«Моей задачей было «привязывать» заказы к ячейкам на складе. Как это работало: клиент делал заказ, ему присваивался номер, например, № 52, ребята на складе собирали весь заказ в коробочку, я размещал этот заказ на полке, через ТСД вносил в программу информацию, чтобы знать, где какой заказ лежит» «Моей задачей было «привязывать» заказы к ячейкам на складе. Как это работало? Клиент делал заказ, ему присваивался номер, например 52, ребята на складе собирали весь заказ в коробочку, я размещал этот заказ на полке, через ТСД вносил в программу информацию, чтобы знать, где какой заказ лежит» Фото: «БИЗНЕС Online»

О герое

Нашему инсайдеру немного за 20, и в начале 2022-го он устроился работать на казанский склад одного из маркетплейсов. За год он вырос от помощника логиста до старшего специалиста по логистике – руководителя сортировочного центра. Это он раздает заказы курьерам и следит, чтобы те доставляли их вовремя.

О рабочем графике и отсутствии ответственности

  • Работать на этот склад я пришел случайно: нашел вакансию «Оператор склада» на сайте с объявлениями о работе, откликнулся, в подробности не вдавался. «Собеседование» проходило на Оренбургском тракте. Меня встретил парень лет 25–30, он задал единственный вопрос: «Есть какие-то вопросы по работе?» У меня их не было. Тогда он провел меня по складу: «Вот тележка, ты будешь собирать в эту тележку заказы для курьеров и относить им. Вот вся твоя работа». Я ответил: «Все, окей».
  • Оформляли меня на складе в Новой Туре, выдали пакет документов на 40 листов. Пришлось долго ждать, люди сновали туда-сюда, как-то все неорганизованно было. Все подписал, меня проверила служба безопасности. Через три дня вышел на смену.
  • Когда я оформлял документы, то увидел, что по моей вакансии образование должно быть не ниже среднего, опыт работы в данной сфере — от одного года. У меня опыта никакого не было, но у меня о нем и не спрашивали.
  • Как оператору склада мне выдали терминал сбора данных или ТСД (портативный компьютер со встроенным сканером штрихкода прим. ред.). Моей задачей было «привязывать» заказы к ячейкам на складе. Как это работало? Клиент делал заказ, ему присваивался номер, например 52, ребята на складе собирали весь заказ в коробочку, я размещал этот заказ на полке, через ТСД вносил в программу информацию, чтобы знать, где какой заказ лежит. Туда же, на ТСД, мне приходит маршрут для курьера: программа показывала, какие нужно взять ящики для определенного курьера. Я хожу по складу, ставлю эти ящики в корзинку. Когда все собрал — отдал курьеру. Он своим сканером проверяет каждый ящик, смотрит, какие у него адреса на доставку, и строит маршрут, куда первым поедет к клиенту.
  • На нашем складе как непродовольственные товары, так и пищевые продукты. Ассортимент почти такой же, как и на большом складе в Новой Туре, за исключением одежды и крупногабаритной техники.

«Нас, получается, человек 14 суммарно в дневной смене работают, на наш склад приходят заказы от центра Казани до Дербышек, со всего Авиастроительного района, Осиново, Зеленодольска, Волжска, Иннополиса, Юдино, Аракчино» «Нас, получается, человек 14 суммарно в дневной смене работают, на наш склад приходят заказы от центра Казани до Дербышек, со всего Авиастроительного района, из Осиново, Зеленодольска, Волжска, Иннополиса, Юдино, Аракчино» Фото: «БИЗНЕС Online»

Об организации доставки и зарплате

  • Так я проработал три месяца: никакой ответственности — ходишь и пикаешь. За все отвечает старший логист, у меня была просто физическая работа. Потом старший логист (начальник сортировочного центра) ушел из компании, и старшим стал я.
  • Теперь я начальник сортировочного центра. Утром прихожу, захожу в рабочее приложение, вижу, сколько заказов, когда они получены, как срочно и куда их надо доставить. Выстраиваю маршрут курьеру, чтобы он максимально быстро развез эти заказы и вернулся на базу. Это моя основная задача. Еще я делаю возврат: бывает, что курьер приехал, а клиент просто не отвечает. Соответственно, курьер везет на базу этот заказ, я делаю возврат, и он возвращается обратно на склад.
  • Как только клиент делает заказ, он высвечивается у нас на карте, там же показано, срочный ли это заказ, который надо доставить в течение часа, или обычный (надо доставить в течение двух часов).
  • Работаю я сменами, с 9:00 до 21:00, три дня через три, получаю 45–50 тыс. рублей. У нас есть еще ночной логист, он работает с 21:00 до 9:00.
  • Со мной работает помощник (он же оператор склада), надо мной есть супервайзер, который напрямую общается с курьерами, составляет им графики, смены, добирает новых курьеров. Мы трое отвечаем за логистику, а есть вторая половина склада — там ребята отвечают за товары и их хранение. Нас, получается, человек 14 суммарно в дневной смене работают, на наш склад приходят заказы от центра Казани до Дербышек, со всего Авиастроительного района, из Осиново, Зеленодольска, Волжска, Иннополиса, Юдино, Аракчино.

О текучке кадров и судьбе списанной еды

  • В последнее время у нас большая текучка кадров. В чате часто пишут о новых сотрудниках, в неделю по 2–3 человека меняются. Чаще всего это сборщики заказов, но и среди курьеров большая текучка, только ко мне приводят по два новых человека каждую неделю.
  • Причин я не знаю, думаю, люди просто устают. Нужно же все время находиться на ногах и работать. Я, например, не успеваю поесть — минут 15–20 максимум «перекур», и все. У нас же все завязано на времени, какая-то паранойя: хожу, постоянно на часы смотрю.
  • Если мы превышаем определенное количество опозданий и косяков с нашей стороны, то у нас урезают премию. Но я ни разу за все время работы с таким не сталкивался. Я даже не знаю, какой порог в этом плане.
  • На складе у нас везде стоят камеры. Если пройти вдоль по складу между товарами, там будет камера на камере. Дорогостоящий товар хранится в отдельной комнате, в которую доступ есть только у начальника смены. И, когда у ребят приходит заказ на доставку какого-нибудь IPhone, начальник сам заходит в эту зону, забирает товар и выдает его сборщику заказа. В моей зоне тоже везде камеры: одна прямо сверху смотрит на мой монитор, куда-то вбок еще, на КПП сидит охранник с металлоискателем, мы проходим, он нас пропикивает. Так что украсть какой-то дорогой товар, я думаю, невозможно. Да и зачем оно надо? А уж колбаса и чипсы тем более никому не интересны.
  • За состояние товаров и свежесть продуктов отвечают товароведы. Они проверяют качество в зоне приема, когда поставщики доставляют товар, на продуктах сразу сверяют срок годности и заносят его в систему. Если что-то не так, товар не принимается.
  • Есть человеческий фактор: кто-то недосмотрел, и на склад попал подпорченный товар. Позже, когда ребята собирают заказ, они подходят к этой позиции и, если видят, что зелень испорчена, просто меняют позицию на другую. Испорченный товар никто не кладет. А если сборщики «пропустили» и подпорченные товары приходили клиенту, делаем возврат без вопросов.
  • Непроданный товар списывается на складе. Я часто видел, что хлеб, когда срок годности к концу подходит, списывают, и ребята в обед его съедают.

«В среднем наш склад обрабатывает 2 тыс. заказов в сутки. Пик заказов в этом году выпал на распродажу 11.11: только у нашего склада было 3,5 тысячи заказов в тот день» «В среднем наш склад обрабатывает 2 тысячи заказов в сутки. Пик заказов в этом году выпал на распродажу 11.11: только у нашего склада было 3,5 тысячи заказов в тот день» Фото: «БИЗНЕС Online»

О том, кто идет в курьеры и почему самая выгодная доставка — в Зеленодольск

  • Курьерами работают люди от 20 до 50 лет, оформляются чаще всего как самозанятые. По большей части это ребята на своих машинах до 30 лет. Бывают у них ситуации, когда в час пик надо за час заказ доставить в конец Авиастроительного района. В таком случае приходится выворачиваться, иногда и правила нарушать.
  • У курьеров нет ставки, они зарабатывают от количества заказов. Один заказ стоит 150 рублей для тех, кто на рабочих машинах, и 170 рублей — для тех, кто работает на личных авто. Заказы подбираются так, чтобы за один выезд курьер мог доставить 5–6 заказов (т. е. заработать 750–900 рублей). Если мы берем дальние маршруты — Дербышки, Волжск, Зеленодольск, Иннополис, то за рейс курьер делает от 10 до 25 заказов. В Зеленодольск курьер катает 25–30 заказов, потому что он уезжает примерно на 6 часов. За такой рейс получается заработать 4,5 тыс. рублей.
  • Те, кто работает на рабочих машинах, наших Largus, в большем плюсе. Они не платят ни за что: топливные карты оплачивает работодатель, как и все техосмотры. Курьеры просто садятся в машину, развозят заказы и никому ничем не обязаны. Платят налог раз в месяц как самозанятые. Зарабатывают по-разному, но в среднем от 60 тыс. до 90 тыс. на руки получают. У тех, кто работает на своей машине, выходит на 10% больше.
  • Курьеров тоже штрафуют. За опоздание штраф 100 рублей. Если клиент оставит жалобу на курьера за хамство, штраф будет больше. Бывает, что заказ надо оставить у двери, а курьер оставляет не у той двери, и товар просто пропадает. В таких случаях штраф больше тысячи рублей.
  • В марте – апреле было максимально «гнилое» время, заказов было очень мало. Курьеры сидели по 3–4 часа, чтобы получить пять заказов. Но выправились.
  • В среднем наш склад обрабатывает 2 тыс. заказов в сутки. Пик заказов в этом году выпал на распродажу 11.11: только у нашего склада было 3,5 тыс. заказов в тот день. Наш маркетплейс не подготовился к таким нагрузкам: системы не выдержали, все зависало, заказы мы довозили с опозданием на четыре часа, потому что весь склад был забит товарами, мы ставили коробки на пол. Работать в тот день было невозможно. И так практически на каждую распродажу, прирост по числу заказов 50–100% к нашим обычным дням.
  • Я думал о том, чтобы уйти в курьеры. Но у этой должности, кроме денег, плюсов нет, как и карьерного роста. Я три месяца отработал помощником логиста, сейчас я старший логист, а недавно была открыта вакансия супервайзера. Я смогу претендовать на эту должность, когда у меня будет побольше опыта. У нас в команде работает парень, начал со сборщика заказов, а теперь супервайзер, за год три должности поменял!

О тухлых обедах и сквозняках

  • После того как я устроился на работу, видел негативные отзывы сотрудников, что форма не по размеру, добраться до складов трудно, обеды дешевые, но тухлые и т. д. Может, так в столицах, у нас вроде все спокойно. Да, первое время до складов добираться трудно, но ко всему привыкаешь.
  • Доставку обедов нам заказывает компания, стоят они и правда 25 рублей (полная стоимость обеда — 250 рублей, но сотрудники оплачивают только 10%, остальное компенсирует компания — прим. ред.). Все цивильно: салат, первое, второе, что-то к чаю дают. Была жалоба как-то, что на обед дали прокисшее или тухлое, но компания просто поменяла доставку еды, сейчас все нормально.
  • Ребятам, кто работает в холодной зоне, выдают бушлат, теплые штаны, спецовки нам сейчас выдают, на зиму — куртки. Неудобств я не вижу. Единственное — в моей части склада очень холодно, сквозняки постоянно, потому что курьеры заходят за заказами, открывают и закрывают двери. Пока эту проблему решить не можем.