Сегодня солидную круглую дату отмечает директор республиканского центра по поддержке творчески одаренных детей и молодежи «Созвездие-Йолдызлык» Дмитрий Туманов. За одним из самых ярких культурных менеджеров республики стоят тысячи детей, которые прошли через этот знаменитый конкурс, признанный далеко за пределами Татарстана. В интервью «БИЗНЕС Online» Туманов рассказал, в чем главная проблема чиновников, занимающихся культурой, как жизнь страны зависит от количества хороших спектаклей.
Дмитрий Туманов — настоящий человек-оркестр. Результаты работы Туманова говорят сами за себя — конкурс для одаренных детей республики «Созвездие-Йолдызлык» гремит уже не первый десяток лет, набирает обороты и конкурс рабочей молодежи «Безнең заман»
Человек-оркестр
Дмитрий Туманов — настоящий человек-оркестр. Когда он приходит на интервью, стены в офисе дрожат от зычного голоса некогда ведущего артиста Качаловского театра, а на каждом большом чиновничьем собрании появление Туманова всегда вызывает оживление в зале, ведь он способен отвлечь на себя внимание в любой аудитории. Его не очень любят чиновники, потому что наш герой всегда привык идти до победного конца и никакое «нет» для него не является поводом опускать руки.
В самом культурном мире республики к нему неоднозначное отношение. Но результаты работы Туманова говорят сами за себя — конкурс для одаренных детей республики «Созвездие-Йолдызлык» гремит уже не первый десяток лет, набирает обороты и конкурс рабочей молодежи «Безнең заман». Конечно, грустным событием года стал пожар в новехонькой арт-резиденции «Созвездие-Йолдызлык», где Туманов реализовал мечту о собственном театре. Об этом происшествии он не любит говорить, предлагая адресовать вопросы учредителям из минмолодежи. А сам театр продолжает функционировать, даже оставшись без площадки. И вот буквально на прошлой неделе «Созвездие-Йолдызлык» представил свой первый спектакль на татарском языке, в Балтасинском районе случилась премьера — «Ерак йолдыз яктысы» («Свет далекой звезды»), посвященная поэту Хасану Туфану. Кстати, русскоязычная версия этой постановки уже стала хитом арт-резиденции.
Дмитрий Туманов: «У нас потрясающе талантливые молодые поколения — дети, подростки, работающая молодежь… Татарстан возглавляют дальновидные, понимающие и чуткие руководители»
«Самое страшное «ядерное оружие» — разрушение культуры»
— Дмитрий Александрович, вопрос, подходящий к разговору по случаю юбилея: вы чувствуете себя счастливым человеком?
— Я очень счастлив! Дело не в юбилейных датах как таковых, а в том, что это показатель жизнеспособности, востребованности проектов, которые задумал и реализовал. Безумно люблю нашу республику, место, где я живу, — самое счастливое место в мире. У нас потрясающе талантливые молодые поколения — дети, подростки, работающая молодежь… Татарстан возглавляют дальновидные, понимающие и чуткие руководители…
Я человек неудобный. Когда создавал «Созвездие», то был единственным, кто убрал коррупцию из детского творчества. Это не всем понравилось. И я безмерно благодарен Минтимеру Шариповичу Шаймиеву и Рустаму Нургалиевичу Минниханову, которые поддержали и поддерживают этот проект с первого дня. А последние 10 лет огромное внимание уделяется и проекту «Наше время — Безнен заман». Время показало правильность наших начинаний. Фестиваль «Созвездие-Йолдызлык» стал брендом Татарстана, его значимость высоко оценена в 2009 году министрами стран ШОС, а с 2015-го он проходит под эгидой ЮНЕСКО. В 2019 году патроната ЮНЕСКО (организация содействия сохранению нематериального, духовного, культурного наследия, защиты равенства всех культур) удостоился и фестиваль творчества работающей молодежи «Безнен заман».
— С вашими проектами все, как говорится, сложилось… Что волнует вас сегодня?
— Наша команда делает все возможное, чтобы проекты, о которых мы говорили, жили и развивались еще долгие годы, — они нужны республике, стране, обществу. Но замыслов еще много, и они ждут реализации, во всяком случае очень на это надеюсь. А если говорить о том, что меня волнует в глобальном плане, то это ситуация, сложившаяся в культурной сфере. А она всеобъемлющая, так как включает в себя не только искусство, но историю и религию, образование и воспитание, патриотизм и гражданственность и в конечном счете определяет уклад жизни каждого человека, каждой семьи и всей страны. Впитанные через культуру знания, воспитанные через нее чувства влияют на производительность и качество труда, формируют желание трудиться на благо своей Родины, своего народа.
Самое страшное «ядерное оружие» — разрушение культуры. Гитлер говорил: «В первую очередь на славянских землях мы должны отнять культуру и заменить ее нашими бытовыми продуктами, для того чтобы рабам было сподручнее доставать ископаемые на нужды третьего рейха». И британцы с нами это сделали за 30 лет — только без войны — через навязанные нам чуждые ценности, транслируемые с телевизионных экранов, театральных сцен, через всемирную паутину — интернет… Эти зрелищные индустрии ничего не несут, кроме вреда. Что мы видим, что видят, на чем растут, воспитываются наши дети? «Дом-2», «Пусть говорят» и еще массу непотребных программ, уровень познавательности, полезности для ума и чувств которых вне всякой критики. Театр грешит засильем неоправданных экспериментов и новых форматов (в действительности ничего нового в них нет, имеющиеся бы театральные форматы освоить!), за которыми пустота — ни мысли, ни слова, ни чувств. Классиков перевирают всякий на свой лад, убивая саму заложенную великим драматургом великую идею. Новомодные режиссеры творят (а вернее, вытворяют) в заблуждении «Я создаю мир, я есть все».
В эпоху свободы все думают о деньгах, а талант, как правило, не признается. Современная драматургия грешит мелкотемьем, в ней много депрессивного, унылого или с точностью до наоборот — развязного и пошло-веселенького. То же самое можно сказать о кинематографе, где (за редким исключением) герои — бандиты или недобросовестные представители силовых структур либо органов власти, сюжет — погони и перестрелки…
Молодые поколения отучили читать, думать, фантазировать, подсунув вместо творческого процесса (а чтение — это творческий процесс) клиповые сюжеты. Кстати, на Западе чтение книг уже давно удел избранных, основная масса воспитана на комиксах — картинках с подписями. Это не может быть образцом для нас — некогда самой читающей страны мира. А это очень серьезно, ведь культура — основный рычаг разведок, их проникновения, завоевания территорий.
Президент Владимир Владимирович Путин озабочен сохранением культурного кода российского народа, считая его наиважнейшим в деле охраны национальной безопасности, национального духовного суверенитета. А потеря национального духовного суверенитета неизбежно ведет к потере суверенитета географического. Вот что меня волнует сегодня.
«За театральный сезон арт-резиденции «Созвездие-Йолдызлык» нами поставлено 11 спектаклей. В их числе два академического уровня, два — муниципального, несколько в рамках школьной программы — русская поэзия, татарская…»
«У нас в министерстве финансов нет человека, который бы окончил тот же ГИТИС»
— И каким вы видите выход из этой ситуации?
— Есть прекрасная цитата Станиславского (я вольно, конечно, пересказываю): «Я на создание театра бросил и потратил все свое состояние, для того чтобы в мире пошлости, мракобесия, уродства царила правда и красота». Это и есть формула, по которой мы должны жить, — правда и красота. Как сказано, «образ Божий нам дан от рождения, а подобия его мы должны достигнуть». Искусство — это передача красоты от поколения к поколению, для того чтобы человек совершенствовался бесконечно и в конце концов стал соответствовать своему космическому предназначению — стал существом высшей духовности.
Для начала всем, кто трудится в сфере культуры — творческим работникам, экспертам, принимающим сценарии, дающим оценку произведениям искусства, чиновникам, специалистам профильных министерств и ведомств, в том числе рассматривающим экономические вопросы, — стоит изучить Соломона Волкова — «История русской культуры XX века от Льва Толстого до Александра Солженицына»: там все описано. Обязательно прочитать «Этику» Станиславского, «Искусство» Кетлера и труд великого философа XVIII века Лессинга «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии» — это о том, что можно делать в культуре и чего нельзя делать и чем один жанр искусства отличается от другого.
— Трудно ждать от всех чиновников быть специалистами в области культуры.
— У нас в министерстве финансов нет человека, который бы окончил тот же ГИТИС и представлял бы стратегические задачи и значимость культуры в масштабе республики и страны. Роль культуры в обществе, ее значение для человека невозможно оценивать в граммах, штуках, литрах и прочих материальных измерениях. Вернее, можно, но это долгий и трудоемкий процесс, требующий системности и скрупулезного анализа. Приведу пример — наш фестиваль творчества работающей молодежи «Наше время — Безнен заман». За 10 лет стало заметно, что у тех работников предприятий и организаций, кто принимает участие в фестивальных конкурсах, занимается творчеством, реализует свой потенциал на сцене, повышается отдача на рабочих местах. Это признают сами сотрудники и руководители предприятий и организаций. Но имеющиеся данные, эти говорящие реальные цифры и факты, еще никто не свел воедино, не вывел математической формулы «талант + творчество + искусство + профессионализм = …» . А она бы наглядно показывала фомам неверующим прикладную значимость творчества и искусства для производства ВВП. Кому-то еще предстоит написать эту диссертацию и стать первооткрывателем вроде бы очевидных вещей. А пока деньги выделяются по уровню раскрученности имени автора проекта, чему далеко не всегда соответствует его настоящий уровень, по протекции или даже по наитию — «кажется, это того стоит». Заключений компетентных экспертов нет, как и широкого обсуждения с общественностью. Этот вопрос можно решить, было бы желание.
Есть проблема с творческими кадрами, и она вытекает из нехватки кадров педагогических. Настоящих мастеров, способных передать гуманистические традиции российского искусства, накопленные десятилетиями знания и опыт, почти не осталось, последнее поколение вымирает. Сегодня сценические науки преподают не профессионалы, а теоретики. Это характерно и для Татарстана, и для России в целом. Но тут нам повезло, в республике есть такой человек, как ректор Казанского института культуры Роза Шайхайдаровна Ахмадиева. Она ученый и действительно хочет поднять образование в институте на новый уровень, благодаря ей в его стенах лекции читают настоящие мастера, профессионалы театра и кино, которые с удовольствием приезжают по ее приглашению в Казань.
— Вашему движению «Созвездие-Йолдызлык» президент Татарстана выделил здание под арт-резиденцию, в стенах которой действует и театр «Созвездие-Йолдызлык»…
— Одним из действенных инструментов культуры, способных объединить общество вокруг общей идеи, традиционных российских ценностей, является театр. Поэтому его надо развивать, театров должно быть много. Сегодня правительством страны, республики поставлена задача в каждой школе создать театр. Этот вопрос я поднял в разговоре с ректором Вахтанговского училища Евгением Владимировичем Князевым, который сообщил, что именно Вахтанговскому училищу поручено разработать программу по созданию театра в каждой российской школе и принять участие в ее реализации. Слава богу! В Оксфорде — 21 театральная студия, в одну из них меценат вложил 20 миллионов долларов. Если у нас будут такие меценаты, то государственные решения станут претворяться в жизнь быстрее и качественнее.
А для татарстанских школьных и вузовских театров, театральных студий при сельских клубах и районных дворцов культуры (да и не только театров!), а и других творческих объединений нужно готовить педагогов, режиссеров, искусствоведов, сценаристов, критиков и других специалистов. Например, 10 театральных критиков, 10 режиссеров в Российском институте культуры и искусств — там Фильштинский, там не потеряна школа, там дают качественное образование. Или набрать 10 перспективных ребят и режиссеров и обучить в ГИТИСе. Это тоже традиции, тоже школа! Предвижу возражения: а вдруг они получат дипломы и не вернутся в республику? Все просто — посадить на жесткий контракт на 25 лет! Со всеми, кто в «Созвездии-Йолдызлык» учился, заключен контракт на 14 лет. Да, они обязаны, где бы ни работали, в каком бы городе ни жили, проводить мастер-классы в деревнях и селах Татарстана… И ничего, приезжают, отрабатывают, при этом участвуют и в других проектах. У нашей звезды Рузиля Гатина, ангажированного в Ла Скала и другие крупнейшие театры мира, бессрочный контракт. И он, как человек высокой порядочности, его выполняет.
В продолжение разговора о подготовке собственных специалистов… Надо подготовить сценографов. Срочно набрать человек 10 на целевой курс МХАТа и целевой курс кинокритиков, искусствоведов! У нас есть Суриковское училище, Репинка — везде должны учиться татарстанские ребята. Уверен, все они будут востребованы на родной земле.
«У нашей звезды Рузиля Гатина, ангажированного в Ла Скала и другие крупнейшие театры мира, бессрочный контракт. И он, как человек высокой порядочности, его выполняет»
— А у нас есть Казанское театральное училище, которому исполняется 100 лет, в нем готовят артистов для театров…
— Великий юбилей. Великая история. Великие традиции. Какие педагоги работали в стенах Казанского театрального в свое время! Легендарная фигура Шапиро Арнольда Львовича, у которого были совершенно гениальные методики преподавания. А как он заботился о студентах! Однажды он увидел меня без шапки зимой и отругал, сказав, что голова для актера — это самое важное и ее нужно беречь. Прекрасные были педагоги по речи: Анжелика Алексеева, Масленникова — интеллигенция, какой уже не осталось! Талантливые педагоги по танцу Анна Федоровна Гацулина, Сания Хасановна Хантимирова (я занимался у нее по сценическому движению) и незабываемая Роза Гавриловна Филлипенко. Благодаря их харизме, обаянию все в училище было проникнуто интеллигентностью и красотой.
И выпускниками училища республика может гордиться. Среди них Рамиль Тухватуллин (он начинал учиться у Петра Семеновича Маслова, а затем его Марсель Хакимович Салимжанов забрал к себе на татарский курс), Хания Фархи (для меня «Альдермеш» — одна из величайших песен до сих пор), Лена Ненашева (большая трагедия — ее переезд в Махачкалу). Есть и другие, не менее яркие артисты. Я сам окончил наше Казанское театральное училище, причем с красным дипломом. Поступил в 14 лет, это был 1978 год, меня взял великий Ефим Золотарев и Владимир Портнов — при них у Качаловского театра был золотой период. Параллельно учился в школе рабочей молодежи. В месте, где живет творчество, очень много тайн, сакральных знаний, порой изнуряющей работы, настоящего ремесла. Прежде чем стать актером и мастером, ты должен столько трудиться! На первом курсе я был у Золотарева, и мне так было тяжело, что даже хотел уйти. Подошел к Ефиму Юрьевичу перед первой сессией и сказал: «Вы знаете, это не мое. У меня от перегрузок кровь литрами течет из носа». Он меня отговорил, конечно. А, например, Юрий Степанович Федотов ходил по ночам и проговаривал сцены. Нам довелось видеть настоящих, великих мастеров актерского искусства. На втором курсе я был учеником, хоть и опосредованно, Топоркова — одного из выдающихся артистов МХАТа, меня учил Маслов — народный артист Татарстана. Кстати, он выпустился вместе с Олегом Ефремовым в 1949-м из МХАТа. Я говорю об этом с гордостью, вспоминаю с ностальгией.
— Недавно художественный руководитель Качаловского театра Александр Славутский сильно раскритиковал казанское училище. Что об этом думаете?
— А что училище критиковать? Ему помогать надо! На мой взгляд, Казанское театральное училище, как, кстати, и Иркутское (по-моему, их всего два специализированных осталось в стране), выполняет очень серьезную функцию. В его стенах готовят тех, кто совершает ежедневный подвиг — работает в провинциальных театрах Российской Федерации. Эти ребята знают, как им будет сложно, что простых путей нет.
«Если не будет театрального училища, кто станет играть в наших театрах? Москвичи не едут в провинцию»
Если не будет театрального училища, кто будет играть в наших театрах? Москвичи не едут в провинцию. Они работают официантами, барменами, придумывают эксперименты, перформансы, новые формы идиотизма. А наши — едут в Мичуринск, Минусинск, Бугульму (Слава Юдин — огромный талант), Ульяновск, Атню. Например, наш выпускник Александр Крайнов (курс Маргариты Кобчиковой) служит в Тверском академическом драматическом театре, снимается в кино; Зырянов работает в Чебоксарах; выпускник курса Татьяны Корнишиной Руслан Нанава сейчас главный режиссер театра на Васильевском в Петербурге. Он, кстати, муж актрисы Светланы Смирновой-Марцинкевич, которая родилась в Казани, а она дочь актрисы Ирины Марцинкевич, которая тоже окончила наше училище. Таких примеров много. Если отмечать на карте страны, где работают наши ребята, почти все регионы, города будут отмечены. А еще выпускники и нынешние ученики Казанского театрального училища служат в театре «Созвездие-Йолдызлык», мы их ценим и любим.
Безусловно, изменения нужны, причем серьезные, — это касается и педагогического состава, и капитального ремонта здания, и оснащения классов, репетиционных залов, буфета наконец… Сегодня огромная ответственность лежит на плечах его директора, доктора философских наук и театроведа Руфины Тазетдиновой, которая озабочена и образовательной программой, и подбором кадров, и проведением ремонта (кстати, училище располагается в красивейшем историческом здании) для создания нормальных условий для учеников и преподавателей. Не говоря уже о том, сколько сил, креатива, организационного таланта потребовалось на подготовку и проведение цикла юбилейных мероприятий. Хотелось бы, чтобы ответственные за культуру чиновники относились к своему делу не формально, а болели душой, чаще звонили и спрашивали, как дела и чем помочь! Я не согласен с тем, что у нас в стране и республике определенные лица получают на свои проекты, развитие своих учреждений по 100–200 миллионов рублей. А некоторые не получают ничего. За театральный сезон арт-резиденции «Созвездие-Йолдызлык» нами поставлено 11 спектаклей. В их числе два академического уровня, два — муниципального, несколько в рамках школьной программы — русская поэзия, татарская… Практически все они доступны по «Пушкинской карте». (И это не считая концертов, благотворительных и праздничных мероприятий в стенах нашего театра.) Я ни копейки из бюджета не попросил и не получил. А те, кто получает финансовую поддержку, делают одну-две постановки в год, выдают за премьеры спектакли, которые уже давно идут на сцене. Например, «Семейный портрет с посторонним». Или растягивают репетиционный период на невозможно, немыслимо длительное время, как, например, «Ревизора». Для чего это делается? И другой вопрос: почему подобное допускается? А все потому, что несведущие люди, принимающие важные решения по финансированию театра ли, спектакля ли, считают, что театр создан и служит для того, чтобы творцам самовыражаться, [выражать] свое эго. А самая главная беда этих экспериментов, за которые просят, голосуют, ратуют сейчас многие официальные лица и которые поддерживает министерство культуры РТ, — в том, что они придают вещам несуществующие смыслы.
«Я знаю, у меня всегда все получалось. И вообще, если бы татары захотели, то давно захватили бы Голливуд и Бродвей»
«Человек с обытовленным сознанием не способен к созиданию»
— Говоря о театре, актерах, искусстве и культуре, вы обязательно говорите о духовности… Это важно с профессиональной точки зрения?
— Так это и есть самое главное, что несет в себе культура… Это то, без чего нет артиста… Человек с обытовленным сознанием не способен к созиданию.
Что формирует творческую личность? У Петра Ершова есть на эту тему книга (очень рекомендую всем ознакомиться), которая называется «Происхождение духовности». Первые потребности — витальные (размножение, еда, питье, прочие разные наши физиологические вещи, что нас роднит с животными). Вторые — социальные потребности (это про то, какую иерархию ты занимаешь среди профессионалов). Третьи — идеальные потребности. Они находятся глубоко, но они-то и определяют нашу жизнь. Среди невитальных потребностей — совесть. Человек с совестью не будет халтурить на рабочем месте, не станет заниматься непотребством ни на сцене, ни в жизни. Человек — единственное живое существо, которое за идеи может пожертвовать жизнью. На этом фундаменте построен фестиваль «Созвездие-Йолдыхлык», где дети и молодые люди получают уроки добра, красоты, дружбы, сопереживания и счастья от того, что дарят свое творчество, свою чистую, светлую энергию миру. Это лежит в основе фестиваля творчества работающей молодежи «Наше время — Безнен заман», который из рабочего человека формирует человека духовного. Это служит основой театра «Созвездие-Йолдызлык», где репертуар строится на высоконравственных, высокодуховных произведениях, возвышающих человека, показывающих путь к свету.
Один из наших репертуарных спектаклей, премьерой которого открылся театральный сезон 2021 года, стал спектакль-притча «Свет далекой звезды» по мотивам жизни и творчества нашего выдающегося поэта, лауреата премии имени Габдуллы Тукая Хасана Туфана. Это полностью наше детище: от идеи, автором которой являюсь я, написания пьесы (ее автор — завлит театра Елена Аржакова) до воплощения замысла талантливым режиссером Рашидом Загидуллиным… Как проникновенно в спектакле играют артисты! Искандер Нуризянов, создавший образ главного героя, играет так, что временами кажется, что это сам Хасан Туфан — взрослеющий, любящий и любимый, страдающий, борющийся, читающий свои стихи…
— Создается впечатление, что этот спектакль значит для вас очень много.
— Я связан с личностью Хасана Туфана через моего отца, известного художника-графика Александра Туманова. Он иллюстрировал одну из последних книг поэта и, работая над офортами, очень тесно с ним общался. Благодаря этому обстоятельству с творчеством и судьбой нашего великого земляка я знаком очень давно, как и с биографиями большинства прекрасных татарских деятелей культуры и искусства. Многие из них, как и Хасан Туфан, были репрессированы, но не всем посчастливилось вернуться домой. Так что «Свет далекой звезды» — это нерукотворный памятник не только герою спектакля, но и всем, кто не сдался под натиском жизненных обстоятельств, сохранил достоинство и честь, смог до конца остаться человеком. Мы единственный театр, где спектакль поставлен на русском и татарском языках. Вот я почему так счастлив…
Сейчас я задумал поставить «Свадьбу Кречинского» Сухова-Кобылина. На мой взгляд, очень своевременный спектакль — о подлости и простодушии, девичьей чести, надеждах и разочарованиях. В нем заявлены очень известные, талантливые и потому высокогонорарные артисты (не буду раскрывать интригу). Но у меня нет денег на эту постановку. И никого это не волнует.
— А если вам дадут денег — много — и скажут: «Туманов, держите, все, что хотите, делайте…»?
— О, тогда я поставлю «Свадьбу Кречинского» с лучшим актерским составом (конечно же, нашего театра) и приглашенными мастерами сцены. И много других нужных, полезных, красивых, познавательных, высокодуховных, прекрасных во всех отношениях спектаклей. И зритель, увидев эти постановки, получит не только эстетическое удовольствие, но станет немного счастливее, немного лучше себя самого… А чем больше хороших спектаклей, тем больше счастливых зрителей, тем счастливее и успешнее станут наша республики и наша страна.
А еще я мечтаю за остаток своей жизни (не думаю, что он будет долгим, со стороны мамы нет долгожителей, она сама ушла в 43 года) снять фильм, получить «Оскар» и подарить Татарстану. У меня есть сценарий, который точно возьмет «Оскар». Я знаю, у меня всегда все получалось. И вообще, если бы татары захотели, то давно захватили бы Голливуд и Бродвей. Потеснили бы своими перемячами и беляшами «Макдоналдс» с его уныло-стандартной едой. И через национальную кухню, через высококлассный культурный творческий продукт мы быстро поменяли бы их сознание в нужное жизненное русло, каким завещал его людям Земли сам Всевышний. И наши фильмы, наши спектакли шли бы по всему миру. Почему именно татары, именно Татарстан? Да потому что у нас есть «Созвездие», есть «Безнен заман», есть театр «Созвездие-Йолдызлык»… А главное, в нас жив и силен генетический культурный код нации.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.