В ГИБДД по РТ, средствами фото-видеофиксации в Татарстане было зафиксировано 40 776 нарушений ПДД, которые совершили водители 1210 автомобилей с иностранными номерами В ГИБДД по РТ средствами фотовидеофиксации в Татарстане было зафиксировано 40 776 нарушений ПДД, которые совершили водители 1 210 автомобилей с иностранными номерами Фото: Astana Motors/XinHua / www.globallookpress.com

Изнанка параллельного импорта: 1,2 тыс. иностранных гастролеров «накатали» 50 тыс. нарушений ПДД

Неожиданными последствиями для Татарстана обернулся взлет параллельного импорта б/у автомобилей. Как сообщил нашему корреспонденту источник, знакомый с ситуацией, в последние месяцы резко выросло число нарушений, совершенных водителями автомобилей с иностранными номерами. «Очень много с ними работы, практически ежедневно останавливают этих лихачей, — заметил источник издания, пожелавший остаться неназванным. — Чаще всего фигурируют номера из Абхазии, Беларуси, Армении, Казахстана».

За исключением непризнанной Абхазии, упомянутые страны, включая саму  Россию, входят в состав Евразийского экономического союза. Таможенный кодекс ЕАЭС позволяет товарам в рамках союза перемещаться без ограничений. Автомобиль тоже может быть товаром, и этим пользуются водители союзных государств, въезжая на них на территорию РФ без дополнительных пошлин и сборов. А №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» позволяет иностранным гражданам, прибывшим в Россию на своих автомобилях (или принадлежащих им по праву доверенности), до года ездить на иностранных номерах. По истечении этого срока они обязаны поставить машину на учет, продать или покинуть территорию РФ.

По данным Татарстанской таможни, предоставленным нашему изданию, за 10 месяцев 2022-го на таможенные посты поступило 1 570 обращений об уплате утилизационного сбора по транспортным средствам из государств – членов ЕАЭС. Для сравнения: в прошлом году поступило всего 82 обращения.

Больше всего автомобилей в РТ было ввезено из Казахстана — 718 против 5 в прошлом году. На втором месте — Беларусь: 631 автомобиль против 63. На третьем — Армения: 124 машины против 14.

Чем опасны водители на машинах с иностранными номерами и зачем инспекция ГИБДД уделяет им так много внимания? Обратимся к статистике. По данным на 15 октября 2022 года, представленным по запросу «БИЗНЕС Online» в ГИБДД по РТ, средствами фотовидеофиксации в Татарстане было зафиксировано 40 776 нарушений ПДД, которые совершили водители 1 210 автомобилей с иностранными номерами. Чаще всего это превышение скорости. Выходит, в среднем по 40 нарушений приходится на один иностранный автомобиль. Для сравнения: на интернет-конференции в «БИЗНЕС Online» глава ГБУ БДД Рифкат Минниханов озвучил данные за 7 месяцев 2022 года — Госавтоинспекцией республики в целом было возбуждено более 4 млн административных дел по факту нарушений ПДД. В РТ зарегистрировано около 1,4 млн машин, следовательно, на один автомобиль приходится лишь около трех нарушений ПДД. Выходит, по числу нарушений машины с иностранными номерами превосходят местные более чем в 10 раз.


При этом число нарушений со стороны гастролеров растет. 14 ноября камеры республики зафиксировали уже 51 537 совершенных ими нарушений. Инспекторы ГИБДД не дремлют — по данным нашего издания, только за две недели они выписали 1,5 тыс. штрафов, а всего им удалось идентифицировать личности 39 водителей.

Второй аргумент, показывающий, почему потребовалось ужесточить борьбу с гостями из СНГ на колесах, связан с началом спецоперации. «Республиканское ГИБДД выполняет прямой приказ министра (внутренних дел РТ Артема Хохорина — прим. ред.), необходимо исключить вероятность террористических проявлений на территории Татарстана, а для этого важно в том числе выявить всех, кто передвигается по нашим дорогам», — добавил собеседник издания.

Инспекторы ГИБДД не дремлют — по данным нашего издания, только за две недели они выписали полторы тысячи штрафов, а всего им удалось идентифицировать личности 39 водителей Инспекторы ГИБДД не дремлют — по данным нашего издания, только за две недели они выписали 1,5 тыс. штрафов, а всего им удалось идентифицировать личности 39 водителей Фото: «БИЗНЕС Online»

«Топовые» нарушители: футболист «Рубина», студент-казахстанец и грузин без ОСАГО на тонированном BMW

В общем количестве нарушений ПДД немало «подвигов» водителей из категории «транзитников» — тех, кто перегоняет машины из таможенного союза в другие регионы, чаще всего в Москву. Они проездом пересекают Татарстан, зачастую не обращая внимания на знаки дорожного движения. «За ними мы не гоняемся, смысла нет. Бо́льшая часть нарушителей проживают на постоянной основе в Татарстане — либо учатся, либо работают в республике», — заметил источник издания.

Самый известный лихач — игрок футбольного клуба «Рубин» и сборной Беларуси Виталий Лисакович. За рулем Mercedes с белорусскими номерами 24-летнего белоруса остановили 3 ноября. По данным нашего издания, на машине «повисло» не менее 200 неоплаченных нарушений ПДД, бо́льшая часть из которых касается скоростного режима. За одно нарушение скорости полагается штраф в 500 рублей, следовательно, футболисту был начислен штраф на сумму как минимум в 100 тыс. рублей.

Любопытно, что большинство дорожных хулиганов не знают (или делают вид, что не знают), что нарушают российские ПДД. В пресс-службе «Рубина» нашему изданию сообщили, что Лисакович только в день остановки инспекторами узнал, что у него есть штрафы. «За все время в Казани его впервые остановили сотрудники ГИБДД. Так как ему не приходило писем о наличии штрафов, игрок просто не знал об их существовании», — отметили в пресс-службе.

У других нарушителей число штрафов также переваливает за сотни. Например, остановленный 21 октября водитель Toyota RAV4 с регистрационным знаком Казахстана за два месяца допустил свыше 400 нарушений ПДД, зафиксированных камерами фотовидеофиксации. После остановки инспекторы ГИБДД установили его личность и вынесли 24-летнему гражданину Казахстана 424 (!) постановления по делу об административном правонарушении на общую сумму 402 800 рублей.

Водителем оказался студент одного из республиканских вузов. По его словам, автомобилем он в Казани управлял с июля 2021 года. Инспекторы составили в отношении гражданина Казахстана протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ («Уклонение от исполнения административного наказания», эта статья предусматривает штраф в двукратном размере от суммы неоплаченного штрафа, административный арест до 15 суток либо обязательные работы на срок до 50 часов).

Второй лихач-иностранец, 24-летний уроженец Грузии, неоднократно объезжал посты ГИБДД, но и ему не удалось скрыться от инспекторов. 16 октября 2022 года сотрудники дорожной полиции вычислили его и бросились в погоню. С трудом удалось задержать нарушителя на ул. Голубятникова, 21а. Как выяснили в инспекции, уроженец Грузии ввез BMW на территорию России через Североосетинскую таможню. Однако страховкой автомобиля этот нарушитель, как и многие другие, не стал себя утруждать. В отношении него составили два протокола — за незаконную тонировку и отсутствие ОСАГО. Кроме того, на счету водителя было еще 8 нарушений ПДД, все касаются скоростного режима. Его внесли в базу данных ГИБДД, и больше нарушений ПДД за этим автомобилем не было замечено.

Жители Абхазии стоят особняком стреди нарушителей из соседних стран. Они пересекают границу с РФ, не заполняя таможенную декларацию, после чего пропадают из правового поля, не утруждая себя регистрацией автомобиля или сменой номеров Жители Абхазии стоят особняком среди нарушителей из соседних стран. Они пересекают границу с РФ, не заполняя таможенную декларацию, после чего пропадают из правового поля, не утруждая себя регистрацией автомобиля или сменой номеров Фото: © Константин Гревцов, РИА «Новости»

Первое смертельное ДТП с гостями из Абхазии

Водители с иностранными номерами уже формируют статистику смертельных ДТП в республике. Водитель и пассажир легкового автомобиля Nissan с абхазскими номерами врезались во внедорожник Great Wall. Это произошло 2 ноября в Тукаевском районе. По предварительным данным, виноват в ДТП водитель Great Wall, он не выбрал безопасную скорость и выехал на встречную полосу. Но он отделался травмами, а люди в Nissan скончались на месте. И пусть погибшие были жертвами, а не виновниками происшедшего, это бросает тень на остальных иностранных водителей.

Жители Абхазии стоят особняком среди нарушителей из соседних стран. Они пересекают границу с РФ, не заполняя таможенную декларацию, после чего пропадают из правового поля, не утруждая себя регистрацией автомобиля или сменой номеров. При этом часто такие водители применяют модель управления машиной по принципу «нарушай и уезжай». «Формально они как бы составляют договор доставки груза (автомобиля) на территорию Казани из Сухума с обязательством вернуться. А по факту катаются здесь, пока таможня либо ГИБДД их не задержат. Хотя по закону автомобиль с абхазскими номерами может находиться в России не более 20 дней», — рассказал нашему изданию источник, знакомый с ситуацией.

«До 90 процентов водителей на абхазских номерах передвигаются по Татарстану нелегально, на них приходится львиная доля всех нарушений ПДД среди иностранцев», — заметил другой собеседник издания. Всего инспекторы республиканского управления ГИБДД в базу данных добавили 20 нарушителей на абхазских номерах — больше половины из 39 идентифицированных водителей.

Умные камеры, которые могут отслеживать перемещение нарушителей, бесполезны без инспекторов ГИБДД. В автоматическом режиме наказать нарушителей невозможно, поскольку в базе данных российской инспекции нет регистрационных знаков Умные камеры, которые могут отслеживать перемещение нарушителей, бесполезны без инспекторов ГИБДД. В автоматическом режиме наказать нарушителей невозможно, поскольку в базе данных российской инспекции нет регистрационных знаков Фото: «БИЗНЕС Online»

Как бороться с нарушителями-иностранцами?

Проблемой с «невидимыми» для большинства умных камер, различающих только российские знаки госрегистрации автомобилей, иностранными номерами в ГИБДД занимаются не первый год. За это время пробовали несколько решений. Например, в мэрии Москвы почти 10 лет назад высказывались за создание единой базы данных. «Московские власти и ГИБДД прорабатывают вопрос об объединении баз данных с тем, чтобы понимать, какой человек заехал на территорию РФ, из какой страны, на каком автомобиле и какое количество правонарушений он совершил», — рассказывал в 2013 году и. о. заммэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов. Создание ЕАЭС, казалось бы, упростило данный процесс, обмен данными между союзными государствами наладить проще. Однако этого до сих пор не произошло, хотя в других государствах – членах Таможенного союза также распространены нарушения ПДД иностранцами.

На опыт Беларуси в борьбе с иностранцами сослался в беседе с нашим корреспондентом заместитель главного редактора журнала «За рулем» Игорь Моржаретто. «В Минске расставлены камеры, и, как только фиксируется нарушение ПДД, информация о нарушителе поступает на ближайший пост ГИБДД, машину останавливают и требуют заплатить штраф, а в противном случае автомобиль отправляют на штрафстоянку. У нас пытались эту систему внедрить, но воз и ныне там».

Как сейчас инспекторы ГИБДД борются с иностранными лихачами? «Война» им объявлена по двум направлениям. С одной стороны — новейшие камеры фотовидеофиксации, которые вычисляют и «запоминают» нарушения, независимо от того, какие номера установлены на автомобиле. Это стало возможно благодаря введению в РТ системы «Паутина». «Пока эта система в республике только набирает обороты, но результаты заметны уже сейчас, число выявленных случаев нарушения ПДД иностранцами выросло в разы. Раньше указанные машины вычисляли только инспекторы в ручном режиме».

Система «Паутина» — это технология по проверке потока автомобилей, объединяющая все видеокамеры в одну систему. Она была разработана для розыска угнанных машин, поиска преступников и профилактики нарушений ПДД. «Паутина» позволяет инспекторам ГИБДД получать данные с камер не только при фиксации нарушения ПДД, система работает по запросу, т. е. полицейские по всей России смогут просто отслеживать конкретные номера, и камеры сообщат о них при любом проезде под комплексами. 30 сентября 2022 года система была запущена по всей России, кроме ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, заявил замначальника ГУОБДД МВД России Ленар Габдурахманов.

Татарстан к этой системе был подключен в марте этого года.

Умные камеры, которые могут отслеживать перемещение нарушителей, бесполезны без инспекторов ГИБДД. В автоматическом режиме наказать нарушителей невозможно, поскольку в базе данных российской инспекции нет регистрационных знаков, под которыми разъезжают машины под иностранными номерами, а значит, неизвестно и кому они принадлежат. Кому и куда присылать уведомления о начисленных штрафах? «Сейчас сотрудники ГИБДД работают в ручном режиме, останавливают водителей, идентифицируют их, берут объяснения, с какого момента они управляли автомобилем на территории России, и заносят номерные знаки в базу в отдельную категорию. Нередко в базе всплывают предыдущие нарушения ПДД, и тогда водителям выписывают штрафы за все, что они „накатали“ в последние два месяца (по требованию ст. 4.5 КоАП РФ, дорожные штрафы выносят только за те проступки, которые были совершены не ранее двух месяцев со дня совершения нарушения ПДД, — прим. ред.). Работа ведется очень активно, номера вносятся в базы данных ежедневно, и количество нарушений будет сокращаться. Это станет повышать правосознание таких водителей», — заверили корреспондента «БИЗНЕС Online» источники в правоохранительных органах.

Однако этот правовой пробел необходимо закрывать на уровне федерального законодательства. Как минимум один союзник у ГИБДД в данном вопросе есть — таможня. «Сейчас руководство российской таможни и ГИБДД проводят встречи, посвященные этому вопросу, надеюсь, о чем-нибудь договорятся», — добавил наш источник.

Тем временем на уровне республики таможенники уже протянули руку помощи ГИБДД. «Татарстанская таможня готова к рассмотрению вопроса взаимодействия с управлением ГИБДД по РТ по вопросу идентификации водителей», — заверили корреспондента «БИЗНЕС Online» в пресс-службе ведомства.