Турпоток в Татарстане, по прогнозам, к концу года дорастет до 11% — любоваться красотами едут 3,7 млн человек Турпоток в Татарстане, по прогнозам, к концу года дорастет до 11% — любоваться красотами едут 3,7 млн человек Фото: kzn.ru

Турпоток Татарстана за год вырастет на 11%, а дорогие отели на новогодние праздники и мобилизация не помеха

Реализация нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» началась в 2021-м. В начале прошлого года председатель госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов обозначил серьезные задачи — увеличить число гостей республики к 2030-му в 2 раза. «Это серьезная цифра, предполагающая ежегодный 11-процентный прирост данного показателя», — заявлял докладчик. Если брать итоги 2021 года, красоты Татарстана привлекли 3,3 млн гостей. И, по прогнозируемым показателям 2022-го, надежды ведомства оправдываются — прирост составит как раз 11%, ожидают до 3,7 млн туристов. Об этом накануне на пресс-конференции, посвященной предварительным итогам реализации нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства», рассказал Иванов. 

Испортят ли малину высокие цены на отели в новогоднюю ночь? Напомним, стоимость проживания в Казани на новогодние праздники подскочила на 61% до 5,8 тыс. рублей за ночь. В итоге в некоторых отелях столицы до сих пор не продана половина номерного фонда, и это плохой знак. «В предыдущие годы, если не брать в расчет постпандемийный период, в конце октября у нас уже не было свободных мест. Вообще не было!» — рассказала ранее газете директор отеля «Раймонд» Олеся Коршунова.

Дешевле 10 тысяч за ночь уже не найти: Казань подняла новогодний «ценник» для гостей на 61%

Иванов, отвечая на вопрос журналиста «БИЗНЕС Online», пояснил, что отельеры Казани работают в условиях очень конкурентного рынка, а большой ценник говорит только о высоком спросе. «Поверьте, глупых людей среди них нет! Нет такого, что владелец гостиницы поставил ценник в 2 раза выше, чем у соседа, и у него ноль бронирований, но при этом он не уверен, что приедет огромное количество туристов 31 декабря», — несколько витиевато прокомментировал он хитрости владельцев гостиниц. А затем пояснил, что люди принимают решение о поездке и оплачивают отели в последний момент — примета мобилизационного времени. По словам Иванова, есть часть туристов, которые отказываются от бронирования, но этот факт критично на индустрию не влияет.

Иванов, отвечая на вопрос журналиста «БИЗНЕС Online», пояснил, что отельеры Казани работают в условиях очень конкурентного рынка — а большой ценник говорит только о высоком спросе Иванов, отвечая на вопрос журналиста «БИЗНЕС Online», пояснил, что отельеры Казани работают в условиях очень конкурентного рынка, а большой ценник говорит только о высоком спросе Фото: «БИЗНЕС Online»

В какие проекты республика вкладывала деньги в 2021 и 2022 годах: дорога в сторону Болгара, «Тюбетей Tower», модульные домики

Так в какие же проекты вкладывались деньги из федерального и регионального бюджетов в 2021 и 2022 годах? Всего на нацпроект предусмотрели 543,2 млн рублей. Реконструировали 5 км дороги Казань – Оренбург — Алексеевское – Высокий Колок в сторону Болгара. По словам Иванова, проект закончили досрочно в 2021 году. «Получилось практически заново построить дорогу в обход населенных пунктов и сделать плавный поворот в сторону Болгара», — пояснил докладчик.

В Тетюшах начали возводить свою версию «Тюбетей Tower» вместе с благоустройством прилегающей территории и строительством необходимой инфраструктуры. От прилипчивого татаро-английского названия никак не откажутся, хотя, по сути, то, что строят, можно назвать и по-татарски — например, «Тәтеш күзәтү манарасы». Как сообщил Иванов, уже вот-вот закончат благоустройство — в конце этого года, а полюбоваться Волгой со смотровой башни можно будет в середине следующего.

Как тетюшский хуҗа строит «Тюбетей Tower»: новая визитная карточка на Волге обойдется в 300 миллионов

Поддерживают и предпринимателей: выделяют субсидии на строительство кемпингов, автокемпингов и модульных домиков. За время существования нацпроекта поддержали 20 таких инициатив. С помощью этих средств построят 230 домиков на 728 койко-мест. Общее финансирование — 283,9 млн рублей. Схема следующая — предприниматель разрабатывает проект, где должны быть предусмотрены все условия для комфортной жизни, и получает 50% от стоимости домика. «К республике собственность не переходит. Единственное, предприниматель должен выполнить все условия, указанные в заявке», — рассказал Иванов.

Субсидируют и чартеры, где конечной точкой путешествия выступает Казань. Туроператор получает из бюджета страны 50% от стоимости перелета. Так 7,6 тыс. туристов летали уже 46 раз из Москвы и Санкт-Петербурга. «Поддержка идет туроператору, поэтому наш бюджет не участвует в программе. Но мы получаем гостей, которые пользуются всей туристической инфраструктурой», — объяснил Иванов. 

Кроме того, республика активно участвует в трудоустройстве студентов в сфере гостеприимства на летнее время. От зампредседателя правительства РФ Дмитрия Чернышенко поступило поручение в начале этого года протестировать проект, где студенты, проживающие в общежитиях, смогли остаться там на лето и работать в туристическом направлении. В отели и рестораны устроили 30 студентов. Брали в основном тех, кто учится на факультетах сервиса или туризма. «Убили двух зайцев — компенсировали нехватку кадров в загруженный летний сезон и дали ребятам возможность поработать по специальности и получить деньги», — подытожил Иванов. По его словам, проект показал свою эффективность и планируется его расширение.

Госкомитет РТ по туризму выиграли несколько конкурсов на получение средств поддержки. Одна из них — создание и развитие пляжей на пресных водоемах. Планируют вложиться в минимум 18 таких проектов. «Пляжей не хватает на всех в Татарстане», — заметил Иванов Госкомитет РТ по туризму выиграл несколько конкурсов на получение средств поддержки. Один из них — создание и развитие пляжей на пресных водоемах. Планируют вложиться в минимум 18 таких проектов. «Пляжей не хватает на всех в Татарстане», — заметил Иванов Фото: «БИЗНЕС Online»

Планы на 2023 год: новые пляжи, «стилизация» Старо-Татарской слободы и центра Елабуги

Что касается планов на 2023 год, госкомитет РТ по туризму выиграл несколько конкурсов на получение средств поддержки. Один из них — создание и развитие пляжей на пресных водоемах. Планируют вложиться в минимум 18 таких проектов. «Пляжей не хватает на всех в Татарстане», — заметил Иванов. Эта мера поддержки предположительно увеличит их емкость. По словам докладчика, развитая береговая инфраструктура привлечет и жителей других регионов. Проблема, что называется, назрела: это лето показало, что люди тонут десятками, нормальных пляжей со спасателями нет, и это притом, что республика закатывает миллиарды в парки и скверы. Оно, конечно, тоже хорошо, но важен баланс… 

«Бардак, за 18 лет здесь ничего не поменялось!»: голосуем за места для новых пляжей в Казани

Какие же пляжи войдут в поле зрения республики? «Нас, как жителей Татарстана, интересуют те места, где мы уже отдыхаем и купаемся», — заявил председатель госкомитета РТ по туризму. Также многие модульные домики строят в береговой зоне, поэтому для них тоже должны быть созданы такие точки притяжения. Субсидирование позволит предпринимателям обеспечить отдыхающих комфортными и безопасными заходами в воду, местами отдыха, раздевалками, туалетами и кафе. На все отдают 177,5 млн рублей, из которых 33,7 млн — республиканские средства.

Кроме того, Татарстан получил субсидии на проектирование туристического кода. Речь идет о Старо-Татарской слободе Казани и центре Елабуги. Сюда войдет создание единого архитектурного и дизайн-кода, благоустройство территорий, оформление туристической навигации, подсветка зданий. «Это нужно для того, чтобы сделать стилизованными центральные части городов, куда приезжают туристы», — объяснил Иванов. В общей сложности на эти цели выделили 465 млн рублей.  

Летом суда переполнены — приобрести билеты очень сложно. Также докладчик заметил, что существующие суда требуют капитального ремонта, создания современных и комфортных условий Летом суда переполнены, приобрести билеты очень сложно. Также докладчик заметил, что существующие суда требуют капитального ремонта, создания современных и комфортных условий Фото: «БИЗНЕС Online»

«Великий Волжский путь» и строительство нового пригородного флота: «Жители республики пользуются речными перевозками с трудом, а о туристах я вообще молчу»

Иванов уделил время и проекту «Великий Волжский путь» — туристскому маршруту, с помощью которого можно будет путешествовать из одного города, расположенного на Волге, в другой. Идею лелеют с 2015 года, она объединяет серию межрегиональных маршрутов по 14 субъектам ПФО. Проект вошел в перечень поручений президента РФ Владимира Путина. Настояли на капитальном ремонте и строительстве нового пригородного флота.

«Отсутствие флота — сдерживающий фактор. Жители республики пользуются перевозками с трудом, а о туристах я вообще молчу», — заявил Иванов. Летом суда переполнены, приобрести билеты очень сложно. Также докладчик заметил, что существующие суда требуют капитального ремонта, создания современных и комфортных условий. Надеются на введение программы, которая поможет реализовать все наполеоновские планы в том числе за счет средств федерального бюджета. Действительно, этим летом «БИЗНЕС Online» оценил состояние туристических маршрутов на Волге, и картинка получилась, как говорится, «не айс». За проблему по поручению президента РТ Рустама Минниханова берутся серьезно: на будущий год в Татарстане ожидают ввода в эксплуатацию сразу 6 «метеоров» типа «Метеор-2020» и одного теплохода А217. Суда этих типов строятся на заводе им. Горького в Зеленодольске. 

Соседи строят порты, покупают «Метеоры» и «Валдаи», а что же Татарстан?

Что касается самой речной инфраструктуры, часть причалов республики уже кричит о капремонте. Обычно это касается малых населенных пунктов. Иванов обратил внимание на то, что некоторые дебаркадеры уже давно никто не ремонтировал, а где-то требуется расширение причальных стенок. «В общем, работа постепенного характера. Ее в любом случае станем делать», — пояснил он.

Также будут разрабатывать программу по субсидированию межрегиональных речных перевозок. «Транспортные речные компании по всему маршруту смогут компенсировать часть расходов на перевозку», — объяснил Иванов. Так получится снизить стоимость путешествия для туристов, увеличить пассажиропоток.  

Оценил глава госкомитета по туризму и итоги маршрута Чебоксары – Казань на пассажирских судах «Валдай». По словам докладчика, провели 200 рейсов с загрузкой 85%, на подводных крыльях «долетели» 18 тыс. пассажиров. Из Нижнего Новгорода организовывали перевозки до Республики Марий Эл и в Ивановскую область. В перспективе все это предстоит связать воедино, выразил надежду Иванов.