Ауфар Галиев: «Транснациональные компании, занимающиеся производством молочной продукции, с рынка не ушли — они все так же присутствуют на полке» Ауфар Галиев: «Транснациональные компании, занимающиеся производством молочной продукции, с рынка не ушли — они все так же присутствуют на полке» Фото: «БИЗНЕС Online»

О влиянии антироссийских санкций: себестоимость выросла на 30%, но ЗМК выпустил продукции на 28,5% больше

  • Поставщики оборудования, технологий и наполнителей из Европы как были, так и остались. Ни один контракт не закрылся, кроме немецких компаний, которые в результате санкций с Россией больше не работают. Но все основные партнеры сохранились и хотят сотрудничать дальше. В принципе, и цены в этом году они сильно не поднимали.
  • Транснациональные компании, занимающиеся производством молочной продукции, с рынка не ушли — они все так же присутствуют на полке, хотя, например, Danone говорил, что свернет деятельность в России. Другое дело, что завоз европейской продукции, которую заменить в одночасье нельзя, идет альтернативными путями. Сроки поставок заметно увеличились — в среднем с 8 недель до полугода. Усложнилась логистика, и, как следствие, увеличились расходы.
  • Антироссийские санкции отразились негативно. Если посмотреть цены на упаковку, ингредиенты, запасные части для оборудования и логистические услуги, то себестоимость нашей продукции выросла в среднем на 30% по сравнению с прошлым годом.
  • Что касается Зеленодольского молочноперерабатывающего комбината, то мы со времен пандемии, серьезно осложнившей поставки, начали увеличивать складские запасы и по молочным, и по другим активам. И в этом году эта практика нас выручила, мы ее продолжаем, чтобы не было перебоев в производстве. 
  • ЗМК не сократил объем переработки молока, наоборот, по итогам первых 9 месяцев комбинат выпустил 147,8 тыс. т продукции, что на 28,5% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В целом итоги года также ожидаем позитивные.
  • Мы могли бы заработать больше, но валютные скачки отразились и на нашей работе. Какое-то время работали даже с минимальной доходностью, лишь бы сохранить трудовой коллектив, свой рынок и позиции.
  • В этом году с рынка молокопереработки ушло очень много мелких компаний, не выдержали конкуренции. Наше стабильное качество и поставки позволили нам сохранить продажи и доверие покупателей. Приходя в магазин, люди видят: мы всегда есть на полке, отвечаем за качество и обеспечиваем всем ассортиментом продукции.

«Государство поддерживает сельхозпроизводителей, но никакой поддержки отрасли молокопереработки мы, к сожалению, не ощущаем.  А она очень нужна» «Государство поддерживает сельхозпроизводителей, но никакой поддержки отрасли молокопереработки мы, к сожалению, не ощущаем. А она очень нужна» Фото предоставлено ЗМК

Об изменениях в ассортименте и росте цен на европейскую закваску

  • В ассортименте произошли ротации. Например, мы сделали и выпустили на рынок большое количество новых продуктов. Людям нравится, они покупают — и мы развиваемся. Практически ни один вид продукции не перестали выпускать из-за санкций. Мы убавили объемы производства или перестали выпускать только те продукты, которые имели минимальные продажи. Но это обычная практика — всегда анализируем спрос, корректируем продуктовую линейку. Что-то убираем, взамен заводим что-то другое, более интересное. Меняются вкусовые предпочтения потребителей, они хотят чего-то нового, и мы стремимся отвечать на эти запросы. Но есть продукты, которые востребованы всегда, — например, это молоко питьевое пастеризованное 2,5-процентное «Очень важная корова». За 9 месяцев его было продано 13,9 млн штук. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост составил 26,8%.
  • У нас на ЗМК есть цех, где мы выращиваем кефирные грибки — это абсолютно устойчивая история. А вот глубокозамороженные и сухие закваски, которые используются в производстве творогов и кисломолочных продуктов, российские компании закупают у европейских производителей. Это живой продукт, их надолго вперед не закупишь, к сожалению. Пока поставки идут. Цены, конечно, повысились. Но надо отдать нашим европейским партнерам должное: когда у них себестоимость понижается, они цены для нас снижают тоже. Сейчас мы в рамках договоров работаем четко, переговоры идут. Одновременно тестируем еще 5–6 компаний.
  • Если европейские заквасочные культуры запретят нам продавать, какое-то время, конечно, будет очень плохо. Но, уверен, страна справится, у нас все-таки есть свои НИИ. Когда в России появятся свои качественные закваски, европейские производители этот рынок навсегда потеряют. Они это прекрасно понимают и совершенно в этом не заинтересованы.

О последствии мобилизации и параллельном импорте

  • Релокация — это не наша история, у нас никто не переехал, все здесь. Мобилизация, конечно же, нас коснулась. Семьям всех ребят, которые ушли выполнять свой воинский долг, предприятие оказало помощь. Все, что положено, что нужно было сделать, мы сделали.
  • Наше предприятие — лидер на республиканском рынке молочной переработки, одно из тех, кто обеспечивает продовольственную безопасность республики. Кадры в молочной отрасли обучаются годами, за один день никого не обучишь, поэтому на комбинате крайне важно сохранить молодой сильный резерв. И я очень благодарен руководству республики за то, что наша позиция была услышана.
  • Наши взоры устремлены на параллельный импорт. Мы будем увеличивать поставки из Китая, Турции, других стран, которые производят оборудование для переработки. Уже с лета работаем над этим, готовим страховочные наработки на случай, если не сможем продолжать сотрудничество с европейскими производителями. Компании в этих странах готовы работать с нами, проблем нет никаких. В ближайшее время планирую подписать такие контракты.
  • Государство поддерживает сельхозпроизводителей, но никакой поддержки отрасли молокопереработки мы, к сожалению, не ощущаем. А она очень нужна. Например, если бы приобретение специализированного транспорта субсидировалось по госпрограммам, как это было раньше, то это было бы большой помощью. Также полезны для устойчивости отрасли были бы субсидии на литр переработанного молока, закупку нового оборудования и ведение новых проектов. Такой поддержки нет, а без этого развиваться сложно.

«В нашей сфере, даже если и сократится ассортимент продукции, все равно мы сможем прокормить население и выполнить поставленные задачи» «В нашей сфере, даже если и сократится ассортимент продукции, все равно мы сможем прокормить население и выполнить поставленные задачи» Фото предоставлено ЗМК

О росте цен на западную продукцию

  • Повышение цен на всю западную продукцию  после Нового года наверняка будет — у них практически стопроцентный рост цен на электроэнергию, газ, сахар. Посмотрим — у нас есть альтернативные предложения.
  • Ситуация в нашей отрасли, в том числе в республике, будет развиваться, надеюсь, в хорошую сторону, потому что молочная продукция всегда востребована. В нашей сфере, даже если и сократится ассортимент продукции, все равно мы сможем прокормить население и выполнить поставленные задачи. Пока что критичных событий для отрасли не произошло.
  • Мы видим, как энергично развиваются и другие наши республиканские компании. Главное, обеспечить качество продукта, оправдать доверие покупателей.

О том, что делать предпринимателям в 2023 году

  • Совета я дать не могу. Просто хочу всем пожелать мирного неба над головой и успехов в бизнесе, чтобы у всех сохранялись коллективы, люди работали, получали зарплату, были здоровы и счастливы в 2023-м. Сейчас самое главное — выдержать все стрессовые ситуации, которые могут возникнуть в наше время.
  • Нам много чего нужно сделать для нашей великой страны. А результат упорного труда всегда приносит свои плоды. И пусть всем неизменно сопутствует удача!