Стало известно, кто начнет обслуживать людей и заправлять автомобили на трассе М12 «Восток» по Татарстану. Первый федеральный участок за 295,4 млн рублей в субаренду на 20 лет берет «Татнефть» во главе с Наилем Магановым Стало известно, кто начнет обслуживать людей и заправлять автомобили на трассе М12 «Восток» по Татарстану. Первый федеральный участок за 295,4 млн рублей в субаренду на 20 лет берет «Татнефть» во главе с Наилем Магановым Фото: © Алексей Майшев, РИА «Новости»

Новый сосед по М12: «Татнефть» заправит машины на автобане в компании с «Лукойлом» и «дочкой» «Газпрома»

Стало известно, кто начнет обслуживать людей и заправлять автомобили на трассе М12 «Восток» по Татарстану. Первый федеральный участок за 295,4 млн рублей в субаренду на 20 лет берет «Татнефть» во главе с Наилем Магановым. Информация о результатах открытого аукциона появилась на торговой площадке госкомпании «Автодор». Из опубликованного решения следует, что «Татнефть» стала единственным участником торгов. В нефтяной компании газете «БИЗНЕС Online» эту тему предпочли не комментировать. Таким образом, в Татарстане это первый игрок, который получил право обеспечить комфорт (и возможность) передвижения пользователей платной магистрали. 

Точка сервиса появится на 629-м км по правой стороне платной автотрассы рядом с селом Большие Кайбицы. На торговой площадке госкомпании размещена документация и на участок по левую сторону дороги. Но протокол рассмотрения заявок и результаты этого аукциона пока не опубликованы. Условия те же — 295,4 млн рублей и субаренда на 20 лет под АЗС жидкомоторного топлива с комплексом технических сооружений и благоустройством.

Первые участки под сервис трассы М12 за 560 млн рублей в конце октября застолбил «Лукойл» Вагита Алекперова. Нефтяная компания стала единственным участником трех отдельных торгов по размещению на федеральных земельных участках вдоль платной трассы М12 АЗС и единого сервисного здания в составе многофункциональной зоны на 82-м км дороги во Владимирской области. Субаренда двух участков под размещение АЗС жидкомоторного топлива с комплексом технических сооружений и благоустройством стоила компании 460,9 млн рублей. Земля расположена с правой и левой сторон магистрали. Участок под единое сервисное здание с правой стороны дороги обошелся «Лукойлу» в 98,3 млн рублей.

Дочерняя компания «Газпрома» — «Газпром газомоторное топливо» (метан) — разместит на М12 газовую автозаправочную станцию в составе многофункциональной зоны на 51-м км магистрали в Московской области. Стоимость субаренды составляет 31,6 млн рублей.

Разыгрывают еще четыре точки. Две — на 82-м км дороги во Владимирской области для газовой АЗС суммарной стоимостью 62,8 млн рублей. Еще две точки на 727-м км платной автотрассы — у Егорьевского сельского поселения Лаишевского района Татарстана. Стоимость этих лотов составляет 577,8 млн рублей.

Дочерняя компания «Газпрома» — «Газпром газомоторное топливо» (метан) разместит на М12 газовую автозаправочную станцию в составе многофункциональной зоны на 51 км магистрали в Московской области Дочерняя компания «Газпрома» — «Газпром газомоторное топливо» (метан) — разместит на М12 газовую автозаправочную станцию в составе многофункциональной зоны на 51-м км магистрали в Московской области Фото: © Максим Богодвид, РИА «Новости»

Где еще появятся точки сервиса М12, что с ценой проезда и пустят ли дорогу в 2023 году

На строящейся платной трассе М12 госкомпания «Автодор» планировала разместить 32 многофункциональные зоны: 16 в направлении Москвы и столько же по пути в Казань. Объекты сервиса построят друг напротив друга, а пять пар оборудуют газозаправочной инфраструктурой. Рассмотрим расположение парных объектов сервиса от Казани до Москвы:

  • В Татарстане 6 функциональных зон. Первая пара — в Егорьевском сельском поселении Лаишевского района, южнее аэропорта «Казань». Вторая с газозаправочной инфраструктурой — после моста через Волгу в Верхнеуслонском районе, рядом с деревней Вахитово. Третья пара — в Кайбицком районе, вблизи Больших Кайбиц и деревни Старые Чечкабы.
  • В Чувашии планируют четыре объекта сервиса. Рядом с городом Канашом и поселком Ибреси. Вторая пара с газозаправочной инфраструктурой — у города Шумерли.
  • В Нижегородской области — четыре пары многофункциональных зон: у города Сергача, поселка Бутурлино, городов Арзамаса и Кулебаки;
  • Пять пар объектов сервиса — во Владимирской области. Первая пара — у города Мурома с газозаправочной инфраструктурой, вторая — у поселков Первомайский и Воровского. Затем — неподалеку от города Судогды. Четвертая пара — у города Лакинска с газозаправочной инфраструктурой и пятая — у города Петушки.
  • В Московской области две пары объекта сервиса: у Электрогорска с газозаправочной инфраструктурой и у Ногинска.

Расстояние между планируемыми оазисами на М12 в среднем составляет 50 км, но местами достигает 80 километров.

Гид по М12: где можно будет «выскочить» на платную трассу?

Напомним, платную автотрассу М12 от Москвы до Казани планируют открыть в 2023-м — на год раньше запланированного. Новый мост через Волгу рядом с Казанью откроют частично — летом переход был готов на 23%. Строительство участка М12 Казань – Екатеринбург начнется с 2023-го, а до Тюмени построят в 2024-м.

Стоимость трассы Москва – Казань за этот год выросла с первоначальных 630 млрд до 820 млрд, как и цена будущего проезда — для легковушки поездка вместо 1,6 тыс. рублей может обойтись в 5,8 тысячи.

На АЗС также требуют сделать не только колонку с нефтяным и газовым топливом, но и установить зарядные станции для электромобилей, торговую точку с техническими жидкостями и автопринадлежностями, парковку, туалеты, мусоросборники, средства связи для вызова экстренных служб На АЗС также требуют сделать не только колонку с нефтяным и газовым топливом, но и установить зарядные станции для электромобилей, торговую точку с техническими жидкостями и автопринадлежностями, парковку, туалеты, мусоросборники, средства связи для вызова экстренных служб Фото: © Виталий Белоусов, РИА «Новости»

«Важно, чтобы дорога не превратилась в тоннель без инфраструктуры»

Минимальные нормативы для объектов дорожного сервиса в России действуют с 1 января 2021 года. Так, для дорог категорий 1А — автомагистрали и 1Б — скоростные автодороги, к которой относят строящуюся М12, действуют такие требования:

  • мотели, кемпинги должны быть через каждые 150 км;
  • пункт общественного питания — один на 100 км;
  • АЗС — через каждые 50 км пути;
  • станция технического обслуживания — через 150 километров.

Для объектов сервиса правительство РФ прописало дополнительные требования. К примеру, с каждого спросят доступность для инвалидов. На АЗС также требуют сделать не только колонку с нефтяным и газовым топливом, но и установить зарядные станции для электромобилей, торговую точку с техническими жидкостями и автопринадлежностями, парковку, туалеты, мусоросборники, средства связи для вызова экстренных служб. Мелкий ремонт и техобслуживание прописали для СТО. Душевые кабины, туалеты, точку общепита, освещение территории, место приготовления пищи требуют для сезонных кемпингов с полным или частичным самообслуживанием. Для мотелей стандартный гостиничный набор на трассе дополняет требование прачечной, а также охраняемой парковки.

Трасса М12 укладывается в минимальные требования правительства РФ. Но в комитете по грузовым перевозкам и логистике ТПП РТ еще год назад говорили о недостаточности точек для сервиса, хотя начало неплохое. «Важно, чтобы дорога не превратилась в тоннель без инфраструктуры. Говорят, что платные трассы позволят развивать инфраструктуру, а по факту их строят без придорожного сервиса. Потому что каждый съезд с дороги — это дополнительная документация, проект. Функциональные зоны удорожают строительство», — сообщал председатель комитета по грузовым перевозкам и логистике ТПП РТ Сергей Сотников.

Придорожный сервис пока не сильная сторона платных дорог России, рассказывали прежде эксперты «БИЗНЕС Online», ставя в пример трассу М11 «Нева». «Число заправок на километр пути там по-прежнему, наверное, в 100 раз меньше, чем на бесплатных дорогах, — говорил в прошлом году профессор Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета Михаил Якимов. Задержку появления инфраструктуры на М11 эксперт объяснял и временными затратами на решение вопросов с землей, которая в руках разных собственников, и обустройством. — М12 отличается от „Невы“ тем, что проходит ближе к городам. Между Москвой и Санкт-Петербургом только Тверь и Великий Новгород. Не думаю, что на М12 возникнут трудности с поиском заправок, какие были после запуска М11».