У Москвы в такой ситуации остается два выхода — переориентация на дружественные рынки либо сокращение добычи. Издание Oil Price накануне сообщило, что принятие потолка может даже сыграть на руку России: дефицит вызовет подорожание Фото: Виктор Драчев/ТАСС

Европейцы в авральном режиме утверждают потолок цен

История с потолком цен на российскую нефть, который ЕС старательно готовит с сентября, а Россия не менее старательно ругает, подходит к своей ключевой стадии. По данным западных СМИ, страны Евросоюза могут согласовать и объявить ценовой порог в пятницу — он составит около $60 за баррель. Для сравнения: рыночная цена черного золота на торгах сегодня утром поднялась до $86,99 за баррель. Стоимость сырья колеблется слабо и завершает неделю уверенным ростом благодаря сигналам о постепенном смягчении антиковидных ограничений в Китае. Впрочем, это было утром, а вот что станет вечером, пока затрудняются сказать даже эксперты. Одно можно утверждать точно: как раньше уже не будет, а правил игры на мировом энергетическом рынке, как недавно замечал глава «Роснефти» Игорь Сечин, больше нет.

Судя по утечкам в прессе, европейцы долгое время не могли утвердить потолок цен из-за Польши, которую не устраивал предлагаемый коридор. По данным американской газеты The Wall Street Journal, чтобы получить согласие от Варшавы, странам пришлось переписывать текст соглашения и добавлять пункт, в соответствии с которым подписанты обязуются пересматривать с января ценовой порог каждые два месяца, чтобы держать предельную цену на российскую нефть на уровне как минимум на 5% ниже той, по которой РФ ее экспортирует. Европейские официальные лица уверены, что в пятницу потолок будет согласован, но переживают, что у партнеров в «Группе семи» (Великобритания, Германия, Италия, Канада, США, Франция и Япония) не будет достаточно времени, чтобы приготовиться к его введению до выходных. Напомним, ограничение цены на нефть из России должно вступить в силу с 5 декабря, на нефтепродукты — с 5 февраля 2023 года. Накануне в Вашингтоне дали понять, что потолок на уровне $60 за баррель их устраивает.

Как отмечает газета, «Группа семи» и Австралия хотят, чтобы ценовой потолок был введен до того, как 5 декабря начнет действовать отложенное эмбарго ЕС на морские поставки нефти из России. Последние ограничения на поставки по морю были введены еще в июне в рамках 6-го пакета санкций.

Путин о европейцах, которые запасаются дровами: «Сами виноваты, а теперь охают!»

Чего добивается Европа? По словам западных чиновников, они пытаются сократить доходы Москвы и смягчить влияние военных действий на Украине на мировые цены на энергоносители. Популярный телеграм-канал MMI считает $60 «более-менее приемлемым» уровнем для российского бюджета, а критическим — $45–50. В ноябре цена Urals сложилась на уровне $66,47 за баррель, что означает дисконт в 27% к Brent. Уже сегодня, не дождавшись решения ЕС, перевозчики российской нефти задрали ставки фрахта в 1,5 раза. Как отмечает Bloomberg, желающих возить сырье поубавилось, а оставшиеся игроки стремятся взимать бо́льшую плату за риск.

У РФ позиция очень простая. Россия не станет поставлять энергоресурсы в те страны, которые ограничат цены на них, предупреждал в октябре президент РФ Владимир Путин и просил европейских лидеров «одуматься». Позже вице-премьер РФ Александр Новак уточнил, что поставок сырья не будет в государства, установившие потолок, даже если для Москвы это выгодно. Ранее Кремль неоднократно подчеркивал, что мировой рынок нефти имеет границы и где европейцы возьмут нефть, если перестанут покупать у России, не совсем понятно. Возможно, начнут перекупать у других стран, но это дороже. США, вероятно, окажутся в большом выигрыше. 

«Мы не будем поставлять нефть тем странам, которые пойдут на поводу у диктаторов, — подтвердил накануне министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. — Диктовать рынку цены со стороны тех, кто долгие десятилетия отстаивал свободу рынка, конкуренции, неприемлемость ущемления частной собственности, — это, конечно, интересное развитие событий, которое, помимо всего прочего, посылает очень мощный долгосрочный сигнал всем государствам без исключения о том, что, ребята, вам надо думать, как отходить от использования инструментов, навязанных Западом в рамках его системы глобализации». У Москвы в такой ситуации остается два выхода — переориентация на дружественные рынки либо сокращение добычи. Издание Oil Price накануне сообщило, что принятие потолка может даже сыграть на руку России: дефицит вызовет подорожание.

«От введения этого ценового порога на самом деле никто не выиграет. Потому что логистические цепочки рвутся, цены на нефть в итоге для конкретного потребителя, бензин и другие нефтепродукты станут чуть-чуть дороже» Фото: Егор Алеев/ТАСС

«Они будут покупать нашу нефть. Либо по серым схемам, либо через индусов, либо как-то еще»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты рассказали, к чему приведет введение потолка цен на российскую нефть и кто пострадает сильнее — мы или Запад.

Геннадий Шмаль — президент союза нефтегазопромышленников России:

— Мировой рынок и так разбалансирован, а подобные действия его разбалансируют еще больше. Хотя окончательный потолок еще не определен, есть цифры и 60, и 80 [долларов за баррель]. Имеются и те, кто настаивает на 30, но это нереально, никто на подобное не пойдет.

Но у нас есть достаточно дружественных стран, куда мы сейчас поставляем наши нефть и нефтепродукты. Я имею в виду Азиатско-Тихоокеанский регион. Затем — Индия, где достаточно большая потребность. Они построили один из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов в мире. По-моему, 65 миллионов тонн переработки в год. Своей нефти у них не хватает, 80 процентов — импорт. Поэтому, конечно, надо поставлять туда. Потом, есть и другие страны в том регионе. Та же Бангладеш, другие, которые тоже имеют большое население. То есть нужно работать с теми странами, которые к нам относятся дружественно. В принципе, даже 60 долларов за баррель достаточно для формирования нашего бюджета, но это уже вопрос политики. Я полагаю, что здесь мы будем соблюдать те договоренности, ту позицию, которую уже высказывало наше руководство. А эта позиция однозначная — тем, кто устанавливает и, главное, придерживается этого потолка, мы нефть поставлять не станем.

Я думаю, Европа пострадает от ценового порога больше всего. Потому что они просто не получат этой нефти. Если посмотреть на Европу, то подавляющее большинство европейских нефтеперерабатывающих заводов имеет технологии переработки именно российской нефти. И перейти автоматом на другую нефть не получится. Нужно менять технологию, оборудование и так далее. То есть это вопрос не одного дня. Я считаю, что мы найдем, куда девать нефть. У нас есть еще в запасе Африка, Латинская Америка, где явно не хватает сегодня нефти и нефтепродуктов. Поэтому будем думать. Думать надо, конечно. И нужно было пораньше думать. Но ничего, сейчас мы, полагаю, справимся с теми задачами, которые перед нами будут стоять.


Александр Разуваев — экономист, член наблюдательного совета гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров:

— На самом деле они (европейские страны — прим. ред.) будут, конечно, покупать нашу нефть. Либо по серым схемам, либо через индусов как-нибудь, либо как-то еще. Потому что нефть — это не газ. Там производителей больше, рынок другой, ОПЕК нет. По крайней мере, пока. Я не думаю, что это (введение потолка — прим. ред.) как-то скажется на ценах. Но наши покупатели — индусы, китайцы — будут просить более весомую скидку. Пока цены достаточно комфортные, мы сие переживем. 

Последствия для России? Ну в общем никаких. Ничего мы не увидим. Я думаю, до конца года будет небольшое ослабление рубля, до 10 процентов. Но это связано с ростом госрасходов. А так ничего особенного мы не увидим. По факту мы в значительной степени переориентировали свои поставки. Более того, я думаю, что важнейшим посредником и реэкспортером будет выступать Турция, которая через свои фирмы или вообще через трейдеров будет покупать и перепродавать эту нефть. Так что, в принципе, данная нефть станет уже турецкой. 

От введения этого ценового порога на самом деле никто не выиграет. Потому что логистические цепочки рвутся, цены на нефть в итоге для конкретного потребителя, бензин и другие нефтепродукты станут чуть-чуть дороже. То есть европейский потребитель в итоге проиграет. А так особо никто не выиграет. Есть такая точка зрения, что действительно будет очень серьезный энергетический кризис и подорожает в том числе и российская нефть. Но здесь ключевой момент — насколько будет холодной зима, которая только началась. Потому что если будут проблемы с логистикой и зима окажется реально холодной, то, конечно, да. Цены на нефть могут серьезно вырасти.


Станислав Митрахович — ведущий эксперт фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ:

— Надо дождаться, какой будет потолок установлен. Если это на уровне выше нынешней стоимости, то европейские транспортные компании продолжат ее перевозить, а страховщики — оказывать свои услуги. Однако очевидно, что через несколько месяцев США и их союзники попытаются усилить давление — пересмотреть цены в сторону понижения. Стоит активнее переходить на альтернативных страховщиков и перевозчиков. Вопрос, почему это не было сделано в предыдущие годы? Надо было, конечно, создавать собственные судоходные и страховые компании, но это требует времени. Будем учитывать, что ближайшие несколько месяцев такие процессы станут происходить.

Текущий компромисс по прайс-кепу (ценовое ограничение, или предельная цена, — прим. ред.) создаст ситуацию, при которой европейцы продолжат возить российскую нефть. Это нужно до тех пор, пока Россия не переключилась на альтернативных перевозчиков, которые будут зарегистрированы у нас, в азиатских странах или на Ближнем Востоке. Если был бы не прайс-кеп, а просто запрет на перевоз нашей нефти морским путем, то тогда сырье возили бы меньше. С другой стороны, европейские компании потеряли бы часть бизнеса. Так что это временный компромисс для всех.

За эти несколько месяцев нужно активнее переключаться на альтернативных перевозчиков. Известно, что Россия скупает танкерный флот. Также надо заключать договоренности с Китаем, Индией, арабскими странами, чтобы страховые услуги перевозчиков предоставлялись ими. Услуги по перевозке нефти — другой санкционный пакет, который напрямую не связан с эмбарго. Тоже необходимо найти новых перевозчиков. В целом у России было много денег, но только их хранили на Западе, вместо того чтобы создавать свои компании. Может, это связано с недостатками общего стратегического управления. Думаю, что сейчас движение в сторону собственных компаний пойдет.