Последние публичные слушания по новому генплану Набережных Челнов прошли вчера при громадном скоплении народа Последние публичные слушания по новому генплану Набережных Челнов прошли вчера при громадном скоплении народа

Нужны ли Челнам города-спутники

В ответ на недовольство горожан тем, что важнейший для автограда документ «рисовали студенты», руководитель проекта — профессор КГАСУ Александр Дембич — привез на мероприятие часть авторского коллектива. И аспирантки с преподавательницами хоть иногда и дрожащим голосом, но находили что сказать.

Итак, что изменилось в проекте генплана за месяц, прошедший с предыдущего обсуждения? Ранее жителям категорически не нравилось, что новые территории для развития нашли за счет сноса гаражных кооперативов вдоль трассы М7. От этой идеи отказались. Как и от застройки на нижнем бьефе. Решили, что Челнам нужно больше социальных объектов. Среди прочего предусмотрено строительство 16 школ, 34 детских садов, 7 центров дополнительного образования, 14 школ искусств и домов творчества, 14 поликлиник, 2 больниц и 5 лечебных блоков.

Профессор КГАСУ Александр Дембич привез на мероприятие часть авторского коллектива Профессор КГАСУ Александр Дембич привез на мероприятие часть авторского коллектива

Еще команда Дембича видит в будущем автограда две зрелищные организации, 9 многопрофильных культурно-досуговых центров, а также аквапарк (о нем челнинцы мечтают уже 15 лет) — возле городского майдана. Предусмотрено 11 культурно-просветительских центров, большой концертный зал и крематорий на территории существующего кладбища «Молодежное».

«Системы ПВО где размещать? КАМАЗ под прицелом!»: обсуждать новый генплан Челнов пришел даже Фардиев

Традиционно много споров вызывает вопрос о том, где найти земли для развития жилого фонда. Пока строить будут в пределах города (до 2035 года — 2,5 млн кв. м, до 2043-го — 4,4 млн кв. м). Сохраняется идея намыва заболоченной территории дельты Шильны, но Дембич признает, что, скорее всего, ее не одобрят экологи. Запасной вариант — создание городов-спутников на землях Тукаевского района, рядом с поселком Нижний Суык-Су и селом Калмаш.

Главный архитектор Тукаевского района Ольга Никитина попросила пока работать в границах Челнов и не лезть в Тукаевский район, в противном случае будут затронуты интересы 5-ти сельских поселений. Главный архитектор Тукаевского района Ольга Никитина попросила пока работать в границах Челнов и не лезть в Тукаевский район, в противном случае будут затронуты интересы пяти сельских поселений

Эту идею настороженно восприняла главный архитектор Тукаевского района Ольга Никитина: «У нас действуют документы и правила землепользования застройки сельских поселений, где данный вид не учтен под многоэтажное жилищное строительство. Более того, вот эта перспективная территория под жилую застройку — там сегодня застройщик намерен снизить этажность вплоть до частного сектора. Поэтому такого выхлопа жилья там может и не быть». Никитина попросила пока работать в границах Челнов и не лезть в Тукаевский район, в противном случае будут затронуты интересы пяти сельских поселений. Никитина попросила дождаться инициативы по изменению границ от республики.

Ринат Сафиуллин: «Надо создавать буферные зоны. Те, кто приезжает из сельских мест, поселков, вы смотрите, с юго-востока-то уже никого не осталось в сельских местностях, они все сюда едут!» Ринат Сафиуллин: «Надо создавать буферные зоны. Те, кто приезжает из сельских мест, поселков, — вы смотрите, с юго-востока-то уже никого не осталось в сельских местностях, они все сюда едут!»

А вот известный челнинский архитектор Ринат Сафиуллин поддержал идею городов-спутников: «Надо создавать буферные зоны. Те, кто приезжает из сельских мест, поселков, — вы смотрите, с юго-востока-то уже никого не осталось в сельских местностях, они все сюда едут! Больше некуда. А если бы мы построили не дешевое жилье, а дорогое, вряд ли бы кто к нам пришел, они бы, может, засели в тех малых спутниках». Он считает, что проживанием в этих районах можно заинтересовать приезжих врачей и учителей — тех, кого городу не хватает.

Фарид Салахов: «Вы неправильно народ оповестили о том, что подразумевается снос гаражей. Он не подразумевается! Мы закладываем зоны, которые называются смешанными. То есть там сносить гаражи не будут!» Фарид Салахов: «Вы неправильно народ оповестили о том, что подразумевается снос гаражей. Он не подразумевается! Мы закладываем зоны, которые называются смешанными. То есть там сносить гаражи не будут!»

Подвинуть Фардиева

На прениях первым выступил активист Артур Тагиров, представившийся как отец двоих детей, предприниматель, собственник четырех земельных участков и четырех зданий в городе. Он сообщил о том, что в речном порту снесут гараж, производство и разместят многоэтажную застройку. Вместо нее он предлагает школу юных моряков и общественное пространство. Выступающего поправил руководитель исполкома Фарид Салахов: «Вы неправильно народ оповестили о том, что подразумевается снос гаражей. Он не подразумевается! Мы закладываем зоны, которые называются смешанными. То есть там сносить гаражи не будут!» Но Тагиров не остановился: «Уважаемые жители города! Прошу тех, кто согласен на строительство школы юных моряков на этом месте, поднять руку!» Значительная часть зала поддержала его, а Салахов сделал замечание, что данный объект не вопрос генерального плана.

Другой вопрос Тагирова касался того, что «елочки сажают вокруг КАМАЗа», а в городе не хватает озеленения. Девушка из команды Дембича возразила, что в каждом новом жилом районе закладывается 25% территории для озеленения. Тагиров попросил открыть карту, уменьшить масштаб и наглядно показать, как обстоит ситуация. «Зеленый цвет, друзья, видим? — обратился он к залу. — Где елочки у нас растут? Промзона! Жители, прошу проголосовать за то, чтобы на берегу Мелекески сделать озеленение, парк и, возможно, туда перенести университет. Кто за, прошу поднять руки!» «Контрреволюцию» прекратил Салахов — дескать, формат мероприятия не позволяет. «Но я хотел бы все-таки ответить! — Дембич решил довести дело до точки. — Если смотреть покрупнее, видно, что вдоль воды идет зеленая территория. Ее ширина не менее 150 метров. Этого вполне достаточно, чтобы была хорошая зеленая набережная. К ней примыкает жилая территория, и там 25 процентов — зеленые насаждения! Это все такая хитрость: уменьшим масштаб, не увидим, что есть зелень, и скажем, что это плохо».

Тагиров эффектно поднял вопрос расширения города за счет территорий «Челны-Бройлера» — в противовес идее о городах-спутниках. Он повернулся к подготовленной видеокамере и с ходу записал видеообращение президенту РТ Рустаму Минниханову: «От лица жителей Набережных Челнов прошу вас рассмотреть вопрос расширения границ города. Это поможет нашему бизнесу с высококвалифицированными кадрами, привлечь федеральные программы в наш город, позволит получить Челнам статус федерального значения». Люди поддержали идею аплодисментами.

Один из жителей спросил у Дембича о гаражном кооперативе «Домостроитель» не пройдет ли по нему планируемый Междуреченский бульвар Один из жителей спросил у Дембича о гаражном кооперативе «Домостроитель»: не пройдет ли по нему планируемый Междуреченский бульвар?

В отличие от предыдущего обсуждения, на нынешнюю встречу Ильшат Фардиев не пришел, а жаль — к вопросу о возможности переноса «Челны-Бройлера» вчера обращались не раз. Так, житель города Рамиль назвал территорию «птички» идеальной и очень перспективной, ведь там мало оврагов, рек, населенных пунктов. «Можно туда развиваться с минимальным количеством проблем. Город зажат у нас со всех сторон», — сказал он. Салахов объяснил невозможность развития в ту сторону санитарно-защитной зоной птицефабрики.

«Можно же сесть за стол переговоров с Фардиевым, — продолжил Рамиль. — К нему обращения не было конкретного — я общался с ним. Дело в том, что у депутатов горсовета, Госсовета РТ бизнес тоже замешан на строительстве, это всем выгодно. Вопрос нужно решать, у нас другого выхода нет». «Мы генплан проектируем в границах существующего города, вопрос об изменении границ будет рассматриваться на уровне республики», — ответил Салахов. Но Рамиль не успокаивался: «Это единственный холдинг в нашей республике, который может позволить себе переместиться в другое место!»

Александр Дембич: «162 гектара города занято гаражами! Если пересчитать на 5-7 этажную жилую застройку — 12 тысяч квартир» Александр Дембич: «162 гектара города занято гаражами! Если пересчитать на 5–7-этажную жилую застройку — 12 тысяч квартир»

Квартиры вместо гаражей?

Один из жителей спросил у Дембича о гаражном кооперативе «Домостроитель»: не пройдет ли по нему планируемый Междуреченский бульвар? Профессор объяснил, что гаражи чуть южнее, но выразил уверенность, что боксовые гаражи  со временем надо ликвидировать: «162 гектара города занято гаражами! Если пересчитать на 5–7-этажную жилую застройку — 12 тысяч квартир».

Но челнинец продолжил развивать тему: «Основа была такова, что автомобили находятся в стороне! Вся грязь, все выхлопы — в стороне. Человек встает, идет на стоянку, в гаражный кооператив, заводит автомобиль и едет. Сейчас все обочины забиты автомобилями! Машины ставить некуда». Из зала эхом слышалось: «Все так! Так!» «Вы передергиваете все!  — распалился Дембич. — Мы говорим, что нужна программа строительства многоярусных парковок». Ситуацию урегулировал Салахов: «Гаражные кооперативы под снос не закладываются!»