Штаты не успевают запустить строительство атомных подводных лодок с ядерным оружием — это основной компонент сдерживания. РФ уже создала такие лодки нового поколения и продолжает создавать «Штаты не успевают запустить строительство атомных подводных лодок с ядерным оружием — это основной компонент сдерживания. РФ уже создала такие лодки нового поколения и продолжает создавать» Фото: © Павел Львов, РИА «Новости»

Штатам не удалось продавить антироссийскую резолюцию

Кто бы ни произвел ракетный удар по Польше, кто бы его ни запланировал — сопутствующие событию обстоятельства подтверждают мою гипотезу: США ни за что не подставят свою страну под ядерный удар, не ради никакой Польши, Литвы. Вообще ни из-за кого. Это я понял, еще когда по роду своей депутатской деятельности, до осложнения отношений России с Западом, работал в группе Россия – НАТО, где присутствовали американские, английские, французские депутаты. Представление об исключительности их страны всегда было присуще американским депутатам. Все остальные для них туземцы.

Повторю, для меня всегда было очевидно, что ради какого-то неисключительного государства свою, по их мнению, неповторимую страну они никогда под удар не подставят. Скорость, с которой Джо Байден сообщил, что это сделали не русские, c которой нашлись доказательства, чтобы даже не обсуждалась эта пятая статья о том, что США должны противостоять России в этих обстоятельствах, я думаю, чрезвычайно значима.

Следующая история. Штаты не успевают запустить строительство атомных подводных лодок с ядерным оружием — это основной компонент сдерживания. РФ уже создала такие лодки нового поколения и продолжает создавать. Атомные подлодки американцев построены больше 30 лет назад, и сроки их пригодности закончатся где-нибудь в 2027-м. С новыми по срокам они не укладываются, так что к тому году образуется дырища в их обороне. В силах ядерного сдерживания они не только не наверстают Россию, но и резко отстанут.

Отсюда попытка, во-первых, форсировать события, во-вторых, перевести ситуацию в плоскость гибридной экономической войны, что еще раз подчеркивают последние события. В этом плане нет особых сомнений, что лидерству США придет конец. Что подтверждает и ситуация на саммите G20, где Соединенным Штатам не удалось продавить свою антироссийскую резолюцию. Кстати, новостное агентство Sputnik сообщает, что российскую делегацию в аэропорту индонезийского острова Бали встретили баннером с обновленной картой РФ. Точка бифуркации, поворот к будущему постамериканскому миру, на мой взгляд, придется как раз примерно на 2027–2028 годы.

Нет особых сомнений, что лидерству США придет конец. Что подтверждает и ситуация на саммите G20, где Соединенным Штатам не удалось продавить свою антироссийскую резолюцию (на фото:  Джо Байден, Олаф Шольц, Педро Санчес, Эммануэль Макрон, Риши Сунак и Джастин Трюдо) «Нет особых сомнений, что лидерству США придет конец. Что подтверждает и ситуация на саммите G20, где Соединенным Штатам не удалось продавить свою антироссийскую резолюцию» (на фото: Джо Байден, Олаф Шольц, Педро Санчес, Эмманюэль Макрон, Риши Сунак и Джастин Трюдо) Фото: © Steffen Hebestreit/dpa/ www.globallookpress.com

Борьба за лидерство в постамериканском мире

Есть даже чрезвычайно интересная научная статья экономиста Евгения Балацкого, которую мне прислал коллега по ЦИМИ, — «Россия в эпицентре геополитической турбулентности: признаки будущего доминирования». C некоторыми базовыми утверждениями в ней я не согласен, но там есть и интересные идеи, экспериментальный материал. На основании экономической истории, общих фундаментальных соображений Балацкий пытается оценить, как будет устроен этот постамериканский мир. Там, в частности, аргументируется утверждение, которое я сам неоднократно делал в «БИЗНЕС Online»: в нынешнем мире и в будущем первичны ресурсы, технологии вторичны, а уж финансовые технологии третичны. В статье это утверждение дается с научным обоснованием. И приводится на данную тему очень важная, интересная таблица, где в систематизированной форме показано, как обстоят дела с ресурсами у стран, в той или иной форме претендующих на лидерство в постамериканском мире.

Понятно, что там не все учитывается, но какое-то представление, какую-то картинку таблица дает. Из этой картинки прямо следует, что Россия лидирует с фантастическим отрывом по ресурсной обеспеченности на душу населения. И это без учета того, что при потеплении Ледовитого океана наша страна будет наращивать свое присутствие в северном шельфе. Безусловно, это самый фундаментальный фактор при оценке того, что будет в постамериканском мире, и его надо учитывать в текущих управленческих решениях.

С этим, к сожалению, у нашего финансово-экономического блока, мягко говоря, не всегда все гладко. Деньги, которые из России скидывают на «черный день», в настоящий «черный день» обязательно отберут. Я об этом писал уже много раз. В ООН даже прошло решение, которое позволяет странам грабить российские денежные ресурсы, скинутые в зарубежные фонды, и передавать их, по сути, на вооружение Украины. А у нас на неделе были отклонены поправки в Думе, которые могли помешать это делать.

Дело в том, что, в какую страну ни отправь, в по-настоящему сложные времена никто хлебом и теплом с чужими не поделится, если будет не хватать своим. И чужие деньги никто не сбережет. Любая страна возьмет и отберет. И тем не менее идея вывоза денег из страны продолжает реализовываться. Представителями финансово-экономического блока говорятся всякие фразы о «тумане неопределенности» в будущем, которые на самом деле означают огромную волатильность, колебания рыночной стоимости по всем ключевым товарам — от первичной энергии, вторичной до продуктов питания.

Частный бизнес, безусловно, неспособен форсировано сбросить деньги на перевооружение. А события на Украине показывают, что России нужно по некоторым компонентам именно это «Частный бизнес, безусловно, не способен форсированно сбросить деньги на перевооружение. А события на Украине показывают, что России нужно по некоторым компонентам именно это» Фото: © Виктор Антонюк, РИА «Новости»

Проблема современной России

Ну и в связи с этим они считают, что нужны структурные реформы и их прежде всего обеспечит частная инициатива. Это стратегически абсолютно неверное утверждение, которое Дума «съела» и которое становится основой законодательно-исполнительной политики на ближайшее будущее. Почему это утверждение неверное? На таблице мы видим: ресурсное превосходство России настолько велико, что если изменение структуры доверить частной инициативе, то частные деньги будут в основном направлены на разграбление и распродажу ресурсов. Это наиболее простое, элементарное, выгодное занятие, по принципу наименьшего действия. Что делал и будет интенсивно делать частный бизнес, если он объявляется главным в структурных реформах страны. Вторая причина — частный бизнес, безусловно, не способен форсированно сбросить деньги на перевооружение. А события на Украине показывают, что России нужно по некоторым компонентам именно это.

И третья причина, почему это утверждение абсолютно неверно, — это как раз та самая огромная неопределенность, огромный уровень ошибок оценивания рыночной стоимости.

На рисунке 1 показана типичная кривая роста. Если в обстановке большой неопределенности выход из кризиса доверяется частному бизнесу — гарантировано практически прекращение экономического роста, болтанка в кризисы, спад на долгие годы. Хотя ясно, что в такой ситуации должна существенно расти доля собственности государства. Роль государства в целом не только в определении стратегических перспектив, но вплоть до стабилизации цен.

На рисунке 2 показано, что, даже если просто наращиваешь долю собственности государства, которое работает хуже лучших частников, но лучше худших, с существенно меньшей волатильностью по ценам, ситуация стабилизируется даже одним этим фактором. И в принципе обеспечивается приемлемый экономический рост даже в условиях высочайшей неопределенности всех параметров системы. На мой взгляд, это как раз главное. Есть все основания для того, чтобы и в ближайшие годы, и в оперативной перспективе Россия обеспечивала очень хороший экономический рост и выбивалась в лидеры. Но, повторю, управленческие решения финансово-экономического блока совершенно не соответствуют тем задачам, которые сейчас перед страной стоят и реализуют абсолютно ошибочные решения. В этом, на мой взгляд, проблема современной России.