Бывший голкипер «Рубина» Сергей Рыжиков на прошлой неделе презентовал свою автобиографию «Вратарь из народа». В ней он среди прочего рассказал о том, как, завершив карьеру, решил стать тренером и, чтобы набраться опыта, отправился на стажировку к Леониду Слуцкому. «БИЗНЕС Online» публикует отрывок из книги, в котором Рыжиков рассказывает о методах работы именитого тренера и приводит некоторые подробности о внутренней кухне клуба.
Сергей Рыжиков на прошлой неделе презентовал свою книгу. Публикуем небольшой отрывок, в котором бывший голкипер «Рубина» рассказывает о внутренней кухне клуба
Слуцкий и Осинькин — два подхода
Из российских тренеров я был на стажировках у Леонида Слуцкого в «Рубине» и Игоря Осинькина в «Крыльях Советов». Почему выбрал именно их? Тренеры привлекали своими опытом и результатом. Леонид Викторович давно стал в России очень успешным тренером, поработал в Англии и Голландии, и мне очень интересно было посмотреть, какой сейчас, после возвращения из Европы, у Слуцкого тренировочный процесс. Связался через Олега Кузьмина, он передал главному тренеру мою просьбу. Леонид Викторович отреагировал очень позитивно. Сказал: «В любой день приходи и смотри».
Повлияла ли на его работу Европа? Я однозначно сказать не могу — до отъезда Слуцкого его работу не видел. А из особо интересного в его подходе отметил «преактивацию», которой футболисты «Рубина» занимаются перед каждой тренировкой. Все работают в тренажерном зале, поделившись на группы, — крутят велосипед, выполняют упражнения на ролах, качают пресс, работают со стабилизаторами. Для профилактики травматизма тщательно работают с проблемными зонами — у кого-то это пресс, у кого-то — колени, у других — паховые мышцы.
«Цель преактивации — сократить время разминки на поле. Там разминка укладывается в 5–7 минут — и сразу начинается работа с мячами. Для меня это оказалось очень интересным новшеством»
Все это под чутким руководством тренера по физической подготовке. Такое предварительное занятие длится 30 минут, а направленность каждый день меняется в зависимости от задач основной части тренировки. Цель этой преактивации — сократить время разминки на поле. Там разминка укладывается в 5–7 минут — и сразу начинается работа с мячами. Для меня это оказалось очень интересным новшеством. Общались мы с Леонидом Слуцким очень много. В конце моей стажировки два часа ходили в Казани по набережной и разговаривали.
Был я в Самаре у Игоря Осинькина. Он вернул «Крылья» в премьер-лигу, причем из ФНЛ они вышли с большим запасом очков от преследователей, показывали хороший футбол — с мыслью, на высокой скорости, с постоянным созданием острых моментов. Такой же футбол выделяет «Крылья Советов» и в премьер-лиге. Мне эта игра нравится. Поэтому захотелось посмотреть и работу Осинькина. К тому же от Казани до Самары недалеко — сел в машину и приехал. Общение с Игорем Витальевичем тоже было постоянным. Оставались после каждой тренировки и обсуждали ее. У обоих тренеров я смотрел недельный цикл занятий. Как они этот цикл выстраивают, как меняют нагрузки и подводят футболистов к матчам.
Также у обоих очень интересно было посмотреть и теоретические занятия — мне на них разрешили присутствовать. Разбирали игру соперников, занятия были удобными для восприятия, не затягивались: полчаса — это максимум.
«В России футбол — это битва, в которой для многих важен только счет на табло. В Англии же, кроме побед и трофеев, очень ценят саму игру. И это, я считаю, правильно»
Умение ценить игру, а не битву
Запомнился рассказ Слуцкого о его работе в Европе. Там Леонид Викторович Слуцкий впечатлился отношением. При первой же встрече Слуцкий сказал, что нам английского умения ценить игру и получать удовольствие от зрелища не хватает. В России футбол — это битва, в которой для многих важен только счет на табло. В Англии же, кроме побед и трофеев, очень ценят саму игру. И это, я считаю, правильно.
Рассказывал, что его изумил эпизод после поражения «Халл Сити» на своем поле. Он после матча уходил, опустив голову, к нему подходит болельщик: «Леонид, спасибо!» — «За что спасибо? Мы же проиграли?» — «За эмоции, которые испытали от игры. Да, мы проиграли, но матч был фантастический!» Люди там ходят наслаждаться зрелищем. Не выражать на трибунах негатив, а зарядиться эмоциями. Для болельщиков в Англии главное, чтобы игра была захватывающей — с обилием моментов, чтоб никто не филонил, а футболисты даже на последней минуте на заднице катались. Чтоб искры из-под бутс летели!
Болельщики там приветствуют быстрые атаки с вертикальными передачами. Академичный футбол c долгим перекатыванием мяча там уже никому не нравится. Зрителям нужен от футбола драйв! Они идут на стадион как на праздник, зная, что футболисты отдадутся полностью и эмоциональная подзарядка гарантирована — скучно точно не будет. Слуцкий говорил, что такое восприятие футбола его удивило. Там болельщики не зацикливаются на результате, для них главное — эмоции от игры.
Рассказывал, что английские футболисты выполнят любое задание. Скажешь им пробежать тысячу раз — тысячу и пробегут. А характер, бойцовские качества! Леонид Викторович сказал, что за время его работы в «Халле» медицинская бригада ни разу во время тренировки не выбегала на поле. Ни разу! Жесткие стыки, летят искры, футболисты сталкиваются в воздухе, но никто по газону не катается. Встали, голову потерли — и побежали. Удивляло ли это Слуцкого? По эмоциям, с которыми он об этом рассказывал мне, показалось, что в Англии Леонид Викторович испытал в футболе культурный шок. Но так ли это — лучше спросить у него самого.
На примере бывшего нападающего ЦСКА Ахмеда Мусы рассказывал Слуцкий и об отличиях в качестве футболистов. В ЦСКА Муса был самым быстрым — стометровку мог пробежать с фантастической для футболиста скоростью. А пришел в «Лестер» — там таких же скоростных было шестеро! Логично, что на том уровне он потерялся. У нас ведь в РПЛ столь быстрые футболисты — редкость, а для АПЛ — обычное дело даже для средней команды.
Тренировочный процесс у Леонида Слуцкого напомнил Курбана Бердыева. Внешне — никаких различий. Все через мяч. Все так же четко, все организованно. Разминка, упражнения, восстановление — нигде мелочей нет. Все требования понятны каждому, в том числе и штрафные санкции. То же самое увидел и у Игоря Осинькина в «Крыльях». Думаю, организация тренировочного процесса примерно одинакова во всех командах. Ближе к игре — больше акцент на соперника, чаще отрабатываются действия в атаке и защите. Отличия в работе тренеров можно найти на сборах, а вот в недельном цикле все выглядит похоже, набор упражнений используется одинаковый. Наверное, и у Семака так же, как я увидел у Слуцкого и Осинькина.
«Различия между требованиями тренеров создают различия и в стилистике игры команд» (на фото: Юрген Клопп)
С удовольствием поехал бы к Хави Грасии
А выделяются тренеры нюансами. Найти слабости у соперника и придумать, как их использовать, создать коллектив — вот это искусство. Предполагаю, что, например, у Хосепа Гвардиолы и Юргена Клоппа тонкости тренировочного процесса заметно отличаются. У Гвардиолы, наверное, 70–80 процентов времени уделяется контролю мяча, это требует очень тщательной отработки. Как при владении мячом открываться, где во время выхода из обороны должны находиться крайние защитники, а где нападающий — думаю, на такие нюансы Гвардиола обращает большое внимание.
А «Ливерпуль» при Клоппе выделяет агрессивный прессинг и вертикальная атака. Здесь тоже важные нюансы, но уже другие. Когда должны выдвигаться нападающие, как для поддержания плотности нужно располагаться тройке полузащитников, высоко или низко центральные защитники — нюансов тоже очень много. Эти различия между требованиями тренеров создают различия и в стилистике игры команд.
В нашем же футболе этого, к сожалению, очень мало. Вот какой стиль игры у «Зенита»? Я ответить не могу. Есть игроки очень высокого уровня, они грамотно подобраны, хорошо расставлены на поле. Но сформулировать футбольную философию «Зенита» я затрудняюсь. Для РПЛ стилистическая узнаваемость команд — редкость. Выделяется, конечно, «Краснодар», при Сандро Шварце стало отличаться высоким прессингом «Динамо», а при Андрее Талалаеве в похожий агрессивный футбол играет «Ахмат».
Между остальными командами найти отличия намного сложнее. Понятно, что превосходство «Зенита» определяет и тактику многих соперников. Они играют от обороны — и чемпион России вынужденно проводит бо́льшую часть времени в позиционной атаке. А вот если кто-нибудь попробует сыграть против «Зенита» с позиции силы, это будет очень интересно. Я, может быть, рискну когда-нибудь.
Если у наших тренеров я уже на стажировке побывал, то в Европе пока нет. А посмотреть хочется на работу многих тренеров. С удовольствием бы поехал и к Антонио Конте в «Тоттенхэм», и к Карло Анчелотти в «Реал», к Диего Симеоне в «Атлетико». К тому же я читал книгу Анчелотти — он очень интересно описывает управление командой, как он выстраивает отношения с футболистами. Не палкой или пряником, а по-товарищески, находя золотую середину. Для ознакомления с тактическими тонкостями очень бы интересно пообщаться с Нагельсманном в «Баварии» и, конечно, Хосепом Гвардиолой. А еще с удовольствием поехал бы к Хави Грасии, если он примет команду. Жаль, в качестве игрока я европейский футбол не попробовал.
Сергей Рыжиков
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.