«Культурная» стройка года — челнинские «Мастеровые»

«Культурная» стройка года — челнинские «Мастеровые»

Лучше всего в республике «квартирный вопрос» решается в театрах автограда

Не секрет, что в Татарстане не принято экономить на культурных проектах, связанных с капитальным строительством. Есть чем похвастаться и в 2022 году. Театр «Мастеровые» из Набережных Челнов въехал в новое современное здание стоимостью в 2 млрд рублей, потраченных из федерального и республиканского бюджетов. Челнинцев и так неофициально называли лучшим русским театром республики, а теперь у них есть возможность подтвердить этот статус, используя новейшие театральные технологии на большой и малой сценах. Правда, в октябре на премьерном показе «Обыкновенного чуда» в «Мастеровых» произошел курьез, из-за заклинившего вращающегося механизма сцены — одной из главных технических фишек — спектакль был сорван. Однако с тех пор тревожных новостей из хозяйства директора Армандо Диамантэ не приходило. Кстати, билетов на постановки «Мастеровых» (а цены тут довольно кусачие по меркам казанских драмтеатров, они доходят до 1–1,2 тыс. рублей) практически не купить уже за 2–3 недели до дня показа. Отметим, что ранее новое здание в Челнах получила и татдрама им. Гилязова, так что, когда в их старое здание после ремонта въедет многострадальный государственный кукольный театр автограда, можно будет говорить, что «квартирный вопрос» для местных театров в городе практически решен.

Открытие памятника Рашиту Вагапову

Открытие памятника Рашиту Вагапову

Основоположника татарской эстрады отлили в бронзе

Редкий случай, когда в Татарстане открывают знаковый памятник и практически нет недовольных. Но именно об этом можно говорить применительно к появлению в конце лета-2022 у стен Татгосфилармонии монумента в честь Рашита Вагапова, которого называют основоположником профессиональной татарской эстрады. Власти республики принимали положительное решение о создании такого памятника еще в середине нулевых, но долгожданного результата пришлось ждать 1,5 десятка лет. При этом появление памятника можно считать личной победой директора фонда им. Вагапова Рифата Фаттахова, много лет проводящего вокальный конкурс имени знаменитого певца. Отдельно хочется поблагодарить и московского скульптора Андрея Ковальчука, который признался, что в ходе создания образа слушал много записей и смотрел фотографии Вагапова, так что даже положение рук у фигуры на памятнике было очень характерно для самого героя в жизни. В общем, памятник Вагапову, где и фигура, и постамент устремлены ввысь, пришелся по душе всем пришедшим на торжественное открытие, включая президента РТ Рустама Минниханова.

Выставка «Золотой век фламандского искусства»

Выставка «Золотой век фламандского искусства»

Рубенс и Ван Дейк прямо из питерского Эрмитажа

До 29 января вы еще можете посетить выставку «Золотой век фламандского искусства» из собрания Государственного Эрмитажа, которая открылась в центре «Эрмитаж-Казань» в феврале 2022-го. В столицу привезли произведения знаменитых фламандцев XVII века, а центральное место в экспозиции занимают работы Питера Пауля Рубенса и двух его младших современников — Антониса Ван Дейка и Якоба Йорданса. В выставочном центре находится 30 картин, 24 произведения прикладного искусства и 16 гравюр из собрания питерского Государственного Эрмитажа. Помимо шедевров фламандской живописи, на выставке — очередном примере сотрудничества Эрмитажа с Татарстаном — можно встретить тактильные станции для слабовидящих, а также познакомиться с ароматами, специально созданными для «Золотого века…».

Шаймиев вернул на сцену «Кару пулат» Низамова

Шаймиев вернул на сцену «Кара пулат» Низамова

Современная татарская опера в формате open air в Болгаре

Традиционно непроста судьба национальных музыкальных произведений в Татарстане, тем более тех, которые созданы здесь и сейчас. Вот и татарская опера «Кара пулат» Эльмира Низамова, получившая в 2015 году свою сценическую судьбу благодаря протекции Минтимера Шаймиева, так и не вошла в постоянный репертуар театра им. Тинчурина, где сослались на дороговизну проекта и административные трудности с его реализацией. Но вот спустя 7 лет, по случаю 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией, сначала нашлись деньги на пять показов спектакля на исторический сюжет все в том же Тинчуринском театре, после чего Шаймиев, как настоящий продвинутый импресарио, решил показать «Кара пулат» в естественных декорациях Болгара, оставшись очень довольным конечным результатом.

Гастроли Вахтанговского театра

Гастроли Вахтанговского театра

Шедевры Римаса Туминаса «Война и мир» и «Евгений Онегин» увидел казанский зритель

Надо отметить, что минувший год был богат на гастроли знаковых театров обеих российских столиц. Однако «Маузер» знаменитого грека Теодороса Терзопулоса, который привезла питерская Александринка, оказался слишком крепким орешком для казанской публики, а последние премьеры МХТ им. Чехова под руководством Константина Хабенского — «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена» и «Сирано де Бержерак» — работы достойные, но вряд ли войдут в золотой фонд. Чего не скажешь о «Евгении Онегине» и «Войне и мире», которые в столицу РТ привозил Вахтанговский театр. Пикантности этим гастролям, все билеты на которые были раскуплены заранее, добавлял тот факт, что незадолго до того театр и Россию покинул многолетний худрук и режиссер вышеупомянутых спектаклей Римас Туминас. Впрочем, никакая политика не способна взять вверх над подлинным искусством, судьба «Войны и мира» Туминаса, лучшего современного интерпретатора русской классики, тому свидетельство. Пятичасовой шедевр литовского режиссера, у которого действие главного отечественного романа разворачивается на практически пустой сцене, объехал всю страну, объединив людей с самыми разными политическими пристрастиями и театральными вкусами и, кажется, закрыл вопрос о лучшем российском спектакле на годы вперед.

Гарифуллина и Сладковский собрали 20 тысяч зрителей на «Казанской осени»

Гарифуллина и Сладковский собрали 20 тыс. зрителей на «Казанской осени»

ГАСО РТ и первая оперная красавица опровергают миф о непопулярности классического искусства

30 августа минувшего года традиционный фестиваль «Казанская осень» у стен Дворца земледельцев собрал рекордные 20 тыс. зрителей. Именно столько людей пришли сюда в День города, чтобы приобщиться к миру классической музыки в компании ГАСО РТ маэстро Александра Сладковского, который сделал отличный выбор, пригласив в качестве солистки на концерт настоящую международную знаменитость, хоть и нашу землячку, Аиду Гарифуллину. Оперные шлягеры, испанская сарсуэла, татарская музыка — все это звучало в этот вечер на open air в центре столицы Татарстана, а кадры, снятые от стен Кремля, искренне удивляли количеством публики.

Гульзада Руденко — лауреат Госпремии РФ в области литературы и искусства

Гульзада Руденко — лауреат Госпремии РФ в области литературы и искусства

Первый за 16 лет лауреат высокой награды из Татарстана

Немного официальной хроники, достойной нашего рейтинга. Указом президента России лауреатом Государственной премии в области литературы и искусства за 2021 год стала генеральный директор Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Гульзада Руденко. В последний раз деятели культуры из РТ удостаивались такой чести в 2005-м, тогда это были авторы балета «Сказание о Йусуфе» (Леонид Любовский, Ренат Харис, Нурлан Канетов). А ранее Госпремию получали, к примеру, Рубин Абдуллин и София Губайдулина. Руденко с 2002 года возглавляет данное учреждение культуры. «Под ее руководством Елабужский государственный музей-заповедник превратился в одно из ведущих музейных объединений России, стал крупнейшим научно-просветительным учреждением и культурно-туристическим центром Республики Татарстан», — указано на сайте главы государства. Сегодня Елабужский музей-заповедник принимает до 500 тыс. гостей в год, также здесь проводятся масштабные мероприятия всероссийского и международного уровня: музыкальный фестиваль Бориса Березовского «Летние вечера в Елабуге», Спасская ярмарка и др.

Героиня «татарского барокко» — Юлдус Бахтиозина в «БИЗОNе»

Героиня «татарского барокко» — Юлдус Бахтиозина в «БИЗОNе»

Первая персональная выставка художника с мировым именем в Казани

Галерея современного искусства «БИЗОN» за последнее время превратилась в признанную зрителями и профессионалами культурную институцию Казани. Среди целого ряда ярких проектов галереи мы выделяем экспозицию «Рискуя собственной шубой» художника с мировым именем Юлдус Бахтиозиной, первую персональную выставку «амбассадора „татарского барокко“» в столице Татарстана. 16 фоторабот — мини-ретроспектива творчества автора, которого Би-би-си называла среди топ-100 женщин, меняющих мир к лучшему, а итальянский Vogue — лучшим молодым фотографом. Каждая из работ погружает зрителя в мир русских сказок, но совсем не тех, что мы помним из собственного детства.

Новый неожиданный шеф Казанского цирка

Новый неожиданный шеф Казанского цирка

Эльмира Булатова уже строит наполеоновские планы

В мае 2022-го Казанский цирк получил неожиданного директора, им стала Эльмира Булатова. Несмотря на ее большой менеджерский опыт в отрасли, кадровое решение неоднозначно восприняли как в Казани, где нового директора практически не знали, так и VIP’ы отечественного цирка, с которыми не посоветовалась министр культуры РТ Ирада Аюпова. А этому, напомним, предшествовало сразу два конкурса на соискание должности, которую осенью 2021 года со скандалом покинул Рамиль Шарифуллин, закончившихся ничем. С тех пор страсти вокруг назначения поутихли, а Булатова приступила к работе, мечтая, чтобы Казанский цирк стал не просто местом, где свое искусство показывают дрессировщики, клоуны и акробаты, но и объектом культурной жизни, способным проводить смелые эксперименты, в том числе с коллегами из смежных отраслей.

«Пепел» в театре имени Камала — спектакль года

«Пепел» в театре им. Камала — спектакль года

Огнеопасный коктейль из японской пьесы, истории татарской литературы и наших реалий

Октябрьская премьера на малой сцене театра им. Камала — спектакль Айдара Заббарова «Көл» («Пепел») — лишний раз доказывает, что в искусстве масштаб определяется отнюдь не количеством публики или затраченными средствами. И вроде бы скромная постановка с двумя действующими лицами вдруг превратилась едва ли не в главное театральное событие последнего времени в республике. Пьеса современного японского автора Коки Митани «Академия смеха» написана в 90-е годы прошлого века и повествует о военных 1940-х, сегодня она становится все более популярна в России. Здесь есть две яркие роли для отличных актеров, занимательные диалоги, а сама тема и вовсе максимально животрепещущая — отношения драматурга и его цензора. У Заббарова еще отдельным «актером» становится машинка для резки бумаги, результаты работы которой заполняют всю сцену (режиссер стал автором сценографии спектакля). Среди изрезанной бумаги и бродят герои Алмаза Бурганова и Эмиля Талипова. Для обоих это очевидная актерская удача, а Талипову и вовсе хочется отдать сразу же «Золотую маску». Остроты истории добавляют и неожиданные перевоплощения артистов, которые вспоминают жертв цензуры — царской или советской — из числа знаменитых татарских литераторов. А еще в «Пепле» есть стендап, отсылки к «Джокеру» и живое исполнение песен Виктора Цоя на татарском.