«Действительно, цены на самое необходимое для комплектования мобилизованных выросли до небес. Непонятно — почему, на каком основании» «Действительно, цены на самое необходимое для комплектования мобилизованных выросли до небес. Непонятно почему, на каком основании» Фото: «БИЗНЕС Online»

Одна жалоба на подорожавшие бронежилеты

«Если к нам поступает поручение прокуратуры, проверки будут проводиться. Однако на сегодняшний день такие поручения не поступали, в связи с этим проверки не осуществлялись», — заявила заместитель руководителя татарстанского УФАС Венера Чернова, комментируя журналистам ситуацию с ростом цен на обмундирование. Она рассказала, что после объявления частичной мобилизации в антимонопольное ведомство поступило всего одно обращение по поводу подорожания бронежилетов, и то в центральный аппарат ФАС России.

По ее словам, УФАС направило во все организации, которые продают обмундирование, предостережение о недопустимости повышения цен. А внеплановые проверки специалистам ведомства запрещает проводить 336-е правительственное постановление. Согласно ему, напомним, такие проверки допускаются только по согласованию с прокуратурой или по поручению президента, премьер-министра или вице-премьера РФ. Так что пока прокуратура не забьет тревогу, ведомство принимать меры не будет.  

Напомним, ранее ФАС выявляла случаи существенного превышения стоимости армейской экипировки в России. На это свое внимание обращала даже спикер Совфеда Валентина Матвиенко, которая поручила разобраться комитету верхней палаты парламента по обороне. «Действительно, цены на самое необходимое для комплектования мобилизованных выросли до небес. Непонятно почему, на каком основании», — говорила она. На этом фоне в Госдуме предлагали возмещать мобилизованным их затраты на покупки бронежилетов, лекарств, продовольствия и других вещей. 

Татарстан своих не бросает? Как помочь фронту

Впрочем, заявленная тема брифинга и не предполагала обсуждения бронежилетов. Чернова должна была рассказывать о нарушениях законов о рекламе и о защите конкуренции. Если отталкиваться от цифры возбужденных дел, то ситуация в 2022-м в этом плане существенно улучшилась: за весь 2021-й УФАС завело 1 241 дело в сфере рекламы и недобросовестной конкуренции, а за 10 месяцев этого года — только 124. И то предписаниями для нарушителей обернулось только 86 из них. 

Структура нарушений показательна: ровно половину всех дел занимает СМС-спам (официально он называется «распространение рекламы по сетям электросвязи без согласия абонента»), 20% — «автохлам» (реклама на транспорте), 15% — недостоверная реклама и 8% — реклама финансовых услуг. Интересно, что в этом году количество «автохламных» нарушений снизилось аж на 72%. «На наш взгляд, это обусловлено тем, что налажено взаимодействие с ГИБДД и органами местного самоуправления», — говорила Чернова.

В этом году Управление делало основной акцент на рынке финансовых услуг — специалисты мониторили интернет и рекламу банков. И в качестве примера привела нашумевшее дело Совкомбанка с участием актера Сергея Безрукова В этом году управление делало основной акцент на рынке финансовых услуг — специалисты мониторили интернет и рекламу банков. И в качестве примера Чернова привела нашумевшее дело Совкомбанка с участием актера Сергея Безрукова Фото: скриншот из YouTube-видео

«М.Видео» припомнили СМС-спам, а Совкомбанку — «недобросовестную» рекламу с Безруковым

В этом году УФАС делало основной акцент на рынке финансовых услуг — специалисты мониторили интернет и рекламу банков. «Мы видим, что у нас, например, реклама „кредит 0%“, „кредит 5,9%“. Однако когда мы начинаем изучать данный вопрос, то видим, что кредитная ставка составляет до 20 процентов», — поделилась Чернова и в качестве примера привела нашумевшее дело Совкомбанка с участием актера Сергея Безрукова.

В поисковике «Яндекс» размещали рекламу: «Совкомбанк: возьмите кредит под 0%! Заявки на сайте». Выяснилось, что заявленная базовая процентная ставка составляла 10 процентов годовых. Кроме того, не были учтены дополнительные расходы. «В рамках Арбитражного суда у нас в деле присутствовали в том числе представители Центрального банка РФ, которые полностью поддержали наши позиции и указали, что такая реклама является недопустимой и недостоверной», — добавила Чернова. Аналогичное дело было возбуждено и в отношении Альфа-Банка, который рекламировал кредитку «100 дней без %». Оказалось, что карта является платной, а льготный грейс-период аукается существенным увеличением размера процентной ставки по базовому кредитному договору.

За СМС-спам возбуждены дела в отношении УБРиР, «М.Видео», фитнес-клуб в Набережных Челнах Cleversport и компании «Ренессанс Страхование». «Это последние дела, которые у нас были вынесены в последнем квартале. В действительности дел довольно много, — уточнила она. — Данные СМС-рассылки, звонки распространяются без согласия абонентов, что является нарушением действующего законодательства».

За прошедшие 10 месяцев УФАС возбудило 7 дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства, вынесено 6 решений, выдано 4 предписания. Для примера, в 2021-м было возбуждено 14 таких дел За прошедшие 10 месяцев УФАС возбудило 7 дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства, вынесено 6 решений, выдано четыре предписания. Для примера: в 2021-м было возбуждено 14 таких дел Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы установили, что «Оргсинтез» данную продукцию не производил, не реализовывал»

Кроме того, за прошедшие 10 месяцев УФАС возбудило 7 дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства, вынесено 6 решений, выдано четыре предписания. Для примера: в 2021-м было возбуждено 14 таких дел. Здесь Чернова поделилась историей с автосалоном, который предлагал купить Renault Kaptur за 668 тыс. рублей. По факту же реальная стоимость машины составляла более 1 млн — ее клиенты узнавали лишь во время оформления документов. Кроме того, приобрести автомобиль за наличные было нельзя.

Чернова также рассказала и о делах, которые находятся сейчас на стадии рассмотрения. Так, например, «КамаРегионГрупп» продавал автозапчасти, якобы произведенные КАМАЗом. Но когда покупатель обратился на КАМАЗ, чтобы подтвердить подлинность, оказалось, что продукция с завода автогиганта не выходила. «Более того, имеется решение Арбитражного суда, но оно вынесено по одному факту. Дело же у нас рассматривается в более широком варианте, то есть там несколько запчастей, не только двигатели», — уточнила Чернова. 

Еще одно дело: в Татарстане и Нижнем Новгороде нашли продавца ацетона, выпущенного якобы «Оргсинтезом». «В рамках рассмотрения дела мы установили, что „Оргсинтез“ данную продукцию не производил, не реализовывал, то есть она является контрафактной, — отметила Чернова. — Более того, было установлено, что данный ацетон не соответствует тем стандартам, которые предъявляются к нему, то есть он небезопасен для использования, в том числе для физических лиц». 

Еще одно дело: в Татарстане и Нижнем Новгороде нашли продавца ацетона выпущенный якобы «Оргсинтезом». «В рамках рассмотрения дела мы установили, что „Оргсинтез“ данную продукцию не производил, не реализовал, то есть она является контрафактной» Еще одно дело: в Татарстане и Нижнем Новгороде нашли продавца ацетона, выпущенного якобы «Оргсинтезом». «В рамках рассмотрения дела мы установили, что «Оргсинтез» данную продукцию не производил, не реализовывал, то есть она является контрафактной» Фото: tatarstan.ru

Брифинг Черновой предварял заседание экспертного совета по рекламе и НДК, на котором будут рассматривать спорные обращения. Например, внимание специалистов УФАС привлекла группа «ВКонтакте», где обсуждают табачную и алкогольную продукцию. Однако непонятна цель подобного, считает Чернова, реклама это или нет. Еще один вопрос по «Татспиртпрому», который установил баннер в спортивном парке Пестречинского района. На этом баннере была представлена не только история развития спортивного комплекса, но и использовались товарные марки алкогольной продукции. Можно ли его интерпретировать как рекламу, еще предстоит разобраться экспертам.