«Мне как патриоту Республики Татарстан хочется, чтобы наш родной край любили и уважали во всем мире», — признался „БИЗНЕС Online“ Андрей Лысяков, написавший текст к спектаклю «Мне, как патриоту Республики Татарстан, хочется, чтобы наш родной край любили и уважали во всем мире», — признался «БИЗНЕС Online» Андрей Лысяков, написавший текст к спектаклю

«Я старался современно и вкусно представить на сцене неповторимую душу Татарстана»

«Мне, как патриоту Республики Татарстан, хочется, чтобы наш родной край любили и уважали во всем мире, — признался „БИЗНЕС Online“ Андрей Лысяков, написавший текст к спектаклю. — Поэтому я старался современно и вкусно представить на сцене неповторимую душу Татарстана и всех его обитателей, а также базовые ценности, когда-то озвученные Тукаем. Конечно, хочется играть его и по-русски. Главный герой мюзикла похож на Тукая. Он настоящий карахмет (богатырь), однако, как и любая сильная личность, в душе остается ребенком».

Проект, приуроченный к 114-летию со дня первого чтения Тукаем поэмы «Сенной базар, или Новый Кисекбаш» в здании Казанского ТЮЗа (бывшем здании Купеческого собрания), — добротный оммаж классику татарской поэзии. Детям он дает шанс пережить яркие приключения с героями любимых сказок, а взрослым любой национальности и конфессии — проникнуться философией Тукая. Все это на премьере можно сделать почти без усилий и с удовольствием.

В новогоднем спектакле Диана Сафарова была режиссеромФото предоставлено пресс-службой Казанского ТЮЗа

Еще до спектакля юные зрители совершают увлекательное путешествие на паровозике. На импровизированных станциях они изучают языки, отплясывают макарену и модный танец арам-зам-зам, играют с черным кроликом и пушистым котом, а в конце маршрута встречаются с Дедом Морозом и Снегурочкой. Анимационная интермедия не только позволяет ребятам «выпустить пар» перед просмотром мюзикла, но и вводит их в театральный процесс, делая участниками действия.

На мультимедийном заднике сцены оживают солнце, бескрайние зеленые поля, лесная чаща с волками, подводное царство с разноцветными косяками рыб и волшебными водорослями, бревенчатый амбар, где мальчик прячется от приемных родителей «Книга силы», хранящая мудрость поколений, напоминает герою и зрителю о вечных ценностях. Домашние Коза и Баран, сбежавшие от злого хозяина в лес, учат его не пасовать перед трудностями

Вера, надежда, любовь

Проводником малышей в сказочный мир становится мальчик, живущий в приемной семье. Он находит на амбарной полке старый голубой фолиант («Книгу силы») и попадает в перипетии тукаевских сюжетов, искусно скомпонованных режиссером Дианой Сафаровой и Лысяковым. Каждый эпизод действия несет свой смысл, а вместе они образуют генеральное моралите — настоящая сила человека кроется в любви к ближнему, вере в себя и надежде на лучшее, а также в дружбе и смелости.

«Книга силы», хранящая мудрость поколений, напоминает герою и зрителю о вечных ценностях. Домашние Коза и Баран, сбежавшие от злого хозяина в лес, учат его не пасовать перед трудностями. Кошка Мияубике — не брать чужого и не бежать от себя. Водяная (Су анасы) — ценить красоту. Чтобы не утомлять ребят, пространные тексты композитор Тимур Валеев облекает в мелодичные песни с сочными (такими же, как тукаевские эпитеты) гармониями, а актеры Алсу Густова, Павел Густов, Эльвина Сафина и Гузель Шакирзянова раскрашивают их пестрыми тембрами.

На мультимедийном заднике сцены оживают солнце, бескрайние зеленые поля, лесная чаща с волками, подводное царство с разноцветными косяками рыб и волшебными водорослями, бревенчатый амбар, где мальчик прячется от приемных родителей На мультимедийном заднике сцены оживают солнце, бескрайние зеленые поля, лесная чаща с волками, подводное царство с разноцветными косяками рыб и волшебными водорослями, бревенчатый амбар, где мальчик прячется от приемных родителей

Глубже прочувствовать истину детям помогают и красочные видеоэффекты от студии «Взмах». На мультимедийном заднике сцены оживают солнце, бескрайние зеленые поля, лесная чаща с волками, подводное царство с разноцветными косяками рыб и волшебными водорослями, бревенчатый амбар, где мальчик прячется от приемных родителей (непрерывное движение на экране делает действие живым и привычным детям). Виртуальный, мультяшный мир не только демонстрация новейших технологий, освоенных ТЮЗом, но и концептуальный элемент спектакля. Путешествуя в сказку и обратно, герой познает цену реальности, учится понимать и уважать своих близких.

Конечно, добавляет интриги всему проекту и фигура Сафаровой в качестве постановщицы «Книги силы». Напомним, что автор иммерсивной «Анны Карениной» в особняке Демидова в свое время начинала путь в театральной режиссуре тоже со спектакля для самых маленьких — «Маугли» в челнинских «Мастеровых», причем видевшие ту работу до сих пор вспоминают ее с теплотой. На этот раз Диана Асгатовна вместе с креативным продюсером Альбертом Махмутовым словно подсказывают ТЮЗу, как ему оставаться современным и передовым, даже если здание перманентно требует капремонта, а технические возможности сцены существенно ограничены. Мультимедиа, которые могут творить чудеса, вам в помощь.

В целом спектакль можно смело рекомендовать детям и младше 6 лет. Они оценят пеструю картинку, а также подсознательно подготовятся к чтению тукаевских сказок В целом спектакль можно смело рекомендовать детям и младше 6 лет. Они оценят пеструю картинку, а также подсознательно подготовятся к чтению тукаевских сказок

Маленький шаг к большой литературе

Заветы Тукая авторы мюзикла подают в камерном, энергичном формате. Спектакль длится час с небольшим, а эпизоды сменяют друг друга с динамикой хорошего российского мультфильма. Порой актеры даже слишком быстро читают стихи — чтобы уловить их смысл, пару раз все же приходится напрячься. Учитывая возрастной ценз спектакля 6+, торопиться с декламацией стихотворений не стоит, но благо большинство детей понимали сюжет. А некоторые даже стремились в него влиться: одну из зрительниц капельдинер поймала прямо перед выходом на сцену.

Внутренний драйв действию обеспечила нетривиальная пластика Марселя и Марии Нуриевых. Отказавшись от излюбленного ими модерна, мастера сделали акцент на колкой изобразительной пластике, разбавив ее акробатикой, национальными элементами и рельефной пантомимой. Полифоническую хореографию выгодно обогатила параллельная драматургия: герои на сцене вступают в танцевальный контрапункт с персонажами на экране. К сожалению, часть эффекта от хореографии съели объемные костюмы Нели Рахматуллиной, которые ярко экспонируют сказочных существ, однако сковывают движения артистов и отвлекают внимание от танца.

В целом спектакль можно смело рекомендовать детям и младше 6 лет. Они оценят пеструю картинку, а также подсознательно подготовятся к чтению тукаевских сказок. Для начала знакомства с национальной литературой «Книга силы» от Казанского ТЮЗа — подходящий вариант.