ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ

После годичного перерыва после банкротства официального дилера «Мерседеса» в Казани – компании «Ак Барс Автомобили» - германский производитель начал делать осторожные шаги на казанский рынок. До сих пор единственным дилером и авторизованным сервисным партнером люксовой марки в Татарстане была челнинская компания «Центр-Кама». Такая ситуация, мягко говоря, не устраивает владельцев германской марки, львиная доля которых сконцентрирована в столице республики. Ведь им приходится не только выстаивать очередь на ТО, но и терять как минимум целый день на дорогу до Набережных Челнов и обратно.

Как сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе компании «Мерседес-Бенц РУС», 20 марта стартовал прием заявок на тендер для организации дилерских центров и сервисных станций «Мерседес-Бенц» в Казани и Набережных Челнах. Условия конкурса, сроки его проведения, количество заявок и имена претендентов компания не разглашает. Интересно, что вопреки ожиданиям владельцев германских авто и наблюдателей, по информации официального сайта «Мерседес-Бенц РУС», компания пока не собирается открывать в Казани полноценный дилерский центр. Речь идет только о сервисном обслуживании легковых автомобилей, а так же продаже и обслуживании малотоннажников (Sprinter, Vito и Viano). В Набережных Челнах германский производитель так же ищет партнера на легкие коммерческие автомобили.

Однако, по мнению аналитика агентства «Автостат» Азата Тимерханова, скорее всего, будущий казанский партнер «Мерседес-Бенц РУС» по обслуживанию легковушек и сервису и продаже малотоннажных авто в последствии станет полноценным дилером германской марки – если докажет компетенцию, ответственность и порядочность. «Как правило, продажу и обслуживание легковых и коммерческих автомобилей осуществляет один и тот же дилер в регионе, - сказал он «БИЗНЕС Online». – Правда, есть дилеры, которые занимаются только легковыми автомобилями». Очевидно, потому что на них существенно выше спрос со стороны покупателей.

По мнению участников рынка, знакомых с политикой германского концерна, новый дилер легковых автомобилей Мерседеса в Казани не появится до тех пор, пока не будут выполнены все обязательства прежнего. «Вопрос связан с предыдущим дилером этого бренда в нашем городе. Получить со стороны Мерседеса какие-либо комментарии мы тоже не можем, поскольку дело сложное, затянувшееся, и неизвестно, когда оно разрешится до конца, - рассказал газете «БИЗНЕС Online» заместитель генерального директора группы компаний «КАН АВТО» Сергей Чернов. – При этом разрешение вопроса дилерства возможно только тогда, когда все обязательства предыдущего дилера будут расшифрованы и оплачены. Но этого никто не сделает, кроме самой группы, которая объявила себя банкротом».

IMG_0300.jpg
«Мерседес» лишился своего официального дилера в Казани еще полтора года назад, когда обанкротилась компания Маннафа Сагдиева «Ак Барс Автомобили»

МЕРСЕДЕС НАМЕРЕН ВОЙТИ В РЕЕСТР КРЕДИТОРОВ

Напомним, своего единственного официального дилера в Казани «Мерседес» лишился полтора года назад - в начале ноября 2010 года Арбитражный суд РТ ввел начальную процедуру несостоятельности в ЗАО «Ак Барс Автомобили». Компания, которую контролирует холдинг «Нур», сама инициировала банкротство. Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», такое решение принял ее акционер Маннаф Сагдиев.

По состоянию на 25 мая 2011 года, когда в отношении ЗАО «Ак Барс Автомобили» было открыто конкурсное производство, в реестр кредиторов были включены требования 10 кредиторов на сумму в 303 252 156 рублей. Балансовая стоимость имущества должника составляла 552 321 000 рублей. По результатам анализа финансового состояния компании временный управляющий сделал вывод о том, что восстановить платежеспособность должника невозможно.

В настоящее время основными конкурсными кредиторами ЗАО "Ак Барс Автомобили" являются Альфа-Банк, Уралсиб и ВТБ, на долю которых приходится 53% от общей суммы требований кредиторов.

Еще в 2010 году «Мерседес-Бенц РУС» заявляла о том, что подыскивает нового кандидата для открытия дилерского центра марки в Казани. Ассистент руководителя дилерской сети ЗАО «Мерседес-Бенц» Ольга Цибряева сказала тогда «БИЗНЕС Online», что «на данный момент в Казани нет надежного дилера, который может обслуживать наших клиентов. Более оптимальный вариант – Набережные Челны, ООО «Центр-Кама».

Как удалось выяснить «БИЗНЕС Online», «Мерседес-Бенц РУС» подал заявку на включение в реестр требований кредиторов ЗАО «Ак Барс Автомобили». Арбитражный суд РТ рассмотрит иск компании 24 апреля. Сумма требований на сегодняшний день неизвестна.

ПРИШЛОСЬ УСТУПИТЬ ДОРОГУ

Тем временем Мерседес, некогда бесспорный лидер премиум-сегмента, по итогам прошлого года оказался лишь на третьем месте в Татарстане по продажам автомобилей, продав в республике 523 авто (речь идет о зарегистрированных в это время в ГИБДД машинах, приобретенных, как правило, либо за пределами РТ, либо через «серых» дилеров ред.). По данным агентства «Автостат», особым спросом у покупателей пользуются относительно недорогие седаны класса С (170 проданных машин) и Е (97).

Очевидно, что не на руку Мерседесу оказалось ослабление позиций на крупнейшем в республике казанском рынке. В отсутствие дилера была фактически свернута рекламная кампания германской марки. «Этим воспользовалось достаточно много брендов, которые составили альтернативное предложение в этой ценовой и статусной нише», - отмечает Сергей Чернов из «КАН АВТО».

Как видно из таблицы, по итогам прошлого года Мерседес в Татарстане обогнали (причем с хорошим отрывом) основные конкуренты - BMW и Audi.

Топ-15 марок класса люкс по продажам в Татарстане

Марка

12 мес. 2011

9 мес. 2011

Абсолютное изменение
12 мес.
к 9 мес.
2011, ед.

Относительное
изменение
9 мес.
к 12 мес.
2011, %

1

BMW

935

686

249

36,3

2

Audi

667

484

183

37,8

3

Mercedes

523

364

159

43,7

4

Lexus

332

264

68

25,8

5

Land Rover

268

175

93

53,1

6

Volvo

139

97

42

43,3

7

Infiniti

108

69

39

56,5

8

Porsche

92

67

25

37,3

9

Cadillac

53

39

14

35,9

10

Jaguar

12

8

4

50,0

11

Acura

3

1

2

200,0

12

Aston Martin

1

0

1

13

Bentley

1

1

0

14

Hummer

1

1

0

15

Maserati

1

1

0

Источник: Автостат

Рынок малотоннажных авто менее емкий, чем рынок легковых автомобилей. По данным «Автостата», в целом по России в 2011 году было зарегистрировано 190,2 тыс. новых легких коммерческих автомобилей (LCV). Четверть из них пришлась на Поволжье – здесь было зарегистрировано 40,3 тыс. штук, из которых 6,7 тыс. – в Татарстане. Впрочем, доля регистрации новых LCV марки «Мерседес» на российском рынке относительно мала – всего 1,5% (2,9 тыс. шт.).

«НЕВОЗМОЖНО ЗАРАБОТАТЬ, ПРОДАВАЯ ПО 15-20 МАШИН В МЕСЯЦ -
ОБЪЕМ ДОЛЖЕН БЫТЬ НЕ МЕНЕЕ 100 АВТОМОБИЛЕЙ»

Ситуацию вокруг официального дилерства Мерседеса в Казани для газеты «БИЗНЕС Online» прокомментировали участники рынка.

Сергей Чернов – заместитель гендиректора группы компаний «КАН АВТО»:

- Мы интересовались вопросом дилерства Мерседес, но на сегодняшний день ответа ни по одному из претендентов – интересовались не только мы, а многие автомобильные компании – нет. Мы готовы привлечь лучших специалистов, вложить достаточно серьезные деньги в проект такого рода, вывести его на самый высокий уровень. Однако для этого нужна не только наша решимость, но и решимость со стороны Мерседеса. Предварительные переговоры в конце прошлого года такой решимости не показали. Решение принимается на уровне совета директоров компании в Германии, какое-то локальное решение – здесь, в Москве. Но этому должна предшествовать целая череда событий.

Первое – это окончательная ясность по долгам прежнего дилера. Второе – выполнение всех обязательств перед клиентами. Третье – проведение тендера на дилерство. Можно заявляться на тендер, а можно не заявляться. Мерседес имеет очень хороший отдел маркетинга, который анализирует рынок, и сам выходит на сильные автомобильные компании с предложением сотрудничества.

Дилерство Мерседеса накладывает очень серьезные обязательства. С точки зрения дилера этой марки невозможно заработать, если продавать по 15-20 машин в месяц. Объем должен быть не менее 100 машин. У нас есть очень серьезные конкуренты Мерседесу – это BMW и Audi компании «ТрансТехСервис». В общем, вопрос пока остается открытым.

Вячеслав Зубарев – председатель совета директоров «ТрансТехСервис»:

- Кто станет дилером Мерседеса в Казани, пока не известно. У нас никаких договоренностей по этому вопросу нет. Я считаю, это нонсенс - несколько месяцев у такой значимой и крупной марки нет своего дилера в Казани. Конечно, нам, как дилеру BMW и Audi, это играет на руку. Но это ненормально. Думаю, вскоре этот вопрос будет решен, и мы узнаем, кто станет дилером Мерседеса в Казани.

Справка

ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» - 100%-я дочка концерна Daimler АГ (Германия). Концерн Daimler АГ стал первой иностранной автомобильной компанией, учредившей на территории Российской Федерации дочернее общество.

ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» было зарегистрировано 8 декабря 1994 года.

«Мерседес-Бенц РУС» является единственным в России официальным импортером автомобилей «Мерседес-Бенц» (Mercedes-Benz) и «Майбах» (Maybach). На начало 2011 года дилерская сеть насчитывала 54 дилера по продаже и послепродажному обслуживанию легковых и малотоннажных автомобилей марки «Мерседес-Бенц».