Интересный продукт предложила челнинская компания «Автократ», которая специализируется на рынке подъемных агрегатов для бурения и ремонта нефтяных скважин Интересный продукт предложила челнинская компания «Автократ», которая специализируется на рынке подъемных агрегатов для бурения и ремонта нефтяных скважин

Мобильная буровая установка для нефтяной столицы Киргизии

Российские предприятия нефтегазового комплекса с 1 декабря могут получить субсидии на покупку буровых установок, утилизировав старые. Это дает партнерам преимущество — при желании можно получить грант в размере до 20% от стоимости нового товара. Такой лояльности к зарубежным компаниям нет, но они и так заинтересованы в покупке нашего оборудования. Интересный продукт предложила челнинская компания «Автократ», которая специализируется на рынке подъемных агрегатов для бурения и ремонта нефтяных скважин.

Один из ее новых крупных проектов — мобильная буровая установка грузоподъемностью 140 т полностью из отечественных комплектующих. Она оснащена самоходным шасси с комплектом дополнительного оборудования для бурения разведывательных и эксплуатационных скважин. Установка изготовлена по специальному заказу государственной нефтегазодобывающей компании Республики Киргизия. Сегодня переговоры по поставке агрегатов для бурения и ремонта скважин производства компании «Автократ» уже ведутся с нефтяниками Ирана, Казахстана, Латинской Америки и Африки.


«Эта машина далеко не первая в ряду изготовленных и поставленных заказчикам мобильных буровых установок грузоподъемностью от 100 до 160 тонн. Такие установки, например, успешно работают в нефтесервисных компаниях Татарстана, Западной Сибири, североевропейской части России, — рассказал „БИЗНЕС Online“ исполнительный директор группы компаний „Автократ“ Рашит Салихов. — В то же время нашими инженерами ведется постоянный поиск и совершенствование конструкции агрегатов, которые, на мой взгляд, должны стать достоянием российских и зарубежных нефтяников».

Сейчас установка расположена на территории завода в Набережных Челнах, где по решению сторон проводится предварительный монтаж для ознакомления эксплуатирующей компанией. После она будет перевезена в город Кочкор-Ота — нефтяную столицу Киргизии. Пока же компания готова показать демонстрационный образец и другим потенциальным клиентам.

Уже более 10 лет автопроизводительный холдинг «Автократ» успешно работает на рынке подъемных агрегатов для бурения и ремонта нефтяных скважин. Их агрегаты «БАРС» хорошо зарекомендовали себя на нефтегазовом рынке. Челнинцы наладили сотрудничество с такими гигантами по добыче нефти и газа, как, например, «Роснефть», «Газпром», «Лукойл», «Сургутнефтегаз» и др. Вместе с тем резидент местного ТОСЭРа не ограничивается внутренним рынком и активно взаимодействует с партнерами из ближнего зарубежья, поставляя агрегаты нефтегазовым и сервисным компаниям Казахстана, Узбекистана, Азербайджана и Беларуси.

И это далеко не последнее достижение «Автократа». С 2021 года дочерняя компания ООО «ЗБУ Автократ» освоила производство приборов безопасности, системы контроля параметров капитального и подземного ремонта скважин (СКПБ «БАРС») и системы взрывозащищенного видеонаблюдения (СВН «БАРС»), интегрированные в подъемные агрегаты «БАРС» любых модификаций. Данная система полностью отечественный продукт, разработанный совместно с инженерами «ЗБУ Автократ» с учетом требований нефтяных компаний.

«Получился уникальный продукт, собранный в Татарстане. Все это мы сделали за полгода» «Получился уникальный продукт, собранный в Татарстане. Все это мы сделали за полгода»

Силовая установка на 470 л. с. и мощные насосы: что представляет из себя новое оборудование

Новая мобильная буровая установка отличается целым рядом новшеств, направленных на улучшение ее эксплуатационных свойств и характеристик. Рассмотрим детальнее ее технические характеристики.

Самоходное шасси агрегата изготовили в самом «Автократе». Колесная формула — 12×12, т. е. с 6 ведущими мостами (грузоподъемность каждого моста — 13 т). При этом три передних моста — поворотные, что значительно добавляет мобильности такой масштабной установке.

«Уникальность этого проекта в том, что мы, наверное, единственный завод в России, кто под одной крышей сделал собственное шасси и верхнее оборудование на буровой агрегат, — рассказал „БИЗНЕС Online“ генеральный директор холдинга Ильнур Исмагилов. — Получился уникальный продукт, собранный в Татарстане. Все это мы сделали за полгода».

В отличие от многих аналогичных шасси, здесь рама изначально изготовлена с таким расчетом, чтобы была возможность монтировать узлы верхнего оборудования сразу на нее без использования надрамника. «Рама шасси коробчатой конструкции с запасом расчетной прочности. В то же время достаточна эластична, чтобы компенсировать передаваемое на нее усилие от ходовой части на изгиб и кручение рамы», — описывает ее Салихов.

Силовая установка состоит из дизельного двигателя Тутаевского моторного завода, мощностью 470 лошадиных сил Силовая установка состоит из дизельного двигателя Тутаевского моторного завода мощностью 470 л. с.

37-метровая мачта агрегата изготовлена из стальных профильных труб. Она адаптирована под установку верхнего силового привода, оснащена балконом верхового рабочего, стояком манифольда (трубопроводной системой) с внутренним диаметром 102 мм, лестницами и переходами, средствами обеспечения безопасного подъема и эвакуации. Высота балкона верхового рабочего регулируется в зависимости от используемой насосно-компрессорной, бурильной или обсадной трубы.

Что с мощностью? Силовая установка состоит из дизельного двигателя Тутаевского моторного завода мощностью 470 л. с. Используется 9-ступенчатая, двухдиапазонная механическая коробка передач производства Ярославского моторного завода. А в трансмиссии привода шасси установлена двуступенчатая раздаточная коробка «КАМАЗа-6522». Силовой агрегат палубного исполнения расположен за кабиной шасси, которая тоже от «КАМАЗа».

Вспомогательный тормоз представляет собой трехдисковый тормоз с водяным охлаждением. Здесь надо отметить, что это аналог американских WPT или Eaton, который освоен производством по чертежам «Автократа» в России. Такой тормоз, в отличие от гидродинамического тормоза типа «гидромат», позволяет плавно регулировать тормозной момент, добиваясь управляемой скорости спуска колонны.

Установка оснащена цепной, двухсторонней буровой лебедкой. Трансмиссия привода механизма как «быстрого», так и «тихого» хода расположена с одной стороны. В случае необходимости лебедка также может быть оснащена системой автоматической подачи долота, так называемым автобурильщиком. Агрегат в базе имеет системы подогрева, охлаждения масла, аварийный привод с электродвигателем для завершения спуско-подъемных работ.

После отгрузки агрегата специалисты «Автократа» произведут шеф-монтажные и пуско-наладочные работы с обучением персонала в Кыргызстане После отгрузки агрегата специалисты «Автократа» произведут шеф-монтажные и пусконаладочные работы с обучением персонала в Киргизии

Как происходит процесс бурения новой установкой

В существующем варианте агрегат изготовлен для роторного бурения, при нем скважины бурят под действиям вращения долота — породоразрушающего инструмента. «Автократ» внедрил в свою установку ротор российской модели Р-560 с пневматическим клиновым захватом для бурильных труб (ПКР 560М). Он расположен на подроторном основании, которое состоит из двух частей.

«Две части основания соединяются друг с другом клиновым соединением с пальцами. При переезде на обеих частях есть дорожный габарит для перевозки полуприцепом», — описывают свое детище в компании. Приемный мост санного типа, длиной 14 м, шириной центральной части 2,3 м, высотой 0,7 м имеет трап-желоб для подачи труб с моста на подроторное основание.

Как поясняют в компании, подача бурового раствора производится через буровой вертлюг (связывающее звено для двух частей одного механизма) грузоподъемностью 140 т, через стояк манифольда. Емкость долива объемом 10 куб. м обеспечивает бесперебойную подачу раствора в скважину. Агрегат комплектуется циркуляционной системой объемом до 160 куб. м, четырехступенчатой системой очистки бурового раствора, насосными блоками, насосами мощностью 800–1000 «лошадок», компрессорной установкой, дизель-электрической станцией.

После завершения предварительных тестов вышечно-лебедочного блока на испытательном стенде проведут контрольную заводскую сборку с обвязкой дополнительного оборудования. Но на этом работы с установкой не завершатся. После отгрузки агрегата специалисты «Автократа» произведут шеф-монтажные и пусконаладочные работы с обучением персонала в Киргизии.

По словам Исмагилова, компания планирует свое дальнейшее развитие и модернизацию производимого оборудования. В планах изготовление буровых установок грузоподъемностью от 180 до 270 тонн.

«Мы также планируем освоение циркуляционных систем, насосных блоков. Это вспомогательное оборудование к подъемным агрегатам», — отмечает он. Таким образом, клиенты компании смогут не только приобретать агрегаты для нефтяных скважин, но и на месте получать услуги по сервису и гарантийному обслуживанию. «Наша компания стремится к этому», — говорит гендиректор холдинга.