Райские птицы и человек с киноаппаратом, индийская рага и блюзовая тарантелла, воспоминание о маме и гимн песне — все это можно было услышать на авторском вечере композитора Эльмира Низамова Райские птицы и человек с киноаппаратом, индийская рага и блюзовая тарантелла, воспоминание о маме и гимн песне — все это можно было услышать на авторском вечере композитора Эльмира Низамова

«Такие сочинения не дают зрителю готовых рецептов образов и состояний»

«Широкая публика действительно хорошо знает мои песни, но и академическая музыка не менее важная часть моего творчества, — рассказал „БИЗНЕС Online“ Эльмир Низамов. —  Сегодня я представляю в ГБКЗ имени Сайдашева свои концерты, оркестровые и театральные произведения. Хочется, чтобы они тоже были знакомы и понятны меломанам. Такие сочинения не дают зрителю готовых рецептов образов и состояний: их нужно рождать в своем воображении. Иными словами, публика слышит саундтрек к фильму, которого нет, и создает сюжет картины внутри себя. Это непросто, но я верю, что мой слушатель справится и проникнет в тайны собственной души».

Осваивая инструментальные творения композитора, скорее проникаешь в глубины музыкальной традиции. Низамов, как и многие его современники, вступает с ней в диалог — продуманный, логичный, местами интересный, но не захватывающий целиком. Открывшее вечер Concerto grosso для скрипки, струнного концерта и клавесина предлагает слушателю путешествие по музыкальному классицизму, романтизму и XX веку, но не показывает отношения к ним автора. На сцене мелькают искусно скомпонованные миражи лирико-драматических партитур Вольфганга Амадея Моцарта, бесконечных шопеновских мелодий, жестких диссонансов Сергея Прокофьева и Игоря Стравинского, представленных солистом Михаилом Редреевым. Но сам Низамов «проступает» лишь в фирменном узоре из мордентов и трелей да в щемящей «эстрадной» секунде в медленной части.

Оркестровая транскрипция еврейской пьесы «У стены плача» — сокровенная и бьющая в сердце молитва. Тембры струнных, заменившие оригинальный рояль, придали ей объем и человеческую интонацию Оркестровая транскрипция еврейской пьесы «У стены плача» — сокровенная и бьющая в сердце молитва. Тембры струнных, заменившие оригинальный рояль, придали ей объем и человеческую интонацию

Впрочем, это не умаляет эстетических достоинств и чувственного психологизма опусов Низамова-инструменталиста. Оркестровая транскрипция еврейской пьесы «У стены плача» — сокровенная и бьющая в сердце молитва. Тембры струнных, заменившие оригинальный рояль, придали ей объем и человеческую интонацию, а грамотная инструментовка превратила студенческий эксперимент (созданный еще в консерватории) в произведение зрелого мастера.

При очевидной опоре на опыт предшественников оркестровые (а также оркестрово-театральные) сочинения Низамова зримы, изобразительны и оттого понятны слушателю. В музыке к спектаклю «Адымнар» через квазиколокольные звоны Модеста Мусоргского и темный колорит условной мелодии Дмитрия Шостаковича он передает ужасы голода 1920-х. С помощью крещендирующих минималистских паттернов в стиле Филипа Гласса и Арво Пярта — всепоглощающий людской страх, запечатленный Галимджаном Ибрагимовым в одноименной повести.

Потенциал композитора в области инструментальной музыки продемонстрировал его фьюжен-концерт для губной гармошки и струнного оркестра. На бенефисе он прозвучал в джазовой транскрипции для высокого саксофона и клавиш и по-новому объединил академическую и неакадемическую традиции. Строгая индийская рага, напитавшись национальными ритмами, обрела томную страсть, а изящная квазиренессансная тарантелла в исполнении казанских звезд джаза Юрия Щербакова и Валерия Короткова — искрометный блюзовый драйв. Особый восторг публики вызвали пассажи Короткова, имитировавшего на клавишах гармошку.

Особый восторг публики вызвали пассажи Короткова, имитировавшего на клавишах гармошку Особый восторг публики вызвали пассажи Короткова, имитировавшего на клавишах гармошку

«Низамов — автор с большим настоящим и большим будущим»

Да и в целом массовому зрителю Низамов-инструменталист нравится. Меломаны тепло приняли «Вальс» и другие части оркестровой сюиты «Мадина», а после DIXI, самого исполняемого опуса композитора (существуют версии для струнного квартета и оркестра, оркестра аккордеонов, народного оркестра), громко кричали: «Браво!» В антракте мультижанровую природу композитора оценили его известные казанские коллеги и творческие партнеры.

«Я уже 10 лет по возможности хожу на все концерты Эльмира, — признался нашему корреспонденту бард Дмитрий Бикчентаев — Это яркий композитор, который экспериментирует во всех жанрах и чтит традиции татарской музыки, в том числе симфонической. У Низамова есть свой язык, он контактный и хорошо откликается на любое мнение. Совместных проектов у нас пока не было, но, думаю, все впереди».

«Наша встреча была предписана свыше, — отметил поэт Ренат Харис, с которым Низамов давно работает в театре и в области камерной музыки. — Эльмир — один из самых талантливых композиторов не только Татарстана, но и России, неслучайно он получил премию президента страны (премию президента России для молодых деятелей культуры за 2020 год — прим. ред.). Низамов одинаково успешен и на эстраде, и в оперном театре, и в духовных жанрах. А главное, в его музыке есть музыка, мелодия, а не только шум и гам, которыми сегодня композиторы щедро угощают публику. Эльмир — автор с большим настоящим и большим будущим».

В «Видениях Айсылу» из спектакля «Миркай и Айсылу» на первый план выходят тонкая восточная орнаментика и тончайшие переливы полутонов. Бриллиантами они засверкали в исполнении заслуженной артистки РТ Алины Шарипжановой, чей полетный тембр универсален и для оперы, и для романса, и для эстрадной песни В «Видениях Айсылу» из спектакля «Миркай и Айсылу» на первый план выходят тонкая восточная орнаментика и тончайшие переливы полутонов. Бриллиантами они засверкали в исполнении заслуженной артистки РТ Алины Шарипжановой, чей полетный тембр универсален и для оперы, и для романса, и для эстрадной песни

Гимн песне и танцу

Счастливое настоящее и блестящее будущее Низамова, безусловно, лежит в области вокальной музыки. В ней композитор предельно искренен, изобретателен и индивидуален (недаром в недавней книге о российских композиторах поколения 30-летних «Голос миллениалов» критик Сергей Уваров изящно сравнил его с Францем Шубертом). В «Видениях Айсылу» из спектакля «Миркай и Айсылу» на первый план выходят тонкая восточная орнаментика и тончайшие переливы полутонов. Бриллиантами они засверкали в исполнении заслуженной артистки РТ Алины Шарипжановой, чей полетный тембр универсален и для оперы, и для романса, и для эстрадной песни. В «Райских птицах» на стихи Ольги Левадной солистка подчеркнула гибкость и стройность низамовской мелодии, а в «Воспоминаниях о маме» на слова Хариса — ее проникновенный лиризм.

Лирической кульминацией вечера стала автобиографическая колыбельная «Йокла, балам» («Спи дитя»). Низамов преподнес ее Шарипжановой в качестве дара по случаю рождения первенца и маркировал ее актерский талант (по ходу песни артистка убаюкивает воображаемого ребенка), а гимн песни олицетворила композиция на слова Луизы Янсуар «Я живу на сцене», где за роялем солировал сам композитор.

Профессионалов в Низамове, несомненно, привлекает его открытость всему новому. В последние годы композитор увлекся modern dance и пригласил на свой концерт гуру казанского танца модерн Марселя и Марию Нуриевых, визуализировавших их его «Человека с киноаппаратом». Увы, визуально самый яркий номер программы получился спорным. И дело здесь не в качестве хореографии (напротив, авторы создали качественный сюжет о партнерских взаимоотношениях музыки и танца), а в пропорциях сцены, которую на три четверти занял оркестр La Primavera.

Монстры внутри: «Личности Миллигана» – гуманистический триллер-балет в Казани

Солистам долго было негде развернуться и в поисках пространства они устремились в зрительный зал. Лишь там в полной мере получилось оценить их чувство партитуры, а также природную дансантность музыки Низамова. В этом году композитор уже продемонстрировал ее в балете «Личности Миллигана» на фестивале #StagePlatforma. В грядущем году, даст бог, выйдет продолжение спектакля, и его непременно стоит посмотреть.