«Хватит уже подыгрывать этому гламуру и пиарить тех, кто просто не достоин быть совестью нации», — агитировал накануне журналистов вступать в «Культурный фронт России» его председатель Николай Бурляев. Народный артист РФ и депутат Госдумы является идейным вдохновителем проекта, о создании которого было объявлено в начале недели. Фронт призван способствовать сохранению духовно-нравственных традиций и культурного ядра России. В его центральном штабе — «тяжеловесы» отечественного искусства, правда, не все они осведомлены о будущей деятельности организации, например, Карен Шахназаров сказал «БИЗНЕС Online», что просто откликнулся на звонок Бурляева. О первых заявлениях «фронтовиков» от культуры — в нашем материале.
«Мы больше не можем так жить в этом антикультурном пространстве», — говорил накануне в пресс-центре «Россия сегодня» на встрече с журналистами народный артист РФ и депутат Госдумы Николай Бурляев
«Мы больше не можем так жить в этом антикультурном пространстве»
«Мы больше не можем так жить в этом антикультурном пространстве», — говорил накануне в пресс-центре «Россия сегодня» на встрече с журналистами народный артист РФ и депутат Госдумы Николай Бурляев. В начале недели стало известно об учреждении общественного движения «Культурный фронт России», председателем которого и стал Бурляев. А в центральный штаб организации вошли такие «тяжеловесы» отечественной культуры, как Валерий Гергиев, Юрий Башмет, Андрей Кончаловский и т. д.
По словам гостя «России сегодня», предложений сверху о создании нового фронта не поступало и учреждение движения — исключительная инициатива самих художников. «Это родилось по промыслу божию. Я 31 год занимался сбором деятелей культуры в области кино, театра, литературы, живописи, музыки. Они все были собраны и все говорили: „Когда же мы поменяем вектор направленности нашей антидуховной жизни?“ — рассказывал Бурляев. — Вот это время пришло». Поскольку культура и искусство являются основой духовного совершенствования человека и национальной безопасности государства, главной задачей «Культурного фронта России» станет создание экспертной базы, которая будет подсказывать государству и, в частности, министерству культуры РФ решения основных проблем данной сферы.
При этом общественное движение не будет бороться, подчеркнул депутат Бурляев, с теми, кто пренебрегает традиционными ценностями, по большей части занимаясь не культурой, а развлечением. «Не надо с ними впрямую бороться. Нужно проводить более мощную линию добра, — сообщил спикер и уточнил: — Мы, собрав сотни экспертов во всех отраслях, сможем стать той экспертной базой, которая будет не то чтобы контролировать, но регулировать работу наших министерств». По мнению народного артиста России, само министерство культуры сегодня испытывает кадровые трудности. «Все министры держатся за свой стул. Я наблюдал, как на протяжении этих 30 лет безвременья культурное минкультуры потихоньку вырождали и превращали в министерство развлечений, чем они сейчас и являются. Но это время закончилось», — решительно сообщил Бурляев.
На данный момент общественная организация находится в стадии своего юридического оформления. Членами объединения смогут стать представители творческой сферы: артисты, писатели, художники и музыканты. «Мало того что мы уже создали этот фронт — сегодня изъявляют желание вступить в него практически все театры РФ, все музыкальные коллективы и живописцы. И мы их примем», — отметил председатель «Культурного фронта России».
Отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», Бурляев подчеркнул, что в дальнейшем филиалы фронта должны открыться по всей стране. «Сейчас пойдет работа, заявок очень много. Начнем формировать отделения по всей РФ. Там будут и наши новые регионы, и Чеченская Республика, осетины, да все будут, — отметил он. — Это Россия, мы всех любим и всех примем». Спикер также подчеркнул, что «Культурный фронт» станет внепартийным движением, это касается и прочих мировоззренческих различий. «Ведь это Россия, где не погибла ни одна мировая религия. Единением спасемся, и это время пришло», — подытожил Бурляев.
Интересно, что председатель новой организации ждет в ней и тех коллег по цеху, кто покинул РФ в последние месяцы, но успел раскаяться в содеянном. «Россия всегда была терпима, всепрощающа. Если к человеку, который совершил ошибку, придет искреннее осознание, покаяние, мы всегда его примем. Потому что люди, в общем-то, уехали не бесталанные», — заметил Бурляев. Будут рады здесь видеть и журналистов. «Мы вас ждем! Пора журналистам обозначаться и принимать правильные решения. Хватит уже подыгрывать этому гламуру и пиарить тех, кто просто не достоин быть совестью нации», — отметил председатель «Культурного фронта России».
Дмитрий Певцов, не скрывая восторга, заявил: «Слава богу, нет ни одного Богомолова, ни одного Серебренникова. Спасибо, господи! Двумя руками, ногами, зубами и когтями приветствую организацию этого фронта»
«Россия призвана сохранить европейскую культуру и не дать ей погибнуть»
О создании «Культурного фронта России» стало известно в понедельник в ходе расширенного заседания комитета Госдумы по развитию гражданского общества. Там же было сказано, что идейным вдохновителем его учреждения выступил депутат от партии «Справедливая Россия — За правду» Бурляев. Главными целями организации было заявлено сохранение духовно-нравственных традиций и культурного ядра РФ.
«Во времена мобилизации наших воинов для решительной схватки с мировым нацизмом и сатанизмом необходима мобилизация и сплочение деятелей культуры и искусства, поэтому принято решение о создании в стране общероссийского общественного внепартийного движения для синергии творческих работников со всем обществом, педагогами, учеными, армией, основными религиозными конфессиями, — заявлял в понедельник Бурляев. — Он будет собран не только из великих наших мастеров и представителей всех творческих союзов, таких имен, как Гергиев, Башмет, Михалков. Придет туда молодежь, консерваторцы, ВГИК, ГИТИС и так далее. И вот мы все объединяемся в одной общее идее — в служении Господу и России». Также идеолог фронта сказал, что «сейчас очень важно показать, насколько едина РФ в культуре русской, которую не отменить».
В заседании комитета участвовали более двух сотен человек, а некоторые из ораторов открыто прошлись по коллегам по цеху. К примеру, еще один думец, народный артист РФ Дмитрий Певцов, не скрывая восторга, заявил: «Слава богу, нет ни одного Богомолова, ни одного Серебренникова. Спасибо, господи! Двумя руками, ногами, зубами и когтями приветствую организацию этого фронта». Интересно, что имена двух именитых театральных режиссеров — Кирилла Серебренникова и Константина Богомолова — оппоненты часто по-прежнему произносят через запятую как символы того самого искусства, которое вроде бы противостоит традиционным ценностям. Хотя Серебренников уехал из России, а Богомолов в качестве худрука возглавляет государственный театр на Малой Бронной в самом центре Москвы.
Вице-спикер Думы Петр Толстой еще более категорично отозвался о деятелях культуры, покинувших страну после объявления СВО. «Да плевать на них! Они либо никогда не вернутся, либо вернутся на наших условиях. Назад дороги нет»
Вице-спикер Думы Петр Толстой еще более категорично отозвался о деятелях культуры, покинувших страну после объявления СВО. «Да плевать на них! Они либо никогда не вернутся, либо вернутся на наших условиях. Назад дороги нет. И те, кто этого не понял, отправятся на свалку истории, несмотря на занимаемые посты», — отозвался он. Философ Александр Дугин раскритиковал минкульт РФ за то, что тот занимается своего рода «паразитированием». «Вместо культуры у нас анти-Россия, с которой мы воюем вовне, и которая находится внутри, — уверен он. — Я не очень понимаю, что делает министерство. Оно постоянно что-то делает, хорошие люди вроде. Но культуры у нас просто нет. Нет основного стержня, парадигмы, ядра. Вся наша культура создана не просто на основе финансов, но на основе другой системы — внешней, радикально направленной против нашей идентичности. Мы порабощены. Мы сами в культурном смысле оккупированы».
Поддержал новую организацию и знаменитый кинорежиссер Кончаловский. «Я от всей души приветствую создание единого „Культурного фронта России“, потому что идет война, надо признать, — сказал он в своем видеопослании. — Идет война, и, может быть, это последняя война, и наш противник пытается уничтожить, убить историю, память человеческую. И можно сказать, что сейчас должна начаться народная война, чтобы сохранить нашу историю, независимость, наше пространство, как географическое, так и культурное, нашу культуру. Но задача даже еще шире. Я думаю, что Россия призвана сохранить европейскую культуру и не дать ей погибнуть».
Карен Шахназаров в разговоре с «БИЗНЕС Online» сообщил, что «ничего не знает» о «Культурном фронте», а вошел в его состав по звонку от Бурляева
Шахназаров: «Сказал: «Войдешь?» Почему бы не войти?»
Надо признать, что на бумаге «Культурный фронт России» выглядит очень солидно, учитывая список имен членов его центрального штаба, а также активность и идейную стойкость председателя Бурляева. Но способен ли фронт стать своего рода всероссийским общественным худсоветом или цензором в мире искусства? Пока об этом трудно сказать, тем более, как оказалось, не все знаменитые «штабисты» знают о сути своей будущей работы.
Например, другой знаменитый режиссер и многолетний гендиректор «Мосфильма» Карен Шахназаров в разговоре с «БИЗНЕС Online» сообщил, что «ничего не знает» о «Культурном фронте», а вошел в его состав по звонку от Бурляева. «Сказал: „Войдешь?“ Почему бы не войти? Надеюсь, будет полезная какая-то организация. Пока я не в курсе настолько, чтобы комментировать. Надо посмотреть, чем заниматься станут», — коротко ответил наш собеседник.
В Татарстане уже нашлись те, кто готов поддержать «Культурный фронт». «В России вопрос „С кем вы, деятели культуры?“ всегда стоял на повестке дня, особенно в переломные моменты истории, — напомнил в разговоре с „БИЗНЕС Online“ руководитель фонда им. Вагапова Рифат Фаттахов. — Деятели татарской культуры и в горе и в радости были со своей родиной. „Туган ил“ (родина, ватан) и „туган тел“ (родной язык) — понятия для нас священные. Вспомните патриотизм, героизм наших писателей и артистов в годы Великой Отечественной войны, нашего великого Рашита Вагапова, который фактически с первых же дней войны начал гастрольную деятельность по районам и селам Татарстана, чтобы поддержать моральный дух народа».
«В России вопрос «С кем вы, деятели культуры?» всегда стоял на повестке дня, особенно в переломные моменты истории», — напомнил в разговоре с «БИЗНЕС Online» руководитель фонда им. Вагапова Рифат Фаттахов
И сегодня, считает Фаттахов, главное предназначение культуры — поднимать дух народа, а основная миссия артиста — быть с народом! Собеседник «БИЗНЕС Online» напоминает, что фонд им. Вагапова первым в республике организовал благотворительный концерт татарской эстрады для оказания гуманитарной помощи жителям Донбасса, после чего многие татарские артисты подхватили данную инициативу. «Абсолютно правильно, что сегодня война ведется и на культурном фронте. Идет жесточайшая идеологическая война, — напоминает Фаттахов. — В этом плане наш новый проект — международный музыкальный фестиваль „Восточный базар в Казани“, который совсем недавно собрал на одной сцене представителей 22 национальных культур из 11 стран, также работает на укрепление культурных позиций РФ, ее культурной привлекательности. Так что идеи, цели „Культурного фронта России“ нам близки и понятны. Более того, мы в этом плане уже давно работаем».
О перспективах движения и причинах его создания размышляет политолог Павел Салин. «Здесь вопрос — кому необходимо это движение? — указывает эксперт „БИЗНЕС Online“. — Если исходить из интересов власти, то ей это нужно по одной простой причине: любое общество можно разделить на две социальные группы — элита и население, а в подгруппе элиты выделить лидеров общественного мнения. Как правило, эта группа вербализует коллективно-бессознательное. То есть изменения, которые происходят в общественном мнении и во мнении элиты, через различные культурные продукты транслирует на широкие слои населения». По словам Салина, с началом украинской кампании самой большой проблемой для власти стала именно позиция культурной элиты: «Значительная ее часть начала манифестировать точку зрения, которая идет вразрез с политикой власти». Соответственно, обеспечение ее лояльности стало важной невоенной внутриполитической задачей.
«Для того чтобы обеспечить лояльность, власть применила различные инструменты кнута (запрет упоминаний отдельных деятелей культуры) и пряника, работа велась индивидуально, — напоминает Салин. — Но у властей нет ресурсов на постоянном уровне вести такую работу, необходимы какие-то организационные механизмы. Таким образом, создается механизм, который претендует взять на себя разработку и поддержание лояльности культурной элиты курсу власти».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 60
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.