Банкротство «Камдорстроя» началось еще в апреле 2021 года, когда в суды посыпались заявления с требованиями вернуть долги. Параллельно у треста копились и  производственные проблемы Банкротство «Камдорстроя» началось еще в апреле 2021 года, когда в суды посыпались заявления с требованиями вернуть долги. Параллельно у треста копились и производственные проблемы Фото: «БИЗНЕС Online»

Как «Камдорстрой» отработал в минус полмиллиарда и кто потребовал обанкротить трест

В банкротное дело легендарного челнинского строительного треста «Камдорстрой» уже вошли 25 юридических и физических лиц — всего кредиторы предъявили требований на 320 млн рублей. Но главных игрока два: это менее крупный челнинский дорожно-строительный трест «РБР 16» известного в автограде предпринимателя Тагира Сунгатуллина и московская компания 24-летнего бизнесмена из Калининграда Михаила Гаврюсева, за которым просматриваются фигуры куда более влиятельных персон.

Процедура банкротства «Камдорстроя» началась еще в апреле 2021 года, когда федеральная налоговая служба предъявила компании иск на 71 млн рублей, а днем позже последовало заявление от Акибанка на 154,7 млн рублей. В сентябре прошлого года АО «Национальная нерудная компания» (сумма требований 19,7 млн рублей) обратилась в АС РТ с заявлением о признании треста банкротом. Тогда суд заявление принял, но после проверки в удовлетворении иска отказал.

Занимающийся строительством дорог челнинский трест «Камдорстрой» ведет свою историю с 1971 года. В 1969-м началась большая стройка КАМАЗа, успех которой во многом зависел от строительства дорог. Для ускорения возведения челнинского автогиганта на базе СУ-852, СУ-817, автобазы-48 и механизированной колонны №100 треста «Каздорстрой» было принято решение образовать новое крупное предприятие, получившее статус треста автодорожного строительства «Камдорстрой». В 1974 году в структуру вошло СУ-930, в 1986-м — СУ-928 «Каздорстроя».

К концу 1970-х «Камдорстрой» стал одним из лидеров дорожно-строительной отрасли СССР. Руками сотрудников треста в первые годы его существования была создана дорожная сеть Набережных Челнов и челнинского промышленного кластера. Предприятие расширялось, преимущественно в пределах Закамья. Отстраивались шоссе не только межрайонного значения, но и промзоны нижнекамского нефтехимического комплекса, ЕлАЗа, «Татнефти». Кроме того, строились дороги в аэропортах Бегишево, «Казань», Емельяново в Красноярске, Толмачево в Новосибирске, аэродромах в Астрахани, Минводах, Анапе, Кубинке для минобороны и взлетная полоса для КАПО им. Горбунова.

Но к началу 1990-х с распадом СССР предприятие столкнулось с серьезными трудностями. Выводить «Камдорстрой» из кризисной ситуации было доверено многолетнему сотруднику предприятия Владимиру Швецову, ставшему у руля треста в марте 1993 года.

В начале 1994 года предприятие было преобразовано в трест «Камдорстрой», первым гендиректором которого и стал Швецов. Проработал он там относительно недолго — в 1995-м его назначили вице-премьером правительства РТ. Несмотря на это, «Камдорстрой» еще долго будет считаться вотчиной ставшего впоследствии главой миндортранса РТ Швецова. В кресло рулевого «Камдорстроя» сел Владимир Емельянов, затем — Евгений Шишканов, некогда правая рука Швецова, прошедший в тресте все ступени, от работника низшего звена до руководителя. Шишканов в итоге стал одним из основных акционеров компании и пробыл им до серьезной травмы в результате несчастного случая. Оперативное управление взял на себя Шамил Шарипов, ранее отвечавший за экономическую безопасность треста. Вместе с должностью он получил и долю в компании после допэмиссии акций — 33,3%.

Профильные виды деятельности предприятия — строительство и реконструкция аэродромов, дорог федерального и территориального значения, инфраструктурных объектов на них.

Многие связывают финансовые проблемы треста с необоснованно дорогим выкупом «Камдорстроем» своих акций у Швецова.

Параллельно у треста копились производственные проблемы: самая главная из них была связана с невыполнениями обязательств по ремонту дороги к аэропорту Бегишево за 638,9 млн рублей. И когда в декабре 2021-го с заявлением в арбитраж обратилась белгородская «Особенная транспортная компания» (сумма требований — скромные 1,1 млн рублей), суд ввел процедуру наблюдения и назначил арбитражного управляющего — Анастасию Сапегину.

2021 год трест закончил с существенным снижением выручки на 83% с 4,7 млрд рублей до 796,2 млн рублей. Это худший показатель за все время существования треста. Чистый убыток составил 496,9 млн рублей. 

В январе этого года в суд посыпались заявления с требованиями вернуть долги от различных кредиторов «Камдорстроя». 20 января 2022 года иск подал Ак Барс Банк, потребовав признать задолженность в 204,7 млн рублей (позже сумма требований увеличилась до 210,4 млн рублей). 27 января в реестр кредиторов треста заявились челнинские компании — ООО «Гравийпром» с суммой в 104,7 млн рублей и ООО «РБР 16» с 322,9 млн рублей.

Сейчас «Камдорстрой» продолжает выполнять свои обязательства по единственному оставшемуся контракту — субподряд на строительство трассы «Шали-Бавлы» Сейчас «Камдорстрой» продолжает выполнять свои обязательства по единственному оставшемуся контракту — субподряд на строительство трассы Шали – Бавлы Фото: prav.tatarstan.ru

Сейчас «Камдорстрой» продолжает выполнять свои обязательства по единственному оставшемуся контракту — субподряд на строительство трассы Шали –Бавлы. Количество сотрудников треста упало до 410 человек. Если раньше география строек была очень обширной, от Забайкалья до Крыма, то в настоящее время компания работает только в Татарстане.

«Камдорстрой» — крупнейший дорожный строитель Закамья. Банкротство такой компании — явление нерядовое. Спор в судах сегодня ведется за то, кто получит над ней контроль. Присмотримся к претендентам.

Первый претендент  на «Камдорстрой» — Тагир Сунгатуллин. Его «РБР 16» по сути занят поглощением компании. Сунгатуллин, конечно, представляет это как спасательную операцию и даже говорит о «восстановлении исторической справедливости» Первый претендент на «Камдорстрой» — Тагир Сунгатуллин. Его РБР 16, по сути, занято поглощением компании Фото: «БИЗНЕС Online»

Как Тагир Сунгатуллин решил подмять под себя дорожное строительство Закамья

Первый претендент — тандем РБР 16 Сунгатуллина и «Гравийпрома» его делового партнера Александра Гаврилова.  

Именно Сунгатуллин сейчас контролирует компанию. 19 января 2022 года теперь уже бывший гендиректор треста Шарипов продал свои акции «Камдорстроя» ООО «РБР 16». Объем и сумма сделки неизвестны, однако Сунгатуллин в марте этого года назначил в «Камдорстрой» своего директора — Илью Колесникова, бывшего руководителя промпарка «Развитие», сына основателя челнинского театра «Мастеровые» Юрия Колесникова.

В рамках соглашения «Гравийпром» и РБР 16 взяли на себя обязательства по погашению задолженности треста по налогам в 147,9 млн рублей. 20 января между Шариповым, АО «ВТБ Регистратор» и «Гравийпром» заключено два договора условного депонирования (эскроу). На момент заключения договора часть долга перед налоговиками была уже погашена, остаток составлял 68,3 млн рублей.

Осень «Камдорстроя»: легендарный дорожный трест Татарстана покупают москвичи?

Одновременно Арбитражный суд РТ отказался включать РБР 16 в реестр кредиторов «Камдорстроя», обосновав свое решение тем, что РБР 16 — юрлицо, аффилированное и контролирующее должника. Долг был снижен с 322,9 млн до 119,1 млн рублей, а впоследствии субординирован — это значит, что в реестр требований он войдет чуть ли не в последнюю очередь, его досрочное погашение невозможно. Иными словами, за свои 300 с лишним миллионов Сунгатуллин и его бизнес-партнер, по сути, приобрели контроль за строительным трестом. 

Сунгатуллину 43 года. Родился в Челнах, учился в КФЭИ, у него финансово-экономическое образование. После окончания вуза в 2003 году стал работать экономистом на предприятии производственно-технической комплектации «Татэнерго». Уже через 1,5 года возглавил там финансовый сектор. 

В 2006-м возглавил одно из непрофильных предприятий «Татэнерго», образованного на базе еще советского Управления строительства дорог (УСД) «Камгэсэнергостроя». Сунгатуллин стал его крупнейшим совладельцем (40-процентная доля). Спустя 8 лет УСД преобразовалось в РБР 16. 

Данная компания с 2014 года занимается строительством автодорог, капитальным ремонтом и частичным ремонтом автодорог, благоустройством территорий, освещением дорог и устройством ливневой канализации и водоотводов. В числе заказчиков работ компании Сунгатуллина — правительство РТ, «Татнефть», ТАИФ-НК, «Татэнерго», КАМАЗ, ТАНЕКО, «Нижнекамскнефтехим», ГК «Евростиль» и «Домкор». 

Среди последних крупных заказов РБР 16 в автограде — строительство моста Гостева через Замелекесье. Много заказов исполнено и по программе «Наш двор». 

Выручка РБР 16 за минувший год составила 1,645 млрд рублей. В компании на постоянной основе работают 246 сотрудников.

Здесь необходим краткий экскурс в историю. Во времена СССР в Челнах существовало два крупных дорожно-строительных предприятия: Управление строительства дорог «Камгэсэнергостроя» и «Камдорстрой». Они были примерно сопоставимы по численности сотрудников. Только «Камдорстрой» подчинялся союзному министерству транспорта, строил дороги союзного значения и все основные проспекты в автограде. Управление строительства дорог строило инфраструктуру вокруг Челнов, сельские дороги, внутриквартальные проезды, местные проезды.

Теперь правопреемник УСД, РБР 16, по сути, занят поглощением своего давнего напарника-конкурента «Камдорстроя». Сунгатуллин, конечно, представляет это как спасательную операцию и даже говорит о «восстановлении исторической справедливости».

Мы хотим, чтобы «Камдорстрой», как и раньше, в союзные времена, занимался дорогами федерального значения, а РБР 16— местными. Мы хотим восстановить историческую справедливость. Нет у нас права пройти мимо организации с 50-летней историей, которая была задействована в строительстве города так же, как и наше предприятие.
Тагир Сунгатуллин гендиректор ООО «РБР 16»
Тагир Сунгатуллин гендиректор ООО «РБР 16»

Однако на пути Сунгатуллина по объединению двух строительно-дорожных лидеров Закамья встал неожиданный конкурент.

Бывший гендиректор и акционер «Камдорстроя» Шамил Шарипов, продавший свои акции, написал заявление в УВД Набережных Челнов на Сунгатуллина за то, что тот якобы ввел его в заблуждение Бывший гендиректор и акционер «Камдорстроя» Шарипов, продавший свои акции, написал заявление в УВД Набережных Челнов на Сунгатуллина за то, что тот якобы ввел его в заблуждение Фото: president.tatarstan.ru

Ария московского гостя, или При чем тут продавец металла, труб и медоборудования с многомиллиардными оборотами

В начале октября бывший гендиректор и акционер «Камдорстроя» Шарипов, продавший свои акции, написал заявление в УВД Набережных Челнов на Сунгатуллина за то, что тот якобы ввел его в заблуждение. Заявитель уверял: гендиректор РБР 16 обещал, выкупая акции Шарипова, вывести трест из процедуры банкротства, а фактически сам осуществил преднамеренное банкротство предприятия. Очевидно, это подкрепляется тем, что компания Сунгатуллина также предъявила долги «Камдорстроя» к погашению.

Шарипов просил органы внутренних дел возбудить уголовное дело по двум статьям УК РФ: 196 («Преднамеренное банкротство») и 159 («Мошенничество») и назвал произошедшее рейдерским захватом. Он считает, что ему лично Сунгатуллин нанес ущерб на 166 млн рублей, а тресту — на 340 млн (примерно в эту сумму Шарипов оценил требования кредиторов, включенных в реестр). 

По заявлению Шарипова силовики провели обыск в «Камдорстрое», изъяли документы. Сам Сунгатуллин в разговоре с «БИЗНЕС Online» высказал категорическое несогласие с обвинениями. «Долг перед ФНС был у „Камдорстроя“ и раньше. Трест его погасил деньгами за выполненные работы по объекту „Челны Водозабор“. Эти деньги заплатили ему мы — РБР 16. Что здесь не так?» — говорит предприниматель.

Следователи УВД тоже пришли к выводу, что сделка по продаже акций была легальной: в полиции по обращению Шарипова вынесли отказной материал, признаков состава преступления там не нашли. Шарипов в беседе с нашей газетой отказался комментировать как свое заявление, так и ситуацию вокруг «Камдорстроя» в целом.

Одновременно с этой попыткой бывшего главы «Камдорстроя» оспорить продажу акций и даже инициировать уголовное дело в процедуре банкротства треста появляется новый и совсем неожиданный игрок. Также в октябре этого года в реестр кредиторов включаются требования компании с юридическим адресом в Москве — ООО «АбрисИнвест» — более чем на 200 млн рублей.

Информации о ней крайне мало, а ее представители отказываются ее раскрывать. Известно лишь, что ООО «АбрисИнвест» было зарегистрировано совсем недавно — 8 сентября 2022 года. Соответственно, нет никаких финансовых показателей его деятельности. Исходя из того, что у «АбрисИнвеста» есть статус микропредприятия, а основным видом деятельности является «консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления», можно смело предположить, что оперирует московская фирма не своими сотнями миллионов. Иными словами, это компания-посредник, представляющая интересы реального претендента на активы «Камдорстроя», который предпочитает оставаться в тени.

Фигура руководителя также подтверждает эту версию. Гендиректор «АбрисИнвеста» — Гаврюсев — в прошлом индивидуальный предприниматель. Деятельность в качестве ИП прекратил в апреле этого года. Занимался проведением электромонтажных работ в Калининграде и как индивидуальный предприниматель просуществовал меньше года.

Гаврюсеву всего 24 года, после 9-го класса поступил в Промышленно-строительный техникум Калининграда, где получил профессию автомеханика. Затем отслужил в армии, далее не раз выкладывал фотографии в полицейской форме — вероятно, работал в органах. На последней фотографии Гаврюсева в соцсетях он уже в деловом костюме, место жительства отмечено все то же — Калининград. 

По данным источников «БИЗНЕС Online», корни «АбрисИнвеста» на самом деле ведут к крупному российскому бизнесу. В базе «Контр.Фокус» содержится информация о том, что Гаврюсев передал свою 100-процентную долю учредителя «АбрисИнвеста» в залог ООО «Лидер-М», очевидно, по кредиту.

«Лидер-М» — это очень крупная компания и одноименная группа компаний, основным видом деятельности которой числится торговля металлопродукцией и различным оборудованием. Выручка ООО за прошлый год составила 16,5 млрд рублей, чистая прибыль составила почти 2 миллиарда. Она победитель многих гостендеров. Например, в прошлом году «Лидер-М» выиграла контракт на поставку медоборудования НИИ скорой помощи им. Склифосовского в Москве на сумму в 2,5 млрд рублей.

Гендиректором и учредителем со 100-процентной долей сегодня выступает Рустам Салимшин. Ему принадлежит еще два десятка компаний. Например, ООО «Металлоцентр Лидер-М» — один из ведущих в стране поставщиков труб и металлопроката. Салимшин — крупный и при этом крайне непубличный предприниматель. Известно, что он родом из Башкортостана. Активно участвовал в оснащении «ковидных» госпиталей в период пандемии и даже был награжден за это президентом РФ медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени».

Но вернемся к «АбрисИнвесту», который влез в банкротное дело «Камдорстроя». У данной компании есть представитель в Казани — Рустем Галимов. Примечательно, что ранее он представлял интересы Ак Барс Банка в суде по банкротному делу «Камдорстроя». С осени этого года в том же деле он представляет уже сторону «АбрисИнвеста». Это произошло по той причине, что Ак Барс Банк 20 октября продал «АбрисИнвесту» свои кредитные требования к «Камдорстрою». 21 октября АББ получил в счет погашения долга «Камдорстроя» 210,7 млн рублей (платежное поручение есть в распоряжении «БИЗНЕС Online»).

«В настоящее время процессуальное правопреемство ООО „АбрисИнвест“ в Арбитражном суде Республики Татарстан еще не завершилось. Так как банк не дает комментарии по текущим судебным процессам, к сожалению, мы не сможем прокомментировать ваш запрос», — ответили нам в АББ на просьбу высказаться о продаже крупного долга никому не известной компании, зарегистрированной менее трех месяцев назад.

«Камдорстрой» — крупнейший дорожный строитель Закамья. Банкротство такой компании — явление не рядовое. Сейчас количество сотрудников треста упало до 410 человек «Камдорстрой» — крупнейший дорожный строитель Закамья. Банкротство такой компании — явление нерядовое. Сейчас количество сотрудников треста упало до 410 человек Фото: president.tatarstan.ru

Представитель «АбрисИнвеста»: «Мы намереваемся вывести «Камдорстрой» из кризиса»

Сразу после выкупа части долгов «Камдорстроя» «АбрисИнвест» подал в суд заявление о введении внешнего управления и не скрывает, что рассчитывает перехватить контроль над активом у действующего владельца в союзе с бывшим. 

Естественно, у нас есть свой корыстный интерес. Но он заключается не в распродаже активов, а в бизнес-партнерстве. Мы с одним из акционеров обсудили этот вопрос. Шарипов сказал, что чувствует, что здесь все не очень правильно. Он нас попросил поддержать, выкупить долг у банка, поскольку с банком никто договориться не может. И попросили не конкурс ввести, продажу имущества, а именно внешнее управление.
Рустем Галимов представитель ООО «АбрисИнвест»
Рустем Галимов представитель ООО «АбрисИнвест»

Решение по заявлению о введении внешнего управления пока не принято, но в ответ активизировалось ООО «РБР 16», которое заявило Арбитражному суду о намерении погасить весь долг «Камдорстроя» в размере 340 млн рублей. Суд заявление принял и установил срок оплаты до 7 декабря.

«АбрисИнвест» направил письменное пояснение суду (копия есть в распоряжении «БИЗНЕС Online»). В нем заявлено, что РБР 16 не способно погасить долги треста полностью. «Есть основания полагать, что РБР 16 действует в обход закона с противоправной целью», — обозначает свою позицию Галимов, а своих оппонентов обвиняет в намерении уничтожить предприятие под видом попытки спасения. «Они (РБР 16 прим. ред.) взяли контроль над предприятием, полгода его покрутят, а требования-то кредиторов никуда не делись, их просто перевели на РБР 16! И через полгода, я на сто процентов уверен, они начнут этот трест „ронять“, банкротить и распродавать имущество с молотка. И скажут: „Мы пытались помочь, у нас не получилось“», — считает Галимов.

Представитель «АбрисИнвеста» указывает, что за целый год, пока идет банкротное дело «Камдорстроя», РБР 16 почему-то не нашло возможности выкупить права требования кредиторов, и сомневается, что компания вообще способна это сделать. Галимов также утверждает, что, если все кредиторы заявят о своих требованиях, сумма претензий к «Камдорстрою» может достичь миллиарда рублей.

Сунгатуллин подтвердил готовность погасить всю заявленную кредиторами задолженность «Камдорстроя» в размере 320 млн рублей. Источники денег он раскрывать не стал, но, по данным близких к бизнесмену людей, ему одобрил кредит «Акибанк» Сунгатуллин подтвердил готовность погасить всю заявленную кредиторами задолженность «Камдорстроя» в размере 320 млн рублей. Источники денег он раскрывать не стал, но, по данным близких к бизнесмену людей, ему одобрил кредит Акибанк Фото: «БИЗНЕС Online»

Версия Сунгатуллина: «Банкротить трест не намерен»

«Я своими действиями говорю, что банкротить трест не намерен», — в свою очередь, заявил нашему изданию Сунгатуллин. Он подтвердил готовность погасить всю заявленную кредиторами задолженность «Камдорстроя» в размере 320 млн рублей. Источники денег Сунгатуллин раскрывать не стал, но, по данным близких к бизнесмену людей, ему одобрил кредит Акибанк.

Почему ООО «РБР 16» не выкупило долг ранее? До этого времени, объяснил челнинский бизнесмен, у предприятия не имелось свободных средств. «Мы постоянно говорили о другой стратегии, просили мирового соглашения и графика, по которому можно постепенно погасить задолженность. Те же самые 320 миллионов, только по графику. Но это не было принято», — отметил он.

Появился некий «АбрисИнвест», который начал говорить о своем правопреемстве по долгам «Камдорстроя», и у нас не осталось другого выхода, кроме как гасить реестр. Мы пошли за помощью к банкам.
Тагир Сунгатуллин генеральный директор «РБР 16»
Тагир Сунгатуллин генеральный директор РБР 16

Слова представителя «АбрисИнвеста» о предполагаемом миллиардном потенциальном долге «Камдорстроя» Сунгатуллин опровергает. «Мы оцениваем дополнительные требования, которые пока не включены в реестр, не более чем в 100 миллионов рублей. И мы уже вступили в переговоры с кредиторами для того, чтобы обязательства упорядочить во времени. Это будет не миллиард, а 100 миллионов». 

Комментировать детали покупки акций у Шарипова и отношений с ним Сунгатуллин не стал: «Вы заходите далеко внутрь непубличного акционерного общества, поэтому не считаю возможным это комментировать без других акционеров». Не раскрыл он и информацию о том, кто, помимо него, входит в состав акционеров «Камдорстроя». «В недоразумениях, которые касаются исков Шарипова по оспариванию сделок, акционеры разберутся между собой без посторонней помощи», — заявил Сунгатуллин. 

Судьба банкротного дела «Камдорстроя» может решиться уже в ближайшие дни. «БИЗНЕС Online» будет следить за развитием событий.