В Татарстане подготовлен проект стратегии научно-технологического развития республики. Документ, разработанный министерством образования и науки РТ, опубликован на портале правовой информации РТ. В настоящее время он проходит антикоррупционную экспертизу.

Напомним, в ноябре Татарстан занял пятое место в первом рейтинге научно-технологического развития регионов за 2021 год. Республика уступила Москве, Санкт-Петербургу, Томской области и Башкортостану. При составлении рейтинга учитывалось в том числе наличие утвержденной программы научно-технологического развития. В ноябре о работе над стратегией докладывал председатель совета ассоциации содействия цифровому развитию Рифкат Минниханов. Сделан упор на задел наследия и потенциал научных школ Татарстана, в том числе школ по нефтегазовому направлению, АПК, химическим технологиям и др., отмечал он.

«Научно-технологическое развитие Республики Татарстан является одним из приоритетов региональной государственной политики и определяется комплексом внешних, внутренних (по отношению к области науки и технологий) и специфических (с учетом особенностей развития территории) факторов, формирующих систему глобальных, больших и региональных вызовов», — говорится в проекте стратегии. В документе также приводятся «наиболее значимые» вызовы для республики:

  • исчерпание возможностей экстрактивной (ориентированной на экспорт углеводородного сырья) модели экономического роста РТ, которая усугубляется симптомами «голландской болезни», зависимостью от технологий, импортных материалов и компонентов в важнейших отраслях;
  • монопрофильность ряда промышленных центров и высокая импортозависимость технико-технологического контура; слабый технологический суверенитет в приоритетных сферах социально-экономического развития территории;
  • недостаточная глобальная конкурентоспособность обрабатывающей промышленности;
  • недостаток сырья для нефтегазохимии;
  • низкий уровень внутрирегиональных кооперационных связей образования, науки, инноваций и реального сектора экономики;
  • экологические проблемы, традиционно высокая для нефтедобывающих и нефтехимических регионов антропогенная нагрузка на окружающую среду и связанное с ней снижение потенциала здоровьесбережения жителей территории;
  • недостаточный уровень подготовки в школах по физике, математике, химии и черчению;
  • дефицит квалифицированных кадров, ученых, преподавателей и специалистов для развития инновационной экономики, квалифицированных кадров в системах государственного и муниципального управления, способных сформировать системы антикризисного управления, а также их отток, в том числе в силу неконкурентоспособных условий оплаты труда, недостаточный уровень менеджмента, несоответствие квалификации работников осуществляемой профессиональной деятельности;
  • утрата или существенное осложнение из-за санкционного давления устоявшихся кооперационных цепочек.

Согласно стратегии, власти республики намерены обеспечить лидерство Татарстана в научно-технологической сфере, сделав упор на следующих перспективных технологиях:

  • микропроцессоры;
  • новые материалы, мало- и среднетоннажная химия;
  • компоненты робототехники и сенсорика;
  • искусственный интеллект;
  • генетика и биотехнологии;
  • технологии в области экологического развития и климатических изменений.

Конечная цель — формирование мощной, саморазвивающейся мультикультурной международной научно-образовательной экосистемы для органичной трансформации Татарстана в «локомотив инновационного развития страны в приоритетных сферах и направлениях развития Отечества». В частности, республика намерена к 2030 году войти в 100 мировых лидеров в сферах нефтегазового дела, образования и лингвистики (текущие позиции — 100−200) и войти в топ-5 ведущих российских научно-образовательных центров в математике, компьютерных науках, бизнесе и экономике (текущие позиции — 9−13).