Адиль Ширинов: «В сегодняшнем бизнесе, в автомобильном бизнесе в том числе, если ты на секунду остановишься с точки зрения своего развития или поиска новых решений, то можешь в бизнесе больше не находиться» Адиль Ширинов: «В сегодняшнем бизнесе, в автомобильном бизнесе в том числе, если ты на секунду остановишься с точки зрения своего развития или поиска новых решений, то можешь в бизнесе больше не находиться» Фото: «БИЗНЕС Online»

Завод «Соллерса» в Елабуге начал крупноузловую сборку

Хорошо знакомая Татарстану компания «Соллерс», которая осенью пережила разрыв с американским автопроизводителем Ford, а летом — смену собственника, под конец года, видимо, решила добавить оптимизма своим партнерам и будущим клиентам. Накануне днем автопроизводитель объявил, что первая партия легких коммерческих автомобилей Sollers Atlant и Argo передана покупателям. Речь о грузовичках на базе китайских JAC, которые будут производить на заводе в особой экономической зоне «Алабуга». На церемонии в конце ноября, где анонсировали перезапуск площадки в Елабуге, объявляли только «проект организации производства модельной линейки легких коммерческих автомобилей», а не старт производства. Сегодня в пресс-службе «Соллерса» уточнили «БИЗНЕС Online», что покупателям переданы автомобили, собранные на заводе в Елабуге по технологии крупноузловой сборки. Такую сборку еще называют отверточной. Суть в том, что с завода-изготовителя поставляются полностью готовые к сборке комплектующие. Производство по технологии полного цикла планируется запустить в 2023 году, добавили в компании в ответ на запрос, но более точных сроков не уточнили.

Минувшей ночью на сайте газеты «Коммерсантъ» вышло объемное интервью председателя совета директоров и одного из владельцев «Соллерса» Адиля Ширинова с интересным заголовком — «Взойдет ли солнце завтра утром, я не знаю». Руководитель компании рассказал, опасается ли слияния с КАМАЗом, призвал развивать компонентную базу, потому что здесь даже Китай — это «так себе альтернатива», а также призвал не хоронить модели Ульяновского автозавода (УАЗ), который переезжать в Татарстан не будет. Вот главные тезисы из беседы.

После ухода из компании Вадима Швецова стало понятнее, проще и быстрее принимать решения, рассказал Ширинов. «В сегодняшнем бизнесе, в автомобильном бизнесе в том числе, если ты на секунду остановишься с точки зрения своего развития или поиска новых решений, то можешь в бизнесе больше не находиться. <…> Поэтому нам в какой-то мере стало легче. В истории „Соллерса“, которая связана с Вадимом, были очень важные интересные вехи, но я думаю, что самое интересное у нас еще впереди», — отметил Ширинов. Он рассказал, что пока не собирается отходить совсем от операционного управления, но больше полномочий получат молодые кадры. «Мы за последние годы воспитали очень хорошую управленческую команду и на УАЗе, и в Елабуге, и во Владивостоке (здесь работало СП Mazda и „Соллерс“, в ноябре японский производитель передал свою долю компании — прим. ред.)», — рассказал Ширинов.

Компания «Соллерс» объявила, что первая партия легких коммерческих автомобилей Sollers Atlant и Argo передана покупателям. Речь идет о грузовичках на базе китайских JAC, которые планируется производить на заводе в особой экономической зоне «Алабуга» Компания «Соллерс» объявила, что первая партия легких коммерческих автомобилей Sollers Atlant и Argo передана покупателям. Речь идет о грузовичках на базе китайских JAC, которые планируется производить на заводе в особой экономической зоне «Алабуга» Фото: Александр Щербак/ТАСС

Ширинов: «Мы будем двигаться к полной независимости»

«Соллерс» отказывается от схемы совместных предприятий (СП). Теперь будет новая стратегия, которая включает в себя в том числе создание новых моделей на платформах производителей из дружественных стран. «Фундаментальный вопрос заключается в том, что, да, мы приняли для себя концепцию, которая подразумевает создание собственного продукта. А то, что он будет или базируется в том числе на заимствованных платформах или базовых продуктах партнеров, с которыми мы можем найти общий язык, так оно и есть», — сказал председатель совета директоров. По его словам, ключевое отличие в том, что если при СП нельзя было делать «то, что хочешь», то тут будет собственный бренд и собственные разработки, права на которые остаются в России. Собственный продукт получится создать, поскольку у компании сильный инженерный состав, убежден Ширинов.

«Это наш бренд, выкупленные права на продукт, который мы полностью локализовываем здесь. 50 процентов продуктовой линейки будет разработано в России. Мы уже говорили 26 ноября при запуске производства (новых моделей LCV Atlant и Argo — прим. ред.), что будет принципиально новый подход к развитию модельного ряда за счет собственных ресурсов. Дальше мы будем двигаться к полной независимости», — рассказал спикер.

Отказываться от «буханки» и Patriot компания не намерена. «Мы знаем, каким образом производить малые количества автомобилей, для того чтобы в нашей продуктовой линейке они оставались. Мы дадим возможность „буханке“ жить своей жизнью ровно столько, сколько она будет нужна нашим покупателям, как и UAZ Hunter, который пытались похоронить», — подчеркнул один из владельцев «Соллерса». Ширинов не опасается, что из-за более низкой цены «буханка» не даст расти продажам грузовичка «Атлант». Собеседник газеты уверен в успехе машин Argo, которые будут выпускаться в Елабуге, поскольку «ниша с точки зрения производства в России никем не занята».

Гуд-бай, Ford, нихао, JAC! «Соллерс» в Елабуге встает с колен с помощью китайцев

Будет ли перенос производства УАЗа в Елабугу? Ширинов убеждает, что нет, такой вариант не рассматривается. Производство на заводе в Ульяновске загружено «достаточно хорошо». «Мы третий год подряд работаем в пятидневном режиме, нет простоев. Я не побоюсь сказать: мы с УАЗом точно будем в лидерах с точки зрения объемов производства по отношению к прошлому году и по отношению к тому, где находится индустрия», — сказал спикер.

Будущее площадки в Ульяновске — расширение продуктовой линейки, самостоятельное производство дизельного двигателя с современной 6-ступенчатой коробкой передач. Также завод намерен к 2024 году восстановить производство автоматической коробки передач.

Отдельной темой беседы стало развитие компонентной базы — больная точка российского автопрома. «Вопрос заключается в объединении усилий с точки зрения продуктов. Я говорил, говорю и буду говорить: у нас есть все возможности производить все компоненты. Включая в принципе электронику, которой мы не занимались, но и весь мир ею не занимался, оставив это на Восточную Азию в силу разных причин. Что касается остального, от создания автомобильной концепции до реализации в металле, в полимерах, в композитах и так далее, все это у нас присутствует в качестве сырья. Но не было решения по объединению усилий, потому что каждый из западных партнеров не хотел собраться и делать все в России», — сказал собеседник газеты. Ширинов отметил, что «Соллерс» не побоится взять на себя лидерство в плане создания компонентной базы. Нерешенных вопросов, по его словам, остается два: производство выхлопных систем («есть вопрос по локальному сырью, по нержавейке») и отопителей-кондиционеров.

На заводе в Елабуге планируется выпускать 30 тыс. автомобилей в год, и эти планы вполне реальные, говорят эксперты На заводе в Елабуге планируется выпускать 30 тыс. автомобилей в год, и эти планы вполне реальные, говорят эксперты Фото: Александр Щербак/ТАСС

Локализацию грузовичков из «Елабуги» обещают даже выше, чем у Transit

Будет ли уровень локализации Atlant и Argo в следующем году таким же, как у Ford Transit? Ширинов заявил, что с учетом НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) он окажется даже выше. В том числе для этого компания внесла дополнительные 5,5 млрд рублей в специальный инвестиционный контракт (СПИК). «Мы будем по 1,5 процента от выручки, а в какие-то года даже и больше, тратить на НИОКР. Это для нас достаточно существенные инвестиции. Что касается локализации: понятно, что локализация не делается за год, но к 2024-му, когда мы уже запустим производство двигателя, а к концу года — коробки, мы превзойдем показатели Transit по уровню локализации», — указал Ширинов.

Становиться «технологическим партнером», как КАМАЗ в случае с заводом «Москвич», компания не планирует. «Наличие каких-то активов производственных ничего не меняет — для меня это нулевая база. Потому что у каждого проектирование, своя оснастка, свои техпроцессы. Просто говорить: „Мы взяли завод и на нем что-то будем производить“? Нет. За ночь вы можете машину собрать, если вам технологии позволят, и к утру у вас может быть конфета. Но нужно будет придумать упаковку и объяснять всем, что начинка поменялась», — объяснил председатель совета директоров «Соллерса». Ширинов также отметил, что поставки запчастей для Ford Transit налажены (каким образом, не сказано) и «Соллерс» продолжает нести обязательства по техническому обслуживанию.

Возможного слияния с КАМАЗом, о котором ходят слухи, Ширинов также не опасается: «Вопросами своего политического веса лучше сильно не заморачиваться». «Не переживаем по поводу конкуренции, присутствия других игроков, мы их уважаем, ценим… Никому ничего мы продавать не собираемся, сливаться или поглощаться — тоже. Мы собираемся развиваться на благо индустрии, на благо своих сотрудников», — сказал председатель совета директоров.

«На рынке осталось, как вы видите, очень ограниченное число игроков. И думаю, что само государство сейчас не очень заинтересовано в том, чтобы стимулировать дальнейшую консолидацию отрасли. Потому что всегда есть некий баланс между консолидацией и конкуренцией, которая тоже крайне важна для государства, и всем хотелось бы иметь в сегменте здоровую, нормальную, честную конкуренцию, которая и двигает развитие в конечном счете», — добавил Ширинов.

«Мантуров (слева) обещал, что не будет поднимать входной порог баллов по локализации для участия в госпрограммах» «Мантуров (слева) обещал, что не будет поднимать входной порог баллов по локализации для участия в госпрограммах» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Пока ни о какой технологической независимости от Китая речи не идет»

«Сейчас автомобили можно продавать по сертификату об одобрении типа транспортного средства либо по заключению об оценке типа транспортного средства. Это временный документ, которые позволяет продавать в условиях, когда еще невозможно собрать автомобиль, соответствующий техническому регламенту по безопасности, — пояснил в разговоре с „БИЗНЕС Online“ обозреватель автопортала „Дром“ Сергей Арбузов. — Все комплекты пока приходят из Китая. Скорее всего, в России это какая-то формальная „отвертка“ и до локализации еще достаточно далеко. Как быстро она произойдет? Зависит от того, насколько быстро будет вводиться оборудование в эксплуатацию. Например, „Соллерс“ заявляет, что штамповать кузовные детали для Argo будет та же компания в Елабуге, которая делала детали для Ford Transit». 

По словам Арбузова, пока ни о какой технологической независимости от Китая речи не идет. При этом «Соллерс» получил право на внесение изменений в конструкцию китайских автомобилей, предполагает наш собеседник. «Через какое-то время планируется выпустить полноприводную версию с отечественным инжинирингом. Скорее всего, это будет сделано в партнерстве с кем-то: в свое время полноприводную версию Fiat Ducato они делали с французской компанией Dangel. Возможно, будет и собственный инжиниринг — по крайней мере, у них формально есть собственная инженерная служба. Какую часть работ будут вести российские специалисты, а какую — зарубежные, пока не знает даже сам „Соллерс“», — отметил Арбузов. 

На заводе в Елабуге планируется выпускать 30 тыс. автомобилей в год, и эти планы вполне реальны, отметил обозреватель. Зависит от того, по какому методу пойдет производство. «Если они будут закупать машинокомплекты для сборки в этом объеме, то дело нехитрое — крути гайковертами, это быстро. Просто экономического смысла нет», — указал собеседник нашего издания. Он напомнил, что крупноузловая сборка была выгодна «на заре становления российского автопрома», поскольку машинокомплект не подпадал под налогообложение в виде автомобиля. «С готовой машины снимали колеса, двигатель, элементы подвески и ввозили как машинокомплект. Налоговые выгоды были больше, чем стоимость отверточной сборки в России, — в этом и заключался бизнес. Сейчас бизнеса нет никакого, у „Москвича“ в том числе. Это все убыточно и формально», — подчеркнул он.

Будет ли спрос на новые машины из Елабуги? «У Ford Transit имелась своя устойчивая ниша на рынке. Это был очень хороший автомобиль, и будет очень проблематично и затруднительно его заменить. Хотя [вице-премьер — министр промышленности и торговли РФ Денис] Мантуров обещал, что не станет поднимать входной порог баллов по локализации для участия в госпрограммах, „Соллерсу“ даже до минимальных значений как до Луны. На самом заводе говорят, что всех покупателей Ford Transit удалось сохранить и они же купят Argo. Мне кажется, такую машину можно купить только от безвыходности. Скорее всего, эти покупатели будут покупать „ГАЗ“», — добавил Арбузов.