Стартовал XII Международный фестиваль новой музыки им. Софии Губайдулиной Сoncordia Стартовал XII международный фестиваль новой музыки им. Софии Губайдулиной Сoncordia

«Завывания причудливых слонов и космическое звучание синтезаторов»

«Сoncordia не фестиваль эпатажа и музыки, которую люди сейчас воспринимать не могут», — цитирует художественного руководителя ГАСО РТ Александра Сладковского пресс-служба оркестра. И действительно, концерт-открытие в минувшую среду собрал в ГБКЗ им. Сайдашева не меньше меломанов, чем условный бетховенский вечер, а желающих покинуть зал в антракте не нашлось. При этом программы форума, восполняя весомые репертуарные пробелы, позволяют артистам исполнять редкие, незаигранные сочинения, а публике — безболезненно развиваться.

Так, Вторая симфония Сергея Прокофьева не только казанская премьера, но и в целом нечастый гость на отечественных сценах: по словам дирижера Филиппа Чижевского, последний раз ее исполнял Владимир Юровский в Концертном зале им. Чайковского в 2015 году. Скрипичный концерт современного американского композитора Джона Адамса также прозвучал в Казани впервые (кстати, его российская премьера прошла в Московской филармонии только прошлой весной).

«Быть буквоедом в искусстве опасно»: с ГАСО РТ выступит звездный маэстро Филипп Чижевский

«Программа довольно радикальна, что хорошо для фестиваля современной музыки, — рассказывал в интервью „БИЗНЕС Оnline“ в канун старта форума Чижевский. — Концерт Адамса яркий, виртуозный и во-многом корреспондирует с симфонией Прокофьева. Мы услышим бескомпромиссность конструктивистского письма, эксперименты с ритмами и танцами разных народов, первобытные образы природы, завывания причудливых огромных слонов и космическое звучание синтезаторов».

Во многом благодаря Елене Ревич, умеющей окрасить любую музыку благородным, бархатным тембром и обнажить детали. Ее скрипка «плакала» и «пела» даже в колких staccato и вихревых пассажах-импровизациях Елена Ревич умеет окрасить любую музыку благородным, бархатным тембром и обнажить детали. Ее скрипка «плакала и пела» даже в колких staccato и вихревых пассажах-импровизациях

Американский минимализм vs русская душа

Все это действительно есть в хлестких, забористых, почти минималистских партитурах, однако в руках татарстанских музыкантов они существенно преобразились. Открывший вечер концерт американца Адамса обрел флер меланхолии, проникновенный лиризм и русскую распевность. Во многом благодаря Елене Ревич, умеющей окрасить любую музыку благородным, бархатным тембром и обнажить детали. Ее скрипка «плакала и пела» даже в колких staccato и вихревых пассажах-импровизациях. Что уж говорить о кантиленной, вариационной Чаконе, где артистка продемонстрировала все богатство приемов звукоизвлечения, агогики и широкой русской души.

Обычно сплоченный и сдержанный по темпераменту ГАСО РТ последовал за ней — купался в нюансах оркестровки и, поддерживая общий баланс, превратился в ансамбль солистов. Однако свойственные русскому распеву rubato (произвольные ускорения и замедления темпа) позволял себе лишь изредка. За это поблагодарим уже Чижевского, неукоснительно следовавшего авторским метрономам. Маэстро не только выполнил поставленные себе задачи — «не терять длинных фраз в медленной части и не суетиться — в быстрых», но и раскрыл элитарную красоту музыки Адамса. Особенно впечатлили нежнейшие ирреальные пианиссимо — во время них в зале не было ни единого шороха.

Маэстро не только выполнил поставленные себе задачи — «не терять длинных фраз в медленной части и не суетиться — в быстрых», но и раскрыл элитарную красоту музыки Адамса Маэстро не только выполнил поставленные себе задачи — «не терять длинных фраз в медленной части и не суетиться — в быстрых», но и раскрыл элитарную красоту музыки Адамса

Беспощадный рок и безмятежный пленэр

Симфония Прокофьева, напротив, снесла шквалом звука и темповой свободой. Оркестр исполнил ее столь уверенно и дерзко, что даже не сразу веришь в дебют маэстро (Второй симфонией Чижевский продирижировал впервые и счел «современнее некоторых опусов XXI века»). Подчеркнув лаконизм симфонии (двухчастное полотно «пролетело» в один миг), он не только не утомил слушателя, но и в 40 минутах аккумулировал ее заглавные образы — беспощадный рок и безмятежный пленэр.

Первый сконцентрирован в бурном, низкочастотном Allegro ben articolato с экзальтированными взрывами меди, острыми репликами контрафагота, выразительным контрабасовым соло. Второй — в экспрессивном Andante, расслаиваясь по контрастным, искусно вытканным вариациям (своеобразная перекличка с концертом Адамса, накануне отмеченная дирижером).

С ГАСО РТ Чижевский выступает только второй раз, но неосведомленный зритель может подумать, что всю жизнь — настолько чутко реагирует коллектив на каждый вздох и движение руки маэстро С ГАСО РТ Чижевский выступает только второй раз, но неосведомленный зритель может подумать, что всю жизнь — настолько чутко реагирует коллектив на каждый вздох и движение руки маэстро

Ожидания и перспективы

С ГАСО РТ Чижевский выступает только второй раз, но неосведомленный зритель может подумать, что всю жизнь — настолько чутко реагирует коллектив на каждый вздох и движение руки маэстро. Что это — крепкий профессионализм или личная симпатия к харизматичному модному дирижеру, остается гадать. Но, очевидно, на наших глазах рождается «взаимовыгодный» тандем, а перед худруком ГАСО РТ Сладковским, который не боится конкуренции и приглашает для работы со своим коллективом лучших дирижеров, можно только снять шляпу. А еще стоит пожалеть, что пока с госоркестром Татарстана Чижевский встречается сравнительно редко — с интервалом в год. Хотя после успеха на фестивале, возможно, есть надежда на более частые встречи.

Concordia продлится в Казани до 30 ноября. В рамках форума публика услышит еще четыре программы современной музыки (от Бернстайна до Шнитке), а за пульт ГАСО РТ встанут именитые дирижеры — россияне Сергей Скрипка и Валерий Полянский, франко-американец Джордж Пехливанян и эстонец Андрес Мустонен.