Можно сказать, что концепция развития Казани на акватории Волги и Казанки, о которой ходило так много слухов, вчера впервые была представлена широкой публике. В пресс-конференции в Татмедиа, которая пролила свет на резонансную историю с таинственной дорогой, принял участие лично гендиректор ПСО «Казань» Равиль Зиганшин, а также вместе с ним концепцию нового проекта раскрыли руководитель научно-производственной лаборатории ГУП «Татинвестгражданпроект» Евгений Евсеев, гендирекор «Татдорпроекта» Елена Пановская, завкаведрой инженерной экологии и рационального природопользования энергоинститута Роза Дыганова и первый вице-мэр Казани Иршат Минкин.

Слухи о разработке этого проекта давно будоражат общественность и вздымают волну народного возмущения, которая выплескиваются не только в интернете, но и на улице в виде митингов и пикетов (очередной пройдет сегодня). Напомним, что страсти вокруг этой концепции быстро накаляются. В конце февраля в Юдино прошел митинг, собравший около 800 человек. По словам участников акции, уже ведутся подготовительные строительные работы для сооружения намывной автодороги по Волге от Казани до трассы М7. При этом нет ни проекта, ни экологической экспертизы… Хотя накануне митинга гендиректор ПСО «Казань» опроверг слухи о строительстве дороги – по его словам, в районе волжских островов у Куземетьево проводились дноуглоубительные работы на судовом ходу.

Видимо, в связи с активностью людей, вчера концепция дороги, которую разрабатывают уже почти полгода, была развернута более четко.

Один из вариантов этого развития предусматривает строительство дороги-дублера Горьковского шоссе, который может пройти по волжским островам от речного порта до трассы М7 в районе Займища.

По словам Евсеева, Казань выросла из существующего генплана, принятого пять лет назад. Бурное развитие агломерации, жилые проекты Залесного и Юдино, «Новая Тура» у развязки Горьковского шоссе и трассы М7, и IT-деревня «Иннополис» в Верхнеуслонском районе, остров-град Свияжск и мультимодальный логистический центр требуют транспортного обслуживания.

К тому же Казань задыхается в пробках – Кировская дамба и въезд в столицу на Горьковском шоссе как раз-таки одно из узких мест, которые надо развязывать. Концепция дороги-дублера решает проблему, напрямую выводя транспортный поток со стороны М7 в центр Казани.

Безимени-1.jpg
По словам Евгения Евсеева, Казань выросла из существующего генплана. Бурное развитие агломерации, жилые проекты Залесного и Юдино, «Новая тура» у развязки Горьковского шоссе и трассы М7, и IT-деревня «Иннополис» в Верхнеуслонском районе, остров-град Свияжск и мультимодальный логистический центр требуют транспортного обслуживания

КАК ПРОЙДЕТ ДОРОГА

По словам гендирекора «Татдорпроекта» Елены Пановской, дорога начнется от речпорта (от дамбы за железнодорожным вокзалом). Шестью полосами от улицы Девятаева она закроет устье Казанки и через 2,5 км придет к кировской дамбе в районе ГИМСа – здесь понадобится двухуровневая развязка. При этом появится и набережная, Ярмарочная площадь напрямую свяжется с железнодорожным вокзалом и речпортом. А Казанка будет связана с Волгой уже не напрямую – а через систему шлюзов. Хотя, как вариант, разработчики предлагают и строительство большого моста…

Далее пойдет четырехполосное шоссе – по волжским островам, которые необходимо отсыпать до отметки 55 м, оно выйдет к дамбе на трассе М7 с левого берега Волги и соединится с шоссе через клеверную развязку. Хотя, как отметила Пановская, ширина насыпей будет достаточна и для расширения дороги до 6 полос. Разработчики предусматривают также строительство ливневки и очистных сооружений. Общая протяженность трассы – 17,5 км с девятью мостами.

«С помощью развязок центр города можно будет связать с Адмиралтейской слободой, Новым и Старым Аракчино, Займищем и другими прилегающими к береговой линии территориями, - рассказала Пановская. – Это обеспечит быстрый и безопасный выезд из этих районов. В концепции предусмотрены предварительные дноуглубительные работы – в результате чего снизятся застойные явления водохранилища, особенно в застойной зоне».

ПО КАРТАМ 1947 ГОДА ЭТА ДОРОГА ПРОШЛА БЫ ПОСУХУ

Масштаб замысла, конечно, впечатляет – но что будет при этом с экологией? Разработчики утверждают, что строительство дамб, мостов, насыпей на островах и полуостровах в сочетании с неизбежными дноуглубительным и работами только улучшит ситуацию, сняв застойные явления.

Как пояснил Евсеев, исторически русло Волги 150 лет назад находилось примерно в 7 км от города. А на берегу в системе дамб и мостов действовал эдакий «логистический центр» того времени – он был застроен пристанями, дорогами, складами и прочими производственными помещениями. В 1953 году, после создания Куйбышевского водохранилища, Волга подошла к берегам Казанки. «Мы видим сегодня отдельно выступающие участки брусчатки, какие-то сваи, остатки дорог – это говорит о том, что территория была когда-то хорошо освоена, - отметил Евсеев. – Образовавшиеся острова – это остатки возвышенностей, затопленных водой после образования водохранилища».

По словам Розы Дыгановой - завкаведрой инженерной экологии и рационального природопользования энергоинститута, экологию Волги сегодня невозможно отделить от жизни водохранилищ. На Волге – 11 каскадов перепада уровней воды, и все это регулируется в зависимости от нужд ГЭС. Поднявшийся при строительстве Куйбышевского водохранилища уровень воды залил огромные территории – и изменил карты берегов Волги у Казани. Судя по картам 1947 года, дорога, которую представили, прошла бы посуху…

«Многие вопросы, которые поднимает общественность о ситуации, связанны с островными территориями. Но это, по сути, не что иное, как часть континентальной территории, которая за счет рельефа сохранилась при залитии водохранилища, - пояснила Дыганова. – Хотелось бы отметить, что 71 остров площадью 435 гектаров не попадает под категорию земель водного фонда. Они могут быть использованы для целей расширения, строительства магистралей».

По данным предварительного экологического исследования, опубликованного после конгресса «Чистая вода России», участок, прилегающий к дамбе у трассы М7, заиленный, с крайне вялым течением и стремится к заболачиванию. И в случае строительства требует либо засыпки, либо дноуглубительных работ. В последнем случае будет очищена вся прибрежная зона – ускорится течение, откроются прибрежные родники, отметила Дыганова. В целом существующие острова в акватории Волги у речпорта можно будет использовать под зеленые зоны. И все это при грамотном строительстве только улучшит экологию Волги.

ДОРОГА БУДЕТ ПЛАТНОЙ – ЕСЛИ ЕЕ ПОСТРОЯТ ИНВЕСТОРЫ

Пока, впрочем, все это лишь концепция. Фактически никаких дорог по акватории Волги, как отметил вице-мэр Казани Иршат Минкин, не предусмотрено никакими транспортными планами. Нет под нее и финансирования.

По словам Минкина, если дорогу включат в план и она будет строиться на бюджетные средства, то ездить по ней можно будет бесплатно. А если все это оплатят инвесторы – вполне понятно, что она будет платной. «Для этого и создана корпорация платных дорог, которая находится в ведении минтранса РФ, - сказал Минкин. - Сегодня немного проектов платных дорог по России. Даже если дорога будет платной, ничего удивительного не будет».

Весь проект – инициатива ПСО «Казань». Как отметил гендиректор компании Зиганшин, главная на сегодня цель – поиск инвестора и последующее строительство. При этом стоимость проезда по новой трассе должна быть сопоставима с затратами при проезде по Горьковскому шоссе – иначе, по словам Зиганшина, люди не поедут, и дорога просто не будет окупаться. Срок окупаемости проекта, по предварительным расчетам, – 10 - 15 лет. Сумму инвестиций Зиганшин называть не стал – фактически еще нет конкретного проекта, и оценить затраты можно весьма условно.

ЭКСПЕРТЫ "БИЗНЕС ONLINE": ПРОЕКТ ОЦЕНИВАЕТСЯ В 10 - 15 МЛРД. РУБЛЕЙ

По оценкам аналитического центра «БИЗНЕС Online», стоимость этого мегапроекта – от 10 до 15 млрд. рублей. С этой оценкой согласились и опрошенные редакцией эксперты, отметив, что проект вполне реализуем.

Альмир Салахов – заслуженный строитель РТ, доцент КГАСУ:

- Когда-то мне приходилось строить аналогичные проекты. Я бы не сказал, что могут возникнуть технические сложности – гидротехнические работы уже давно отработаны, ничего нового здесь нет. Вопрос заключается в целесообразности, и экологии - строительство не должно нарушать экосистемы. Главная проблема все же - в экологической сфере. Других проблем я не вижу… Что касается надежности, то технологии гидротехники позволяют довольно быстро набивать грунт, и это достаточно устойчивые основания для дорог. Не сказал бы, что привлечение средств на такой проект будет намного выше, чем при строительстве привычных дорог. Если не будет каких-то непредвиденных затруднений, то и стоимость работ будет не намного выше, чем обычно.

Для разгрузки Горьковского шоссе выбрано, может быть, и вполне правильное решение. Потому что проблему эту нужно решать - ситуация чрезвычайно обострилась.

Виталий Логинов - председатель союза Архитекторов РТ, гендиректор «ВЕЛП»:

- Самое главное, это основные две позиции - целесообразность и экологичность. Нужно точно изучить проект, чтобы оценить с точки зрения этих параметров. Если есть возможность подвоза оборудования, элементов конструкций, то строительство не должно быть долгим по срокам. Хотя, конечно, чтобы оценивать точно, необходимо знать все подробности проекта, геологические, природные условия. Вполне возможно, что дорога может окупиться, если ее сделают платной. Инвестиции в этот проект можно оценить, если учесть, что обычно средняя официально заявляемая стоимость километра автострады в России – около 16 млн. евро. В Европе было бы дешевле.