«По рации говорили: «Едет Феофан, если кто его тронет, будет иметь дело со мной»

Необычное мероприятие было назначено на 13 декабря — дату, которая в православном календаре считается Днем апостола Андрея Первозванного. В Москве бушевал шторм, из-за сильного ливня (который СМИ, несмотря на декабрь, окрестили «тропическим») половина рейсов в аэропортах была отменена, а те аэробусы, которые все же отваживались прибывать во Внуково и Домодедово, садились на посадочные полосы подобно мокрым взъерошенным птицам. Первопрестольная наглухо стояла в пробках, а по Тверской в сторону Кремля текли мутные бурливые реки из растаявшего снега. Казалось, что никакие презентации и прочие «встречи на высшем уровне» в такой день попросту невозможны: никто не прилетит, не доедет…

Тем не менее к вечеру в здании издательского совета Русской православной церкви, что на Погодинской улице, недалеко от старинных белокаменных стен Новодевичьего монастыря, начали собираться люди. Да какие! Прибыл бывший премьер-министр РФ и экс-председатель Счетной палаты Сергей Степашин, ныне возглавляющий Императорское православное палестинское общество (ИППО). Предваряемый охранниками, поднялся по лестнице губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов. Выделяющийся высоким ростом и стремительностью, вошел Сергей Морозов, депутат Госдумы VIII созыва и бывший губернатор Ульяновской области. От Совета Федерации подъехал Таймураз Мамсуров, экс-глава Республики Северная Осетия – Алания. На всех входящих, здоровающихся, сбрасывающих пальто и шубы в некотором изумлении взирал местный гардеробщик, который, оказывается, давно не видел такого количества диковинных визитеров.

«На память осталась строительная каска с надписью «Митрополит Феофан»

Впрочем, повод был известен: презентация книги «„Родина у нас одна“: Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков)», увидевшей свет этой осенью в издательстве Московской патриархии. Поскольку автором-составителем данной (как кто-то из гостей выразился) монографии выступил журналист «БИЗНЕС Online» Валерий Береснев, в мероприятии также приняли участие издатель нашей интернет-газеты Рашид Галямов и другие представители редакции.

Презентация книги «„Родина у нас одна“: Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков)», увидевшей свет этой осенью в издательстве Московской Патриархии Презентация книги «Родина у нас одна»: Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков)», увидевшей свет этой осенью в издательстве Московской патриархии

Пресс-релиз гласил, что книга «посвящена жизненному пути и трудам выдающегося церковного деятеля и дипломата, государственника и патриота, человека огромной личной храбрости, митрополита Феофана (годы жизни: 1947–2020)». Заодно упоминалось, что издание предваряет обращение к читателям Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в котором «он отмечает разносторонность дарований владыки Феофана, а также его умение взаимодействовать с людьми самых разных национальностей и убеждений». Подтверждение этому можно было увидеть воочию в парадном зале издательского совета, где под сенью большого портрета покойного митрополита собрались около 10 высших церковных иерархов в полном облачении (управляющие епархиями, главы синодальных отделов), а также гости с Кавказа, из Казани, Ульяновска, Челябинска и т. д.

Прежде чем приступить к презентации, в домовом храме преподобного Иосифа Волоцкого была отслужена лития. Затем, уже во время официальной части, которая стала настоящим вечером памяти владыки Феофана, с приветственным словом выступил председатель издательского совета РПЦ митрополит Калужский и Боровский Климент. Он, в частности, рассказал, что с будущим митрополитом Феофаном познакомился, когда они вместе поступали в Московскую духовную семинарию. «Чем он мне запомнился? Человек слова, всегда стремился жить по правде, глубоко верующий. Для него Христос был главным», — говорил владыка Климент, по словам которого Феофан не боялся отстаивать свою позицию и перед Святейшим патриархом Алексеем II, да и с нынешним Святейшим патриархом Кириллом был довольно близок. Вспомнил митрополит Калужский и Боровский и то, как Феофан «себя не щадил» во время захвата школы в Беслане в 2004 году, когда лично выносил детей из захваченной террористами школы.

Об участии Феофана в бесланской трагедии говорили в этот вечер многие. Тогда владыка находился в Нальчике, а в Беслане оказался уже через час после того, как стало известно, что террористы захватили школу. Неслучайно, по словам петербургского градоначальника Беглова, Феофан смог стать духовным лидером этого печально прославившегося североосетинского города, а матери Беслана верили только ему. Глава Северной столицы также рассказал, что они познакомились на Северном Кавказе, где владыку все очень любили, независимо от конфессий и возраста: «Это был единственный человек, который в тяжелое время ездил в Чечню, в Ингушетию вообще без охраны. Когда он ехал, все по рации говорили: „Едет Феофан, если кто его тронет, будет иметь дело со мной“. У него были такие качества, что его все уважали».

С большой теплотой Беглов отметил, что Феофан был уникальным человеком, настоящим духовным руководителем, который не переставал учиться у других людей, в том числе у своего родного брата — простого сельского священника С большой теплотой Беглов отметил, что Феофан был уникальным человеком, настоящим духовным руководителем, который не переставал учиться у других людей, в том числе у своего родного брата — простого сельского священника

С большой теплотой Беглов отметил, что Феофан был уникальным человеком, настоящим духовным руководителем, который не переставал учиться у других людей, в том числе у своего родного брата — простого сельского священника. А в личном общении был очень интересным, искрометным, заводным и веселым. И первым, что он иногда рекомендовал заучить, была не молитва «Отче наш». Он говорил, что этому должны научить родители. А вот когда владыка встречался с друзьями — за трапезой или просто так, — то всегда пели добрые советские песни, многие из которых Феофан знал наизусть. Именно их он и советовал запомнить, потому что в них зачастую скрывались простые евангельские истины, только пересказанные другим языком.

«Если говорить о Казани, то это была одна из его любимых кафедр, — подчеркнул Александр Дмитриевич. — Ему было там тепло всегда. Когда он выступал на телевидении, президент Республики Татарстан говорил своему муфтию: „Все время Феофан выступает. А ты чего не выступаешь? Он твое время занимает“. А тот отвечал: „Разве я могу после Феофана выступать? Он и за меня сказал, и за себя сказал. Он так хорошо говорит, что все мусульмане приходят к нам [в мечети]. Любопытно, что и на христианские праздники, на Рождество, на Пасху, всегда храмы были полны мусульманами, которые тоже говорили: „Христос Воскресе!“ И все сидели за одним столом».

Губернатор также добавил, что Феофан был живым примером, как нужно вести себя в этой жизни: «Он говорил, что национализм — это дорога в никуда. Мы все, независимо от веры, независимо от возраста, независимо от того, мужчины или женщины, дети Божьи. Ходи перед Богом, и все будет у тебя хорошо».

«Мы с ним дружили, как миряне», — признался Сергей Степашин, когда микрофон, как эстафетная палочка, перешел в его руки. «Можно так?» — с улыбкой обратился Сергей Вадимович к сидящим перед ним митрополитом, и, увидев доброжелательный кивок, сам заключил: «Можно…» «Мы с ним дружили, как миряне», — признался Сергей Степашин, когда микрофон, как эстафетная палочка, перешел в его руки. «Можно так?» — с улыбкой обратился Сергей Вадимович к сидящим перед ним митрополитам и, увидев доброжелательный кивок, сам заключил: «Можно…»

«Лидеров Татарстана на кривой кобыле не объедешь, народ такой суверенный, обеспеченный»

«Мы с ним дружили, как миряне», — признался Степашин, когда микрофон, как эстафетная палочка, перешел в его руки. «Можно так?» — с улыбкой обратился Сергей Вадимович к сидящим перед ним митрополитам и, увидев доброжелательный кивок, сам заключил: «Можно…» По словам бывшего российского премьера, владыка действительно был удивительным человеком. Несмотря на то, что он был блестяще образован, знал языки, слыл не только интеллектуалом, но и практиком, много поездившим по стране и миру, жившим на Святой земле, он был прост в общении и никогда не кичился своим духовным званием. Хотя был допущен и к высшим руководителям нашей страны, которые его уважали и почитали. Степашин также отметил, что много раз видел владыку в делах, «что называется, на поле брани». Его всегда поражало, как он может находить общий язык с воинами. И не только с православными, но и с мусульманами. Например, с чеченцами в тот период, когда «они были одурманены». «Сегодня мы видим чеченцев совсем другими. Кстати, это работа Феофана в том числе. То, что эти ребята сегодня воюют за Россию и считают себя русскими, — это сила его слова, основанного не только на правде, но и на его собственном поведении», — особо подчеркнул председатель ИППО. Он также признал, что Феофан был очень отважным человеком и ничего не боялся. «Вообще ничего не боялся! Он мог переживать разве что по поводу несправедливости». 

Степашин вспомнил и о первой реакции на назначение митрополита Феофана на казанскую кафедру: «Он мне позвонил и говорит: „Сергей, слушай, как-то не принимает меня здесь никто“. Но не прошло двух-трех дней, как его полюбил весь Татарстан. А уж лидеров республики на кривой кобыле, прошу прощения, не объедешь, народ такой суверенный, обеспеченный, начиная с Минтимера Шариповича. А приняли как родного! А какой храм построил! Красотища! Рано он ушел. И очень неожиданно. Как будто не договорил, не досказал, не допел. Но для меня и для моей семьи он живой. Он с нами», — заключил Сергей Вадимович.  

И в самом деле, спустя годы Феофан стал одним из самых деятельных архиереев Русской православной церкви. Ему выпало на четырех континентах, в таких странах, как Израиль, Аргентина, Сирия и Египет И в самом деле, спустя годы Феофан стал одним из самых деятельных архиереев Русской православной церкви. Ему выпало работать на четырех континентах, в таких странах, как Израиль, Аргентина, Сирия и Египет

Затем был показан отрывок из фильма «Так и буду жить», снятый курским отделением ВГТРК к 70-летию владыки. «Я без веры никогда не жил. Это как с молоком матери», — говорил с экрана митрополит Феофан, вспоминая о том, как однажды в детстве в деревенском храме он смотрел на умиротворенное и благостное лицо священника, который отсидел за свою веру, на солнечные лучи, струящиеся сквозь церковные окна. Именно тогда у него закралась тайная мечта стать священником.

И в самом деле, спустя годы Феофан стал одним из самых деятельных архиереев Русской православной церкви. Ему выпало работать на четырех континентах, в таких странах, как Израиль, Аргентина, Сирия и Египет. Он оказал решающее влияние на создание православных приходов в Тунисе, Иране, Объединенных Арабских Эмиратах и Южно-Африканской Республике, неоднократно бывал там с визитами. В качестве дипломата не раз встречался с главой Организации освобождения Палестины Ясиром Арафатом, борцом за свободу ЮАР и будущим президентом этой страны Нельсоном Манделой, с кардиналом Хорхе Марио Бергольо, который впоследствии стал папой римским Франциском, и многими другими зарубежными политиками и церковными деятелями.

Владыка периодически принимал участие в знаменитых Дартмутских встречах в США, где между собой вели переговоры наиболее влиятельные люди РФ и Соединенных Штатов, а также возглавлял православную часть совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие – ислам».

Как отметил автор-составитель книги Валерий Береснев, владыка был по своей сути «православным интернационалистом» — человеком, который бережно относился к каждому народу, живущему в России, и многое сделал для укрепления межнационального и межконфессионального мира Как отметил автор-составитель книги Валерий Береснев, владыка был по своей сути «православным интернационалистом» — человеком, который бережно относился к каждому народу, живущему в России, и многое сделал для укрепления межнационального и межконфессионального мира

Как отметил автор-составитель книги Береснев, владыка был по своей сути «православным интернационалистом» — человеком, который бережно относился к каждому народу, живущему в России, и многое сделал для укрепления межнационального и межконфессионального мира. Недаром в фильме, отвечая на вопрос журналиста, как лучше вести дипломатические переговоры, Феофан рассказывал: «Когда ты общаешься с человеком другой веры, постарайся понять его внутренний мир. И поставь себя на его место. Посмотри на себя его глазами. И тогда тебе будет понятна его психология, его культура, его вера. Это очень важно. Вся проблема современного мира и особенно стремление Запада — навязать свое видение во всем. Самое опасное, когда стараются сломать стержень. А вера народная и ее традиция — это стержень. И мы видим, что из этого получается. А как сохранить добрые отношения? Как сказано в Евангелии: как хочешь, чтобы с тобой поступали, так и ты поступай с другими людьми!»

Митрополит Феофан, по его собственному признанию, не боялся ни с кем встречаться. А иногда «встречался даже с теми, с кем и не до было встречаться». С теми, кого называли бандитами, боевиками Митрополит Феофан, по его собственному признанию, не боялся ни с кем встречаться. А иногда «встречался даже с теми, с кем и не надо было встречаться». С теми, кого называли бандитами, боевиками

Митрополит Феофан, по его собственному признанию, не боялся ни с кем встречаться. А иногда «встречался даже с теми, с кем и не надо было встречаться». С теми, кого называли бандитами, боевиками. «Я встречался и старался и их понять и им объяснить, почему не надо убивать. Нужно хранить традиции своего народа и уважать традиции другого. Тогда мы будем жить счастливо и в согласии», — говорил владыка.

«Фильм, который мы посмотрели, еще раз подтверждает, что слова митрополита Феофана остаются актуальны и по сей день. Они на острие времени. Владыко ушел от нас два года назад, но нам, как никогда ранее, не хватает сейчас такого человека в нашей политике и в нашей дипломатии», — резюмировал после просмотра фильма Береснев. Он также поведал, что его книга родилась из обычных дружеских бесед с владыкой и его рассказов о своем прошлом. «Меня поражало, что события его жизни хорошо укладывались в канву приключенческого романа. Это не обычный житийный путь православного иерарха. Сама его жизнь является поучением. Русский поэт и воин Николай Степанович Гумилев когда-то обмолвился, что жизнь каждого из нас должна быть творчеством. С рождения и до самой кончины она должна прочитываться как хороший бестселлер. А у владыки Феофана его жизнь была, по сути, готовой книгой. И мой вклад был лишь в том, что я эту книгу записал. Это важно, потому что слова, записанные на бумаге, как бы сейчас ни развивались современные технологии, являются пропуском в вечность», — заявил Береснев.

Митрополит Каширский, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству Феогност отметил, что смелость, мужество и любовь к церкви у Феофана — от его родителей, которые были ревностными христианами Митрополит Каширский, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству Феогност отметил, что смелость, мужество и любовь к церкви у Феофана — от его родителей, которые были ревностными христианами

«Говорил, что надо знать русскую поэзию. Некрасова, Бунина. Он их читал наизусть. Когда он успевал?»

Митрополит Каширский, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству Феогност рассказал, что с владыкой Феофаном они познакомились еще в 1984 году в Троице-Сергиевой лавре. И отметил, что смелость, мужество и любовь к церкви у Феофана — от его родителей, которые были ревностными христианами. В Беслане он тоже не прятался и не скрывался, а реально помогал в освобождении заложников, несмотря на то, что прекрасно понимал: его ряса — удобная мишень для террористов. «В один из мусульманских праздников он встал в ряд танцующих мусульман и был вместе с ними. Тогда президент этой республики сказал: „Я тоже пойду“, но ему охрана сказала: „Не положено“. И тот ответил: „Русский митрополит может, а мне не положено?“» — поделился любопытной историей владыка Феогност.

Именно митрополит Феофан убедил руководство Татарстана снести табачную фабрику и на ее месте воссоздать разрушенный собор Казанской иконы Божией Матери. «Когда говорят, что мы ничего из этой жизни не берем, это неправда. Мы берем все. И плохое, и хорошее. И то, что он сделал, — с ним. Стоило так жить. Красиво. Достойно. И трудиться на благо Русской православной церкви. И Родины», — завершил выступление архипастырь.

Митрополит Челябинский и Миасский Алексий лично приехать не смог. Приветственное слово от него зачитал его представитель протоиерей Евгений Мартынец. «Возводя храмы, спасая детей Беслана, ведя непростые переговоры, неся обязанности не только архипастыря, но и члена Общественной палаты РФ, выступая в качестве члена комиссии по международным отношениям и свободе совести, владыка Феофан внес неоценимый вклад в то, чтобы сплотить наше многоконфессиональное государство», — зачитал слова митрополита Алексия протоиерей. А от себя добавил, что владыке Феофану он обязан всем. Тот был его наставником, учителем, примером для подражания. Рукоположил в сан в Ставропольской епархии, назначив на должность военного священника. Сейчас Мартынец несет послушание помощника командира 21-й смешанной авиационной дивизии.

Архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим (кстати, бывший клирик Японской православной церкви) признался, что он один из немногих присутствующих, кто лично Феофана не знал Архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим (кстати, бывший клирик Японской православной церкви) признался, что он один из немногих присутствующих, кто лично Феофана не знал

Архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим (кстати, бывший клирик Японской православной церкви) признался, что он один из немногих присутствующих, кто лично Феофана не знал. Но Господь позволил ему служить на той кафедре, которую покойный владыка возглавлял 8 лет и где его до сих пор вспоминают добрым словом. Неслучайно говорится в Евангелии, что древо познается по плодам. А Феофан с честью прошел два страшных испытания. «Когда пришло известие о том, что произошел захват школы в Беслане, он, ничуть не раздумывая, сел в машину и почти сразу оказался в гуще событий. Многие еще не знали, что делать, а владыка уже утешал людей и призывал к спокойствию», — подтвердил слова других участников встречи архиепископ Герасим. А когда спустя несколько лет случилась еще одна трагедия в истории осетинского народа, война с Грузией, владыка Феофан опять поддержал свою паству. С его помощью был организован лагерь для беженцев в монастыре, а также реабилитационный центр, который действовал многие годы. «Своим мужественным поведением владыка Феофан обратил к себе сердца всех жителей Осетии», — сказал архиепископ Герасим.  

Бывший глава Северной Осетии – Алании Таймураз Мамсуров еще раз поклонился памяти владыки Феофана и сказал ему огромное спасибо. По его словам, когда владыка Феофан завершил свою земную жизнь, для многих в Осетии это стало личной болью. Но для всех жителей Осетии он живой.

Бывший глава Северной Осетии-Алания Таймураз Мамсуров еще раз поклонился памяти владыки Феофана и сказал ему огромное спасибо. По его словам, когда владыка Феофан завершил свою земную жизнь, для многих в Осетии это стало личной болью Бывший глава Северной Осетии – Алании Таймураз Мамсуров еще раз поклонился памяти владыки Феофана и сказал ему огромное спасибо. По его словам, когда владыка Феофан завершил свою земную жизнь, для многих в Осетии это стало личной болью

Настоятельница Свято-Георгиевского женского монастыря в Ессентуках игуменья Варвара добавила нотки теплоты в речи выступавших, несмотря на то, что, по ее словам, боялась строгого архипастыря. Она вспомнила, что именно Феофан настоял на том, чтобы основать ее женскую обитель, и вложил в это «часть своей души». Он очень много времени проводил на стройке, иногда буквально на коленях набрасывал чертежи, рассказывал гостям, какой красивый будет монастырь. Еще настоятельница рассказала, как владыка давал ей наказы искать по благотворителям средства на нужды для монастыря. Как неоднократно говорил ей: «Варвара, ищи трактор, Варвара, ищи трактор». Но, т. к. поиски оказывались тщетными или на собранные деньги было толком ничего не купить, говорил: «Ну все, я сам нашел тебе трактор!»

«А случалось, звонил с неизвестного номера и читал стихи. Потом спрашивал, чьи это стихи. Я не всегда узнавала, а он говорил, что надо знать русскую поэзию. Некрасова, Бунина. Он их читал наизусть. Когда он успевал? Мы видели, что не только православные, но и мусульмане относились к владыке Феофану с огромным уважением. И почтением. И всегда прислушивались к его советам, — добавила матушка Варвара. — Мы с сестрами счастливы, что наша обитель стала его любимым детищем».

Настоятельница Свято-Георгиевского женского монастыря в Ессентуках, игумения Варварадобавила нотки теплоты в речи выступавших, несмотря на то, что, по ее словам, боялась строгого архипастыря. Она вспомнила, что именно Феофан настоял на том, чтобы основать ее женскую обитель и вложил в это «часть своей души» Настоятельница Свято-Георгиевского женского монастыря в Ессентуках игуменья Варвара добавила нотки теплоты в речи выступавших, несмотря на то, что, по ее словам, боялась строгого архипастыря. Она вспомнила, что именно Феофан настоял на том, чтобы основать ее женскую обитель, и вложил в это «часть своей души»

Митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин, подключившийся по Zoom-конференции, отметил, что до Феофана Симбирская епархия жила спокойно и безмятежно. Даже чрезвычайно безмятежно, что не лучшим образом отразилось на качестве церковной жизни. В этом контексте владыка оказался для Симбирска тем, чем был Петр I для России. Он в хорошем смысле слова перевернул церковную жизнь и сделал очень много хорошего. Достроил кафедральный собор, который до него строился более 15 лет. Это был недострой, но он в кратчайшие сроки завершил строительство и пригласил патриарха Кирилла на освещение собора. «Он очень много сделал для церкви, для Бога, для Родины и для людей. Достоин, чтобы о нем молились как о настоящем святителе церкви Христовой», — добавил владыка Симбирский. 

Его слова подтвердил бывший ульяновский губернатор, думский депутат Морозов, в чьей семье владыку тоже считают родным. При этом, как припомнил Сергей Иванович, когда ему довелось посетовать на то, что Ульяновский регион, обласканный в советское время как колыбель Ленина, в условиях новой России жил все более затухающей жизнью, Феофан ответил, что так будет продолжаться до тех пор, пока городу не вернут историческое название — Симбирск. Морозов признал, что попытки переименования города предпринимались неоднократно, но безуспешно. Зато за год служения Феофана почти всем центральным улицам и площадям были возвращены родные имена — Дворцовая, Спасская.

«Для меня год пребывания владыки на симбирской кафедре обернулся вечностью, настолько он был наполненным, — отметил по Zoom симбирский предприниматель Игорь Любченков. — И для меня все рассказы митрополита Феофана, которыми он нередко делился со мной за чашкой чая, даже самые житейские, пропитаны евангельскими заповедями».  

Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл, который сменил в Татарстанской митрополии владыку Феофана, заявил, что своему предшественнику он должен больше, чем все остальные Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл, который сменил в Татарстанской митрополии владыку Феофана, заявил, что своему предшественнику он должен больше, чем все остальные

«После 24 февраля у нас появился шанс выйти из смуты»

Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл, который сменил в Татарстанской митрополии владыку Феофана, заявил, что своему предшественнику он должен больше, чем все остальные. Потому что живет в доме, который он построил, ездит на машине, которую ему дали, служит в соборе, который он тоже построил, и пользуется тем отношением руководства Республики Татарстан, людей и духовенства, которое завоевал Феофан. «Мое отношение к нему благоговейное, сыновнее!» — добавил митрополит Кирилл и обратился к автору-составителю книги с наказом, чтобы презентация издания состоялась также и в Казани.

Епископ Луховицкий Евфимий, глава синодального миссионерского отдела РПЦ, который прежде был ректором Казанской духовной семинарии и трудился вместе с владыкой Феофаном четыре года в Казани, признал, что это время было очень насыщенным и лично для него счастливым. «Я ему благодарен за мудрость, которую он мне передал. Эти годы вспоминаются как самый яркий период в моей жизни», — сказал епископ. И выразил благодарность от лица всех собравшихся журналисту и литератору из Петербурга Бересневу, который исполнил свой зарок Феофану и выпустил о нем книгу.

Епископ Балашихинский Николай, главный редактор издательства Московской патриархии, от себя заверил, что книга «Родина у нас одна», как он надеется, должна понравиться всем читателям.

Выступил перед собравшимися и издатель газеты «БИЗНЕС Online» Рашид Галямов. «Мы дружили с владыкой. И он дружил с нашей газетой. Приходил к нам, мы общались. Он давал нам интервью. Приехав сюда, я почувствовал, что он здесь. И я снова испытал чувство радости, которое всегда было при общении с ним», — сказал он. Галямов отметил, что жители Татарстана гордятся тем, что у них гармоничная, поликонфессиональная республика, что между православием и исламом царит согласие. Но когда появился Феофан, все равно началось нечто необыкновенное. «Поначалу к нему присматривались власти. Но потом он занял достойное место и стал медиазвездой, везде выступал. У нас есть мудрый раввин, есть много знающий муфтий. Но владыка Феофан был номер один. Интеллектуал, который в хорошем смысле слова затмил всех своих коллег, духовных лидеров. Он пользовался заслуженным уважением у всех. По любому событию, важному для судеб России, обязательно высказывался. У него была принципиальная позиция уровня федерального пастыря».

Галямов также вспомнил, что, когда началась пандемия ковида, владыка Феофан сразу облетел всю Казань со списком Казанской иконы Божией Матери. Он высказывал свою позицию и по важным событиям в мире. «Это очень дорогого стоит, потому что мы живем во время хаоса. А этот человек задавал позицию, от которой можно всем „отстроиться“. Думаю, что в России мало мыслителей и иерархов такого уровня. Его судьба тоже необыкновенна», — продолжил Галямов. При этом он сделал вывод, что у Феофана была особая миссия, т. к. мы до сих пор пожинаем последствия переворота 1991 года и живем в новое смутное время: «Для меня его прообразом был патриарх Гермоген, у которого в Казани, как известно, была кафедра. Мы сейчас переживаем третье смутное время в судьбах России. Начало XVII века, 1917 год… И третья фаза идет с 1991-го. Мне кажется, что после 24 февраля у нас появился шанс выйти из смуты. И то, что владыка Феофан стал возрождать храм Казанской иконы Божией Матери, который связан с иконой, сыгравшей огромную роль при выходе из первого Смутного времени, не случайно. В этом есть особый смысл. Есть светлая грусть, но и радость, что, пока такие люди были и есть в России, у нашей страны есть будущее. Они помогут нам нащупать тропинку, ведущую нас из смуты к свету».  

В завершение мероприятия Береснев заявил, что в его работе над книгой наиболее существенную поддержку ему оказали губернатор Санкт-Петербурга Беглов, глава Синодального миссионерского отдела епископ Евфимий (Моисеев), ректор Казанской духовной семинарии, протоиерей Владимир Самойленко, а также православные предприниматели и меценаты — соучредитель сети супермаркетов «Гулливер» Любченков и казанский благотворитель Сергей Кузнецов. «Дай Бог нам всем оставаться верными всему тому, чему служил владыка Феофан. Небесной Родине, Богу и России», — заключил Береснев.

Ознакомиться с превью книги «Родина у нас одна: митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков)» и приобрести ее через интернет можно на сайте издательства Московской патриархии.