Сегодня на международном мусульманском форуме в Москве религиозные деятели подводили итоги года празднования 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией Сегодня на международном мусульманском форуме в Москве религиозные деятели подводили итоги года празднования 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией

«Это же посыл не для них, стариков, для людей преклонного возраста, что они в свои 60-80 лет примирились»

Российская столица была выбрана местом для завершающих торжеств по случаю 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией. «Зур концерт» с участием Марата Хуснуллина и Рустама Минниханова состоится завтра, а сегодня в «Ритц Карлтон» на Тверской ДУМ РФ проводит международный мусульманский форум «Справедливость и умеренность: божественные принципы миропорядка». Это масштабное событие, куда приехали представители исламского мира, а именно Турции, Ирана, Ирака, Катара, Кувейта, Палестины, Пакистана, Азербайджана.

«Мы хотели использовать этот повод на полную катушку. Постарались, чтобы во всех регионах РФ, где живут, действуют наши религиозные организации, почувствовали праздник. Чтобы как можно больше узнали о своей священной религии, которая через века сохранила те духовные, нравственные, моральные ценности на территории нашей великой России. Мы хотели, чтобы о нашем празднике, о культуре ислама, о наших духовных достижениях узнало как можно больше россиян и не только, но и наши братья и сестры, живущие во всем мире», — заявил журналистам муфтий шейх Равиль Гайнутдин. По его словам, в этом году не только открывали мечети и памятники, но и вернули «определенную часть духовного наследия», которая была спрятана в музеях и архивах.

А первый зампредседателя ДУМ РФ Дамир Мухетдинов отметил в беседе с «БИЗНЕС Online», что исторические события случились в мае, когда в одном ряду, будь то закладка камня Соборной мечети Казани, будь то молитва в Древнем Болгаре, будь то торжественные выступления чиновников, оказались верховный муфтий ЦДУМ Талгат Таджуддин, и муфтий шейх Равиль Гайнутдин, и второе поколение учеников — все были вместе. «Понятно, что есть те противоречия, которые десятилетиями имели место быть, к которым приложили руку разные исламофобствующие элементы. Они всегда пытаются внести в наши ряды шайтанские чувства. События в честь 1100-летия принятия ислама, конечно, сплотили мусульманскую умму, — уверен Мухетдинов. — Это прекрасный пример нам, молодому поколению. Это же посыл не для них, стариков, для людей преклонного возраста, что они в свои 60–80 лет примирились. Самое главное — посыл, который мы даем молодому поколению религиозных деятелей, которые избрали путь имана, пусть служения исламу и умму».

Дамир Мухетдинов (слева): «События в честь 1100-летия принятия ислама, конечно, сплотили мусульманскую умму. Это прекрасный пример нам, молодому поколению» Дамир Мухетдинов (слева): «События в честь 1100-летия принятия ислама, конечно, сплотили мусульманскую умму. Это прекрасный пример нам, молодому поколению»

Более того, Мухетдинов верит, что единая структура для мусульман возможна, поскольку до советского периода существовало единое Оренбургское магометанское духовное собрание. «Сталин тоже стремился создать единое духовное управление, но, видимо, не хватило административного и управленческого опыта, чтобы претворить это в жизнь, — считает Дамир хазрат. — А в дальнейшем был распад СССР. Раздел духовных управлений напрямую был связан с политической конъюнктурой в республиках, когда каждый президент захотел всячески отделиться от федерального центра, всеми фибрами души. Институционально и духовно им было важно подчеркнуть, что у них свой муфтий, свой духовный деятель. На Кавказе было то же самое». По его мнению, этот путь завершается и, наверное, уже бы завершился, если бы не было «вмешательства отдельных чиновников», которые не чувствуют посыл Владимира Путина. «Как никогда этот вопрос в повестке дня. 1100-летие придало импульс дальнейшей интеграции и дальнейшему объединению», — уверен Мухетдинов.

Приехал шейх-уль-Ислам Аллакшукюр Пашазаде, который представляет не только Азербайджан, но и весь Северный Кавказ Приехал шейх-уль-Ислам Аллакшукюр Пашазаде, который представляет не только Азербайджан, но и весь Северный Кавказ

По его словам, на форум приглашали и Таджуддина, но тот по состоянию здоровья не смог приехать и отправил своего представителя, и председателя координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаила Бердиева, который по той же причине не смог быть в Москве. Зато приехал шейх-уль-Ислам Аллакшукюр Пашазаде, который представляет не только Азербайджан, но и весь Северный Кавказ. «Потому надо идти по этому пути, не терять надежды, не опускать руки, потому что это кораническое указание — объединиться и быть единым организмом, единой уммой», — заключил Дамир хазрат. Корреспондент «БИЗНЕС Online» в кулуарах форума встретила и первого заместителя главы ДУМ РТ Ильфара Хасанова, который пообещал, что и Камиль Самигуллин после обеда прибудет в Москву.

Василь Шайхразиев: «Если Петр Первый прорубил окно в Европу, то сегодня Казань становится для России входной группой в исламский мир» Василь Шайхразиев: «Если Петр I прорубил окно в Европу, то сегодня Казань становится для России входной группой в исламский мир»

«Казань становится для России входной группой в исламский мир»

Зато с утра в «Ритц Карлтон» был председатель нацсовета всемирного конгресса татар Василь Шайхразиев. Он уверен, что именно Казань смогла стать центром празднования 1100-летия ислама. «В мае на месте будущей Соборной мечети мы все читали молитву. Все искренне радовались и молились, чтобы мы сумели построить. Потом все были в Болгаре. Если бы человек изначально не был настроен на позитив и единение, этого бы не получилось», — заявил Шайхразиев нашему корреспонденту. По его словам, в нынешних непростых внешнеполитических условиях Казань обретает новый статус. «Если Петр I прорубил окно в Европу, то сегодня Казань становится для России входной группой в исламский мир», — считает Шайхразиев.

Политолог Руслан Курбанов также уверен, что 1100-летие консолидировало умму, потому что многие народы, в первую очередь кавказские, мало что знали об этом этапе прихода ислама в Волжскую Булгарию. «Мы увидели, на каком политическом уровне может консолидироваться татарская община. Разные группы объединили усилия, чтобы поднять этот праздник на должный уровень. Кавказу еще надо поучиться у татарских братьев. Например, современным технологиям общественной работы, продвижению интересов своего народа в политическом пространстве, научиться современной дипломатии, международной дипломатии. Мы видим, как лидеры татарского сообщества успешно работают с зарубежными партнерами», — уверен он. Курбанов напомнил нашему корреспонденту, что в следующем году будет 1380 лет со дня прихода сподвижников пророка Мухаммеда на земли Дагестана, с чего началось распространение ислама на Кавказе. И это событие, по его мнению, послужит еще большему сближению позиций мусульман Кавказа, Поволжья, Сибири и центра России.

Президент Европейского мусульманского форума Абдул-Вахед Ниязов заявил «БИЗНЕС Online» об особой роли мусульман в нынешней ситуации. По его словам, ни одна страна исламского мира не присоединилась к санкциям против России. «Активность и роль мусульман в патриотической поддержке выросли. Я помню, что в свое время, находясь с гуманитарной миссией в Мариуполе, слышали, как местные жители говорили: „Когда мы услышали „Аллаху акбар“, перекрестились и сказали: „Слава богу, русские пришли“. Многие понятия сейчас смещаются. Патриотизм сегодня без мусульманской составляющей не представляется возможным», — отметил Ниязов.

Али Эрбаш (справа): «Как личность, каждый человек обязан вести себя справедливо по отношению к себе, своему окружению и природе Али Эрбаш (справа): «Как личность каждый человек обязан вести себя справедливо по отношению к себе, своему окружению и природе»

«Пришла пора рассуждать о справедливом миропорядке не только с позиций Запада, но и Востока»

Что касается форума, то главным лейтмотивом пленарной сессии стало два понятия — справедливость и новый миропорядок. «Мы хотим обсудить вопрос о том, какой миропорядок наилучшим образом может поддерживать мирное сосуществование. Речь о миропорядке, в основе которого лежат принципы умеренности и справедливости, — заявил Гайнутдин. — Справедливость — это в первую очередь одно из имен Всевышнего Аллаха. Традиция ислама трактует справедливость через обращение к отдельному человеку и его пониманию благой жизни. Исламские мыслители начиная с самого раннего периода подчеркивали, что способность ощущать несправедливость и устранять ее — наша важнейшая отличительная черта. Ради утверждения того, что люди считают справедливым, они готовы жертвовать своими частными интересами или претерпевать лишения».

Равиль хазрат подчеркнул, что нужен такой миропорядок, когда каждая цивилизация имеет развитую культуру воспитания в человеке чувства ответственности и справедливости. «Для утверждения современного глобального мира это намного важнее, чем любые социально-политические институты. На почве согласия с такой трактовкой глобальной справедливости происходит сближение России и мусульманских стран. Мы все устали от навязывания человечеству такой политики и такого миропорядка, которые идут вразрез с установлениями Господа, с указанными им нравственной природой человека и границами поведения. Пришла пора рассуждать о справедливом миропорядке не только с позиций Запада, но и Востока», — указал муфтий.

По его мнению, России тут отведена далеко не последняя роль. Тем более еще в 1881 году российский мусульманский мыслитель и просветитель Исмаил-бей Гаспринский писал, что в недалеком будущем «России суждено будет сделаться одним из значительных мусульманских государств», что «нисколько не умалит ее значения как великой христианской державы». «Я убежден, что его мечта исполняется сегодня на наших глазах. Российские мусульмане рука об руку со своими партнерами вносят уникальный вклад в обновление глобального дискурса о справедливости. Меня искренне радует то, что наши братья и сестры в исламе по всему миру солидарны с нами. Сближение исламского мира с Россией и успех в этом деле напрямую связан с открытостью российской цивилизации своему восточному наследию, включая духовную традицию мусульман России», — считает Гайнутдин.

Председатель управления по делам религии Турции Али Эрбаш подчеркнул, что сегодня мир переживает один из самых сложных периодов в своей истории под осадой огромных проблем, таких как нищета, террористические акты и безысходность. «Наиболее фундаментальной причиной кризисов, в которые впадает человечество, является дрейф в осмыслении мысли, морали и закона. Смысл и цель жизни утеряны, ценности, которые делают существование осмысленным, и человеческая мораль вытеснены из жизни, справедливость забыта. Жизнь окружена глобальной проблемой идентичности, сознания и направления», — считает он. По мнению Эрбаша, самой большой проблемой является кризис морали и справедливости, эрозия права и ценностей. Поэтому самое важное, что нужно сделать для лучшего будущего для всего человечества, — построение права и морали в индивидуальном, социальном и глобальном масштабе. «Как личность каждый человек обязан вести себя справедливо по отношению к себе, своему окружению и природе. Точно так же институты, организации, государства и глобальные образования должны соблюдать справедливость. Потому что, когда справедливость будет потеряна, человечество потеряет все, что касается мира и безопасности», — уверен председатель управления по делам религии Турции.

Хамид Шахрияри: «Именно чувство гордости и достоинства придает жизненные силы человеку и обществу. Если его нет, то нет и человеческой жизни, исчезает все, что стимулирует развитие, творчество и культурный прогресс» Хамид Шахрияри: «Именно чувство гордости и достоинства придает жизненные силы человеку и обществу. Если его нет, то нет и человеческой жизни, исчезает все, что стимулирует развитие, творчество и культурный прогресс»

Генеральный секретарь всемирной ассамблеи по сближению исламских мазхабов Хамид Шахрияри рассуждал о том, что справедливость — это то, что рождает в обществе ощущение гордости и достоинства. «Без нее верх берет чувство униженности. Именно чувство гордости и достоинства придает жизненные силы человеку и обществу. Если его нет, то нет и человеческой жизни, исчезает все, что стимулирует развитие, творчество и культурный прогресс», — считает он. Шахрияри напомнил, что большую роль в формировании предубеждений и экстремистских проявлений между народами играет «скованность человека путами национализма, сектантства и регионализма». «И только освободившись от этих оков, можно построить отношения человеческого братства», — добавил он. Шахрияри уверен, что справедливости можно достичь, лишь выступив «против гнета и угнетателей, против посягательств на права других людей». «А именно это мы воочию наблюдаем сегодня на мировой арене. Мы видим это на примере оккупации палестинских земель и изгнания палестинцев из их домов, в попрании мусульманских святынь и в первую очередь в священном городе Иерусалиме. Еще одно проявление этого — блокирование целых стран и лишение их доступа даже к лекарствам и продовольствию. Такая картина встает перед нашими глазами в секторе Газа, в Ливане, в Йемене и в других районах мира», — считает генеральный секретарь всемирной ассамблеи по сближению исламских мазхабов.

Главный судья Палестины доктор Махмуд Аль-Хаббаш (слева) отметил, что палестинский народ страдает от отсутствия мира и справедливости, противостоя режиму, который верит только в силу и агрессию Главный судья Палестины доктор Махмуд Аль-Хаббаш (слева) отметил, что палестинский народ страдает от отсутствия мира и справедливости, противостоя режиму, который верит только в силу и агрессию

В свою очередь, главный судья Палестины доктор Махмуд Аль-Хаббаш отметил, что палестинский народ страдает от отсутствия мира и справедливости, противостоя режиму, который верит только в силу и агрессию. Справедливость, по его словам, — это твердый исламский принцип, который непоколебим и должен быть обеспечен всем. «Есть повеление Всевышнего Аллаха, высказанное в Коране, что справедливость должна быть направлена всем и касается всех. Ислам — это религия, ниспосланная всем. И все должны действовать по принципу справедливости, — подчеркнул Аль-Хаббаш. — Тот, кто верит в Аллаха, должен верить и в справедливость по отношению ко всем людям. Даже если существуют противоречия между людьми, существует ненависть. Всевышний предписывает нам сохранять справедливое отношение ко всем».

Он возмущался тем, что Израиль в этом миропорядке выступает государством, которое стоит над законом, а США провозглашают себя гарантом демократии и соблюдения прав человека, но вспоминают о понятии «международное право» только тогда, когда речь идет об интересах их самих и западных государств. «США в нынешнем миропорядке не считают зазорным лишить палестинцев их религиозных прав. Речь идет как о мусульманах, так и о христианах. А большинство палестинских мусульман не могут совершить намаз в мечети Аль-Акса. И большинство палестинских христиан не могут попасть на службу в церковь Рождества Христова в Вифлееме», — подчеркнул гость с Ближнего Востока.