилые дома, прилегающие к Апанаевской мечети (ул. Каюма Насыри, 31), а также дом, где жил татарский ученый и просветитель Шигабутдин Марджани (ул. Каюма Насыри, 10). Он был передан в республиканскую собственность. Эти объекты будут реставрироваться по сохранившимся фотографиям при участии минлесхоза РТ.

ПОКА ЗДЕСЬ – КАЗАНСКИЙ «НОВЫЙ ЧЕРКИЗОН»

Сопутствующими проблемами Старо-Татарской слободы, по мнению Закирова, являются размещение рекламы, отсутствие табличек на домах и загаженные рынки, распихивающие свой мусор по соседним зданиям, невзирая на их историческое значение. В средневековой Италии с нечистотами на узких темных улочках боролись с помощью изображения Мадонны на обычных городских домах. Подразумевалось, что под Мадонной гадить будет неудобно. Интересно, что надо изобразить на исторических зданиях Казани, чтобы остановить их стремительное захламление? Напомним, еще и года не прошло, как в 50 с лишним старых зданиях по инициативе мэрии и с участием чиновников всех рангов состоялись так называемые «исторические» субботники…

«До тех пор, пока хаотичная торговля, возникшая в 90-е годы вокруг Центрального рынка, не будет в законном порядке ликвидирована, это так и останется в буквальном смысле новым «Черкизоном», - эмоционально прошелся по рынкам Закиров. И отметил, что на протяжении уже многих недель начинает свой рабочий день совместно с сотрудниками управления Роспотребнадзора, экологической полиции и административно-технической инспекции с рейдов по пресечению несанкционированной торговли. Люди не дураки – улицы Нариманова, Камала, Тукая перед чиновниками мгновенно пустеют, но вот надолго ли? Без системных решений принципиально ситуацию не переломить…

11.jpg

Понятно и другое: в историческом центре и вся «наружка» должна жестко контролироваться – в невысотной застройке яркие пятна рекламных конструкций вызывают резкий диссонанс с общим духом старины. «Хотелось бы получить не только рекомендации, но и утвержденные правила размещения рекламы в историческом центре города», - высказал пожелание префект.

Кроме того, почти каждый дом здесь имеет историю, которая должна быть доступна посетителям, но пока с этим дело обстоит плохо. «Возможно, на информационных табличках должны фигурировать не только имена и даты. Многим ли сейчас известно, к примеру, что Каюм Насыри – автор множества учебников по математике, физике, географии, ботанике, агрономии, кулинарии, сочинений по этнографии, этике, истории? - привел Закиров пример. – Именно он несмотря на вековые предубеждения стал учить татарских детей русскому языку, а студентов Казанского духовного училища – татарскому. Согласитесь, когда узнаешь такие истории – совершенно по-иному начинаешь относиться к тому, что видишь. Поэтому, думаю, необходимо в ближайшее время разработать единый формат таких табличек и приступить к их изготовлению и установке».

2.jpg

И ЖИТЕЛИ В ШЕСТОМ ПОКОЛЕНИИ…

«Первый шаг сделан - пора от слов перейти к делу, дни и часы уже терять нельзя», - оценил мэр Казани Ильсур Метшин доклад префекта. На этой неделе градоначальник вновь намерен провести обход исторического центра, чтобы посмотреть, как идут работы.

Как отметил Закиров, у новых владельцев есть четкое понимание, для чего они вкладываются в казанскую старину. И вряд ли мы увидим в Старо-Татарской слободе что-нибудь вроде бара «Гадкий койот». «Ну во-первых, префектура для того и создана, чтобы восстановление шло в историческом контексте, - пояснил Закиров корреспонденту «БИЗНЕС Online». – А во-вторых, люди, которые приобретают исторические здания, собирают о них информацию – чем были эти дома, кто и когда их строил… Слава Богу, люди это адекватные».

Сможет ли бизнес при участии префектуры найти золотую середину: и исторические здания с неповторимой атмосферой старины сохранить, и прибыль от их эксплуатации извлечь? Вроде бы риторический вопрос – сумели же это сделать в Праге, Стамбуле, Париже… Но проблема Казани состоит в том, что пока Старо-Татарская слобода – это лишь некий символ, лишенный конкретных очертаний и стабильного туристического трафика. То есть создавать здесь бизнес – все равно что махать рукой будущему: ау, когда-нибудь встретимся! Но если не создавать – то трафика, равно как и возрождения слободы, так никогда и не случится. Зачем людям ехать в пустое место?

И наверное, Старо-Татарская слобода – это как раз тот случай, когда предпринимателям, решившим вложиться в ее возрождение, надо помочь уже не словами, а грантами, налоговыми льготами, включением их в ключевые туристические маршруты. Глядишь, и начнет понемногу оттаивать заледеневшее сердце Казани. Только со знающими людьми пусть не забывают советоваться: шутка ли, в совете старожилов Старо-Татарской слободы - наследники Азимовых, Апанаевых, Сабитовых и других знаменитых казанских родов. Чего только стоит только одна Нурания-апа Биктимирова – жительница Старо-Татарской слободы в шестом поколении…