Для прекрасной дамы

Появление Аиды Гарифуллиной в оперных спектаклях или гала-концертах в России — дело не столь частое, однако яркое и запоминающееся. Напомним, что 30 августа звездная сопрано вместе с ГАСО РТ Александра Сладковского собрала около 20 тыс. человек на фестивале под открытым небом «Казанская осень» в родном городе возле Дворца земледельцев. А на этой неделе заслуженная артистка РФ и РТ, ныне покоряющая мировые оперные подмостки, собрала КЗ им. Чайковского в Москве: забита оказалась даже галерка, которая часто пустует (во втором отделении людей только прибавилось), а в партере сидели коллеги по цеху Гарифуллиной, например знаменитый виолончелист Александр Князев, с трепетом аплодировавший ей.

Российский вояж певицы (помимо Москвы, это концерты в Екатеринбурге и Питере) расположился ровно между ангажементами в лондонском Ковент-Гардене и берлинской Штаатсопер. В обоих случаях речь идет о «Богеме» Пуччини и главной женской партии Мими. Серия спектаклей в столице Великобритании прошла в ноябре, а в главном городе Германии сопрано из Казани должна встретить новый, 2023 год. Что интересно, вечер в КЗ им. Чайковского обошелся без арии Мими, видимо, Гарифуллина решила немножко отдохнуть от этой партии, зато был исполнен вальс Мюзетты, эта роль в «Богеме» на заре международной карьеры была визитной карточкой артистки. К примеру, то, как этот самый хрестоматийный вальс был смело решен в громком спектакле режиссера Клауса Гута в Парижской опере, вряд ли оставил равнодушными зрителей из числа сильной половины человечества, видевших Мюзетту-Гарифуллину в той постановке.


Компанию первой оперной красавице на концерте в столице РФ составили Российский национальный молодежный симфонический оркестр (РНМСО) с китайским маэстро Хаожанем Ли, а также еще один звездный солист, баритон Борис Пинхасович. Солист Михайловского театра регулярно поет в лучших оперных домах, а из последних его работ можно вспомнить майора Ковалева в «Носе» Шостаковича, этот спектакль в прошлом сезоне в Мюнхене поставили Кирилл Серебренников и Владимир Юровский.

Компанию первой оперной красавице на концерте в столице РФ составили Российский национальный молодежный симфонический оркестр (РНМСО) с китайским маэстро Хаожань Ли, а также еще один звездный солист, баритон Борис Пинхасович Компанию первой оперной красавице на концерте в столице РФ составили Российский национальный молодежный симфонический оркестр (РНМСО) с китайским маэстро Хаожанем Ли, а также еще один звездный солист, баритон Борис Пинхасович Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии

Восхищения и музыкальные «презенты» в Москве Аида начала принимать еще до появления на сцене. Открывший вечер РНМСО с истинно юношеским драматизмом исполнил вступление к «Пиковой даме» Чайковского. Зловещие тремоло струнных и роковые фанфары меди пугали своей безапелляционностью — даже пара фальшивых нот не сильно испортила атмосферу. А напевная, «женская» кантилена скрипок (тема любви Лизы) подготовила будущий выход Гарифуллиной.

Следом певице «признался в любви» Пинхасович. Харизматичный баритон исполнил арию Елецкого «Я Вас люблю, люблю безмерно…» из той же оперы. Очевидно, услышать такое признание мечтают многие женщины — с таким благородством солист интонировал текст Модеста Чайковского. Но его сочный, бархатный тембр, увы, потонул в рассеивающейся акустике зала (больше подходящей для оркестровой музыки). Как и вокальный баланс — по ходу арии звук то неожиданно выпирал, то внезапно проваливался.

Платья солистки вызвали отдельный ажиотаж среди публики. Первое — открытое, летящее, розовое — встретили бурными овациями Платья солистки вызвали отдельный ажиотаж среди публики. Первое — открытое, летящее, розовое — встретили бурными овациями Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии

Восточная роза

Впрочем, это не помешало триумфу виновницы торжества. Появившись на сцене в огненном «Испанском болеро» Делиба, она разукрасила его томным колоритом Востока. «Стерильные» оперные колоратуры очеловечила теплой, живой интонацией, эффектными rubato (произвольное ускорение и замедление темпа), изящными позами и несемафорной пантомимой. А в оркестровых интермедиях пританцовывала, играя подолом пышного платья.

К слову, платья солистки вызвали отдельный ажиотаж среди публики. Первое — открытое, летящее, розовое — встретили бурными овациями. И не зря: в нем Гарифуллина на фоне строгого, черно-белого оркестра цвела как молодая роза. Второе — элегантное белое — певица дополнила блестящим шлейфом с пушистым мехом. 

Разнообразная программа вечера раскрыла многослойность и актерский потенциал Гарифуллиной на сцене. После восточной кокетки на сцену выплыла гордая царица вод (ария Русалки из одноименной оперы Дворжака). Ее сменили заботливая мать (колыбельная Марии из «Мазепы» Чайковского), отважная примадонна (ария Флории из «Тоски» Пуччини), влюбленная куртизанка (сцена и ария Виолетты из «Травиаты» Верди), беспечная гризетка (тот самый вальс Мюзетты из «Богемы» Пуччини), кроткая послушница (Ave Maria Шуберта из музыки к поэме Скотта «Дева озера»). Всех солистка окрасила персональным тембром и объединила чувственным лиризмом.

Второе — элегантное, белое — певица дополнила блестящим шлейфом с пушистым мехом Второе — элегантное белое — певица дополнила блестящим шлейфом с пушистым мехом Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии

Именно он определяет личное «лицо» Гарифуллиной и цепляет больше блестящих колоратур, броских «зависаний» в каденциях и эпатажных туалетов. Лиризм у Аиды особый — пылкий, обволакивающий ухо, проникающий в душу. Он один способен заполнить собой сцену, поэтому львиную долю концерта оперная дива солировала, а в паузах со скромной улыбкой принимала цветы.

Оркестр с легкой руки китайского маэстро Ли деликатно аккомпанировал, выдвигаясь вперед лишь в инструментальных «интермедиях» — увертюрах к «Летучей мыши» Штрауса-сына, «Силе судьбы» и «Травиате» Верди. Последняя удалась коллективу меньше остальных, опять же, из-за интонационных неточностей. Пинхасович, уступив подмостки даме, вернулся только ближе к финалу — с экспрессивной каватиной Валентина из «Фауста» Гуно.

Оркестр с легкой руки китайского маэстро Ли деликатно аккомпанировал, выдвигаясь вперед лишь в инструментальных «интермедиях» — увертюрах к «Летучей мыши» Штрауса-сына, «Силе судьбы» и «Травиате» Верди Оркестр с легкой руки китайского маэстро Ли деликатно аккомпанировал, выдвигаясь вперед лишь в инструментальных «интермедиях» — увертюрах к «Летучей мыши» Штрауса-сына, «Силе судьбы» и «Травиате» Верди Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии

«Приглашение к танцу»

Вместе с партнерами Гарифуллина уверенно шла к кульминации вечера — лирическому объяснению Ганны Главари и Графа Данило из оперетты Легара «Веселая вдова» — там артисты впервые слились в гармоничном дуэте и элегантном танце, вызвавшем особый восторг меломанов. А под занавес — в «Утренней серенаде» (Mattinata) Леонкавалло — она блеснула страстным итальянским темпераментом.

Уже сегодня сопрано из Казани даст сольный вечер в Екатеринбурге (ККТ «Космос»), а 29 ноября выступит в Михайловском театре в Санкт-Петербурге, директором его оперной труппы является Пинхасович.