На пресс-конференции глава Нижнекамского района РТ Рамиль Муллин подвел итог: год для Нижнекамска был достаточно продуктивным На пресс-конференции глава Нижнекамского района РТ Рамиль Муллин подвел итог: год для Нижнекамска был достаточно продуктивным Фото: пресс-служба Нижнекамского муниципального района РТ

Итоги года в Нижнекамске: реализовано проектов на 6 млрд рублей

На пресс-конференцию было выделено всего два часа. В самом начале глава Нижнекамского района РТ Рамиль Муллин увлеченно рассказывал, чем запомнился 2022 год. А он был для Нижнекамска достаточно продуктивным, сказал Муллин, несмотря на сложности в экономике и санкционное давление. «Наша промышленность наточена на экспорт, вы знаете, что порядка 30 процентов экспорта всей республики делается в Нижнекамске. Мы идем с плюсом. Если взять основные цифры, то объем валового территориального продукта с ростом почти 160 процентов, идем по прогнозу. По добавленной стоимости тоже идем с ростом в сравнении с прошлым годом. Если в том году мы хвалились, что уже за 700 миллиардов объем отгруженной продукции, то этот год мы прогнозируем в сумме 835 миллиардов рублей. Это очень серьезные цифры», — отметил Муллин.

Ни на один день при этом не был свернут ни один инвестиционный проект. Прошлый год был закрыт с объемом инвестиций порядка 130 млрд рублей, этот — 145 миллиардов. «Если сравнивать с другими территориями, многие регионы даже не могут похвалиться такими цифрами, которые есть у Нижнекамска», — гордо сказал он.

«В субботу мы были с президентом РТ в ТАНЕКО. Как было обещано два года назад, когда мы обсуждали и с Татнефтью, и с ТАНЕКО — [организация] безфакельного производства. Они уже в этом году эту работу начали, хотят реализовать этот проект в течение 1,5 лет» «В субботу мы были с президентом РТ в ТАНЕКО. Как обещали два года назад, когда мы обсуждали и с «Татнефтью», и с ТАНЕКО, — [организация] бесфакельного производства. Они уже в этом году работу начали, хотят реализовать проект в течение 1,5 года» Фото: president.tatarstan.ru

В этом году отмечали 55 лет с момента выпуска первой продукции «Нижнекамскнефтехима». СИБУР, добавил Муллин, серьезные площади вычищает от старых производств. Будут применяться новые технологии и максимально использоваться все возможности минимизации выбросов: «В субботу мы были с президентом РТ в ТАНЕКО. Как обещали два года назад, когда мы обсуждали и с „Татнефтью“, и с ТАНЕКО, — [организация] бесфакельного производства. Они уже в этом году работу начали, хотят реализовать проект в течение 1,5 года. Полностью убрать все, что сбрасывается в факел, в повторное использование. Это углеводороды, которые можно применять под производство, это сырье».

В этом году в Нижнекамск открыли полилингвальную школу «Адымнар» В этом году в Нижнекамске открыли полилингвальную школу «Адымнар» Фото: tatarstan.ru

Социальных проектов в этом году реализовано почти на 6 млрд рублей. В их числе строительство двух больших школ. Одна из них — «Адымнар» (1 224 ученика), часть средств на которую фонду «Возрождение» перечислил СИБУР. Другую, 38-ю инженерную школу «Вектор» (965 учеников), и детский сад «Эврика» построила «Татнефть». Кроме того, отремонтировано пять школ.

Изменения произошли в системе здравоохранения — построено приемно-диагностическое отделение почти на 1,5 млрд рублей и реконструирована детская больница. Использованы, отметил Муллин, не только средства республики, но и федерального центра, и «Татнефти», которая поддержала в оснащении приемно-диагностического отделения почти на 500 млн рублей. Знаковой Муллин назвал реконструкцию театра юного зрителя.

Изменения произошли в системе здравоохранения — построено приемно-диагностическое отделение почти на 1,5 млрд рублей и реконструирована детская больница Изменения произошли в системе здравоохранения — построено приемно-диагностическое отделение почти на 1,5 млрд рублей и реконструирована детская больница Фото: e-nkama.ru

«Город — это не зоопарк!»

О перенасыщении города автомобилями. Говоря о дорогах, Муллин отметил, что есть проблема перенасыщения автомобилями — сейчас в городе 120 тыс. машин на 250 тыс. жителей. Он добавил, что, несмотря на мировую тенденцию расширения дорог, у нас они «не такие широкие».

«Раньше думали, что сделаем 10 полос и все будет нормально. Но чем больше полос, тем больше машин. Потому что это общемировая тенденция, — сказал он. — В Нижнекамске почему больше машин? У нас есть возможность купить. Средняя зарплата по Нижнекамску выше республиканской. Если среднереспубликанская 58 тысяч, у нас 68 тысяч. А у промышленников вообще 86 тысяч! Если ты каждый месяц получаешь по 100 тысяч, то можешь себе позволить что-то делать с этими деньгами — вот купить машину!» Еще одной проблемой Нижнекамска Муллин назвал высокие скорости. Только за последние дни в городе произошло ДТП с тремя погибшими.

О проблеме общественного транспорта. Муллин отметил революционную динамику в решении этого вопроса. Если в 2021-м пассажиропоток был 800 тыс. человек, то в этом году перевезли уже порядка 5 миллионов. Трамваями — 7 миллионов. «Это достаточно большие цифры, но, если сравнивать 20 лет назад, пассажиропоток был более 30 миллионов. Тогда такого количества транспорта не имелось, существовала единая система транспорта с вахтовыми перевозками. Сейчас мы вахтовые перевозки не считаем, у нас своя система», — сказал он. При поддержке президента РТ Нижнекамску в этом году удалось закупить 50 новых автобусов, что кардинально изменило ситуацию. Сегодня, по словам Муллина, 9 автобусных маршрутов, 4 трамвайных.

На поддержку общественного транспорта, отметил глава, была выделена «беспрецедентная сумма» в 130 млн рублей — это и перевозки, и поддержка трамвайного депо, и межгород частично, и перевозка в сады-огороды. В 4 раза меньше, добавил он, стало жалоб от населения. Следующая задача — это увеличение времени использования общественного транспорта: с 5:45 до 21:45 с 1 января. Также автобусы начнут ездить по нескольким новым улицам. На следующий год планируют поддержать транспорт за счет допдоходов.

Мечта Муллина — закупить порядка 10 новых «Газелей Next City» и еще 10 больших автобусов. В идеале, по его мнению, транспорт должен выходить на смену в 5:00, уходить в 23:00, интервал движения должен быть 10–12 минут в час пик и максимум 20–30 минут в межпиковое время. «Все остановки должны быть с пунктами тепла и информирования», — добавил он.

Еще один вопрос на повестке — приют для бездомных животных. Оказывается, в городе уже идет его проектирование на 400 собак, сумма необходимых инвестиций перевалила за 100 млн рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

О приюте для бездомных животных. Еще один вопрос на повестке — приют для бездомных животных. Оказывается, в городе уже идет его проектирование на 400 собак, сумма необходимых инвестиций перевалила за 100 млн рублей, которые должны выделить по республиканской программе. В понимании мэра бродячих собак быть не должно на улицах совсем. «Город — это не зоопарк! Кто-то любит животных, кто-то не любит, если даже они чипированные, мы же в мозг собаке не зайдем и не скажем: „Нельзя кусать!“ Это ее агрессия. Есть бешенство, которое развивается в течение одного дня. Я в своей жизни терял человека, которого покусала собака. Это агрессивная форма, она не лечится», — сказал глава.

Впрочем, денег на приют можно и не дождаться — принятие программы задерживается.

«Для себя я вижу, что пока какая-то должна быть поддержка частных приютов. Я с ними встречался, мы предлагали даже помочь по корму, у нас есть остатки еды от школ, детских садов, мы предлагали контейнерами возить. Но, пока активность есть, люди больше сами хотят решать этот вопрос. Готового рецепта нет, будем стараться по возможности войти в программу республики и максимально сделать так, чтобы в городе не было бродячих собак», — заключил он.

«Отправлять мобилизованных было сложно. Одно дело, когда с желанием кто-то идет, другое дело, когда ты говоришь: „А мы можно вашего мужа заберем?“. Очень сложно было смотреть на лица родителей, жен, детей, тех, кого мы забираем» «Отправлять мобилизованных было сложно. Одно дело, когда с желанием кто-то идет, другое — когда ты говоришь: «А можно мы вашего мужа заберем?» Очень сложно было смотреть на лица родителей, жен, детей тех, кого мы забираем» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Я не стал бы брать оружие, я бы был тем, кто вытаскивает»

Отдельное внимание было уделено специальной военной операции и мобилизации. Муллин поделился своими чувствами при отправке солдат. Всего, кстати, из Нижнекамска и района вместе с добровольцами и контрактниками ушли на фронт 700 человек.

«Отправлять мобилизованных было сложно. Одно дело, когда с желанием кто-то идет, другое — когда ты говоришь: „А можно мы вашего мужа заберем?“ Очень сложно было смотреть на лица родителей, жен, детей тех, кого мы забираем. Мне проще было бы переодеться. В последний раз я подошел к одному из ребят, который, чувствовалось, не спал всю ночь, праздновал свой уход, обычно же так бывает. Он спросил меня: „Почему ты не с нами?“ Я ему говорю: „Знаешь, если ты готов встать на мое место, я готов встать на твое. Меняемся?“ Он сказал нет. Понимаете? Проще иногда идти туда. Вопрос, что ты будешь делать, кто будет здесь делать. Это не вопрос, что я цепляюсь за это кресло и говорю: а кто будет править? Найдутся. Я не хочу откровенничать, эта тема достаточно сложная для моей мамы и супруги», — рассказал глава.

На интернет-конференции «БИЗНЕС Online» Муллин говорил о том, что, если ему придет повестка, он соберется и пойдет на СВО. Сейчас, спустя несколько месяцев, он рассказал, что уже были мысли пойти добровольцем. «В принципе, одно время было даже как бы желание туда поехать, как сделал Шарафиев (Эдуард Шарафиев, депутат Госсовета РТ, — прим. ред.), другие. Но насколько важно мое участие там? Быть воином, не пройдя специальную военную подготовку… Но я фельдшер по образованию. Для меня важно было быть там медиком, я не стал бы брать оружие, я бы был тем, кто вытаскивает. Это одно. Но, с другой стороны, я могу быть здесь. Каждый день ты думаешь, где лучше», — поделился он своими мыслями.

Рамиль Муллин: «В таких городах, как Нижнекамск, эффект счастья поймать можно»

Муллин сказал, что постоянно держит ситуацию в Лисичанске на контроле: «Евгений Варакин (заместитель премьер-министра РТ, курирующий Лисичанск, — прим. ред.) — это мой заместитель, мы работали вместе, он являлся моим замом, когда я был в Казани руководителем административно-технической инспекции. Я очень хорошо с ним знаком, и всегда мы с ним в контакте. Я знаю ситуацию. Мне сейчас важно не мое участие там, а то, как я могу помочь этим городам, людям изменить ситуацию. Там очень сложное положение, нет света, воды. Только восстановили „Водоканал“, разбомбили снова… Мне сейчас важно не ездить туда и смотреть, что там происходит, а сделать все, чтобы отсюда уходила максимальная помощь. Будет время, может быть, съездим, посмотрим. Это дело времени, возможности и необходимости».

В Нижнекамске, по его словам, установят до конца года еще 200 камер наблюдения, доведя до 1000 установленных в этом году В Нижнекамске, по его словам, установят до конца года еще 200 камер наблюдения, доведя до 1 тыс. число установленных в 2022-м Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы даже вышли на Росавиацию, чтобы изменить траекторию посадки самолетов в Бегишево»

Глава рассказал и о том, как в такие напряженные времена осуществляется безопасность промышленных предприятий и самого города. Муллин отметил, что в последние годы этому уделяется большое внимание. И трагедия в 175-й школе в Казани, и пермская, и ижевская серьезно изменили подходы к этим вопросам. «Нам очень важно сохранить безопасность людей», — сказал он.

В Нижнекамске, по его словам, установят до конца года еще 200 камер наблюдения, доведя до 1 тыс. число установленных в 2022-м. Из резервного фонда было выделено около 20 млн рублей на приведение школ в порядок — это закупка камер, тревожных кнопок, ограждений. «Есть вопросы по пунктам КПП, потому что, чтобы все реализовать, нам нужно порядка 300 миллионов. Но мы провели все инструктажи, закрыли ворота в детских садах, школах», — добавил он. Раньше, по его словам, были открыты в каждом учреждении по 3–4 ворот, сейчас только одни и те контролируются. «Конечно, это неудобно. Но мы родителям объясняем, для чего мы так делаем», — добавил он.

Также было проведено несколько заседаний антитеррористических комиссий по безопасности промышленных предприятий. Ужесточили свои требования компании СИБУР, «Татнефть», шинный комплекс, особенно в части логистических линий из-за большой концентрации опасных грузов. Муллин рассказал, что предприятия вышли с инициативой сделать зону промышленных комплексов бесполетной: «Сейчас идет бесполетная зона по всей республике, но мы вышли на республиканский штаб, чтобы территорию наших промышленных предприятий сделать полностью зоной ограничения летательных аппаратов и исключить траектории самолетов. Мы даже вышли на Росавиацию, чтобы изменить траекторию посадки самолетов в Бегишево. Чтобы полностью уйти от возможных рисков того, что там что-то может случиться. Это непростая проблема, но все предприятия знают о ней».

«Что касается совместного проекта с ОЭЗ „Алабуга“, я думаю, что в первую очередь он направлен на то, чтобы эту продукцию максимально перерабатывать на этой территории» «Что касается совместного проекта с ОЭЗ «Алабуга», я думаю, что в первую очередь он направлен на то, чтобы эту продукцию максимально перерабатывать на данной территории» Фото предоставлено ОЭЗ «Алабуга»

Об индустриальном парке «Этилен 600» и будущем ТОСЭР «Нижнекамск»

Муллин прокомментировал новости о создании крупнейшего логистического центра в России и нового индустриального парка «Этилен 600». Напомним, сенсационное заявление сделал глава района Фаил Камаев во время сессии районного совета в начале декабря.

«Что касается совместного проекта с ОЭЗ „Алабуга“, я думаю, что в первую очередь он направлен на то, чтобы эту продукцию максимально перерабатывать на данной территории. То есть это Челны, Елабуга, Менделеевск, Нижнекамск и Тукаевский район. [Открываются] возможности этой промышленной зоны, где, возможно, будет готовиться сама продукция, [произойдет] передел этилена. Этот вопрос сегодня рассматривается. И в чем еще интерес с „Алабугой“ — у них есть очень хороший менеджмент определения этих зон экономического развития. Потому, если появится вторая зона, это уже не химия, а передел, просто экструзия этих гранул. И потому, думаю, бо́льшая часть будет перерабатываться здесь. И плюс еще строительство нового логистического узла, который „Алабуга“ будет возводить», — сказал Муллин.

Он отметил, что это будут совместные проекты заинтересованности как бизнеса, так и среднего и малого бизнеса, которые войдут в индустриальный парк. «Для „Алабуги“ это управленческая схема, для СИБУРа — реализация продукции, а для малого и среднего бизнеса уже переработка. Это совместный проект, который даст достаточно такой кумулятивный эффект развития территории», — добавил он.

Из Китая – ширпотреб, в Китай – полимеры: «Алабуга» построит СИБУРу экспортный хаб за 30 миллиардов

А станет ли СИБУР резидентом промпарка? «Сегодня мы рассматриваем разные варианты, — объявил глава. — Мы же зона ТОСЭР, сейчас смотрим, какие преференции выгодны для Нижнекамска, то ли ТОСЭР, то ли уйти от ТОСЭРа и стать свободной экономической зоной. Сегодня этот вопрос обсуждается на уровне Москвы, разных федеральных министерств. Мы смотрим, какой вид развития экономики для нашей территории более уместен и выгоден будет. Поэтому, я думаю, нужно чуть-чуть подождать, в течение следующего года станет понятно, куда мы идем».

Также Муллин, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», заметил, что генподрядчика на строительстве ЭП-600 после «Гемонта» СИБУР выделять не будет. «„Гемонт“ ушел, сейчас в самом СИБУРе есть своя система управления большими проектами, в том числе „Этилен-600“ туда зашел. То есть управленческая структура самого СИБУРа, которая контролирует ход строительства и определяет основных подрядчиков по тем или иным направлениям. Поэтому здесь одного генерального подрядчика не будет, появится управленческая схема работы, и станут привлекаться компании, которые являются специалистами того или иного направления работы. Монтажные, эксплуатационные работы и так далее. Предположительно, что в пике (это декабрь) будет до 7 тысяч строителей. Сегодня по всем графикам они вышли уже на план, и есть определенные замыслы к 2024 году запустить этот проект», — заключил он.