НЕ ПОВЕРИТЕ - ЭТО ВСЕ ЦИФРЫ О СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ

Сегодня на правительственном часе в Госдуме России отчитывался министр внутренних дел Рашид Нургалиев. Отчет этот проходил под «черной звездой» трагических событий в казанском, теперь уже несуществующем, расформированном и переименованном, отделе полиции «Дальний». Так что, хотя федеральный министр не раз оговаривался, что он не оправдывается, но именно такие ноты постоянно звучали и в его выступлении, и в заключительном слове.

- Преступления, совершенные полицейскими, - явление аномальное, и не может быть ничем оправдано. Даже единичные нарушения ложатся тяжким грузом на плечи абсолютного большинства честных и чистых людей в погонах, страдают многие и многие сотрудники. Тень недоверия в целом ложится на всю полицейскую систему, - попытался упредить жесткие выступления депутатов гость парламента.

При этом он не забыл сослаться на заграницу:

- Аналогичные неприятные случаи характерны для всех зарубежных полицейских организаций. Так, по информации правозащитных организаций, только в 11-м году от рук полицейских погибло 140 человек, зафиксировано 4,9 тысяч случаев превышения полицейскими полномочий. В них вовлечены 6,6 тысяч сотрудников. Уличен почти каждый сотый страж правопорядка, при этом обвинения были предъявлены только трети. А осудили и вовсе тысячу. По типу нарушений распределение следующее: чрезмерное применение силы - 23,8 процента, незаконное задержание и обыски - 10 процентов, сексуальные преступления - 9,3 процента, кражи - 7,2 процента, убийства - 0,5 процента. 91 летальный исход был связан с применением огнестрельного оружия, 19 - с чрезмерной физической силой, 11 - электрошока. О какой, вы думаете, стране сейчас идет речь? Не поверите - это все цифры о Соединенных Штатах Америки…

Может быть, министр надеялся, что на этом неприглядном американском фоне побледнеет «Дальний» и прочие дикие факты, которые посыпались в последний месяц на российское МВД?

Про «Дальний» Нургалиев тоже упомянул, но очень кратко:

- В том же отделе «Дальний» в Татарстане еще до трагедии по представлению службы собственной безопасности против трех полицейских были возбуждены уголовные дела, шесть человек были уволены. Более того, на троих из четверых ныне арестованных сотрудников были даны отрицательные рекомендации»…

ПРЕВАЛИРУЕТ ЧРЕЗМЕРНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ДАВЛЕНИЕ

Министр много говорил о реформе МВД, о ее в целом положительных результатах, о важности психологов в структуре министерства. А также - по стародавней чиновничьей привычке - об отрицательной роли СМИ, о том, что у нас в стране «превалирует чрезмерное информационное давление» и «несмотря на официальные комментарии, ведется поиск все новых, не всегда соответствующих действительности фактов, их вольная, зачастую неграмотная с правовой точки зрения интерпретация, использование слухов»…

Высказался Нургалиев и по поводу еще одной, в последнее время часто предъявляемой его министерству претензии:

«Предвижу вопрос и о так называемой «палочной системе»… В министерстве нет такого приказа или распоряжения, которые нацеливали бы на работу исключительно на количественные показатели.

В заключение министр признал, что проблем еще «множество», и что «все мы ждем дисциплинированную, сплоченную и в то же время открытую организацию, действенно защищающую права и интересы человека, общества и государства».

ЗОЛОТАЯ КРОВАТЬ И НАГРАДНЫЕ ЧАСЫ НЕ ИЗ ДРАГОЦЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ

Дальше Нургалиеву стали задавать вопросы - по три от каждой из четырех думских фракций. Ну, тут министру много чего припомнили. Например, КПРФ - о назначенных им в Бурятию двух руководителей МВД, которых потом вывезли из республики в наручниках. ЛДПР - о трех не принятых поправках к федеральному закону, скажем, чтобы борьбу с коррупцией вывести за рамки МВД. «Справедливая Россия» (выступал сам лидер фракции Сергей Миронов) - о громкой голодовке эсера Олега Шеина в Астрахани и о четырех кордонах полиции, через которые российским конгрессменам пришлось там прорываться, чтобы попасть на заседание областной думы… Были вопросы о рейдерстве, причем министр предложил передать ему конкретные материалы, но предупредил, что по такому «уродливому явлению» разбираться бывает очень сложно…

Спрашивали про запрет «праворулек» - вопрос не рассматривается, успокоил министр, «есть, как есть». Спрашивали про нашумевшие министерские госзакупки - Нургалиеву пришлось разъяснять, что заказанные МВД 600 часов («если вы говорите о тех часах, которые имеют сейчас хождение, как в свое время «золотая кровать») - это обыкновенные, наградные, с символикой МВД России часы. Их стоимость от 8 до 36 тысяч рублей, и они «не из драгоценных материалов». А закупаемая мебель - для установки в дежурных частях.

Был и вопрос, как относится министр к тому, чтобы выбирать населением участковых и начальников РОВД, - отрицательно относится, «мы до этого еще не дошли».

ВЫБОРЫ, КАЗАНЬ, ОПГ

Дальше выступали представители думских фракций. Виктор Коломейцев (КПРФ) рассерженно говорил про поведение полицейских во время выборов, когда они беспардонно вмешиваются в процесс и вышвыривают с избирательных участков не только наблюдателей, но даже членов комиссии с правом решающего голоса.

Выступление главы фракции ЛДПР Владимира Жириновского было, на удивление, скучным.

Представитель ЕР, сам в прошлом являвшийся крупным милицейским чином, Владимир Васильев утверждал, как и положено депутату от партии власти, что реформа МВД состоялась. А еще он много говорил про Казань и про татарстанское МВД:

- …Министр подал в отставку. Я скажу, что МВД Татарстана - одно из передовых, насколько я могу судить, работая в системе и сейчас наблюдая. Министр - тоже один из сильных министров нашей страны… Они (в Татарстане) активно боролись с организованной преступностью… Десятки преступных группировок сидят в местах лишения свободы. Более 500, вдумайтесь, только лидеров преступных сообществ отбывают наказание, это только в Татарстане. Из них уже 19-й пошел на пожизненное… Кстати, каждое преступное сообщество до сотни членов включало в себя...

ЧТО НАМ МЕШАЛО ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ЭТИХ САДИСТОВ, НЕГОДЯЕВ, КОРРУПЦИОНЕРОВ?

Самым крутым было выступление на «правительственном часе» представителя «Справедливой России» Геннадия Гудкова. Он сообщил лично Нургалиеву то, о чем уже несколько дней активно пишут СМИ: что фракция эсеров приняла решение обратиться к президенту России (Гудков подчеркнул - и к будущему, Владимиру Путину, тоже) об отставке министра внутренних дел.

Гудков сказал:

- У нас лично к вам нет претензий, мы знаем о вашей личной порядочности… Но на вас, Рашид Гумарович, лежит ответственность за провал, полный провал реформы, которая по большому счету подорвала и подрывает сегодня доверие не только к министерству внутренних дел, не только к правоохранительной системе России, но и к власти в целом вообще. Мы, кстати говоря, когда голосовали здесь, критиковали с этой трибуны закон о полиции, предупреждали, что так и будет… Мы говорили о том, что абсолютно отсутствует общественный и парламентский контроль… У нас нет никакого парламентского контроля… И в результате этих огромных полномочий, когда каждого человека можно хватать, задерживать без повестки, без дела, по какому-то там липовому заявлению… Полная бесконтрольность, ручные советы (общественные советы при органах внутренних дел - ред.), ручные корреспонденты и так далее, привела к тому, что крыша у ваших подчиненных едет от эйфории безнаказанности и бесконтрольности, поэтому они и не знают, чего им там изобрести - швабру, жезл милицейский или использовать бутылку шампанского не по назначению.

Вы говорите о том, что блестяще прошла переаттестация. Во-первых, вы теряли огромное количество профессиональных людей. Во-вторых, переаттестация прошла комом… Мы предлагали министерству внутренних дел сделать публичные, гласные, с участием депутатов различного уровня аттестационные комиссии. Это сделано не было: «мы сами». Вот - сами: Казань, Кемерово, далее, как говорится, везде...

Гигантская забюрокраченность министерства! Уже некогда заниматься борьбой с преступностью, надо только отчитываться.

Вы говорите, что нам не хватает времени для смены персонала, личного состава. Но, извините, у меня такое впечатление, что все - и вы лично, и ваши подчиненные - работают в министерстве только с начала реформы. А до этого что мы делали? Почему у нас не шел этот процесс? Что нам мешало избавиться от этих садистов, негодяев, коррупционеров?..

Вы говорите, что там, в США. В США 823 тысячи полицейских и 320 миллионов человек. У нас 140 миллионов - и 1 миллион 120 тысяч сотрудников полиции. Поэтому давайте мы будем корректны в наших сравнениях…

Ваши слова беру: три месяца на искоренение преступности. Искоренили в МВД? Нет - только насмешили народ.

«Все плохое осталось позади», - октябрь 2011 года. А где же тогда у нас Казань, Санкт-Петербург, Кемерово и так далее? Это что? То, что осталось впереди у нас?».

…Понятно, что больше всего министр обиделся именно на выступление Гудкова. И в заключительном слове свои обиды высказал, даже не раз. И на опыт СССР сослался - как министру внутренних дел Николаю Щелокову было тяжело и с реформой, и гонениями в СМИ. А еще сказал, что мы только первый шаг сделали по реформе, будем МВД перестраивать дальше, идти вперед.