В последние годы «Рубин» перестал ассоциироваться у болельщиков и деловой публики с крупными победами и трофеями В последние годы «Рубин» перестал ассоциироваться у болельщиков и деловой публики с крупными победами и трофеями Фото: «БИЗНЕС Online»

На «Рубин» в Первой лиге ходило больше людей, чем в РПЛ. Но только на первых матчах

После вылета из РПЛ «Рубин» должен был проявить себя не только в спортивном, но и в маркетинговом плане, чтобы «искупиться» перед Казанью и Татарстаном. В последние годы клуб перестал ассоциироваться у болельщиков и деловой публики с крупными победами и трофеями. Воспоминания о победе над «Барселоной» и кубках уже давно перемешались с горечью от одного неудачного выступления за другим. В этом сезоне, когда клуб впервые за 20 лет оказался вне футбольной элиты страны, для казанцев было особенно важно окружить себя позитивным фоном. Один из способов добиться этого — показать высокую посещаемость на матчах и востребованность «Рубина» в городе.

И, как ни странно, в начале сезона в Первой лиге «Рубин» начал здорово собирать болельщиков на своих трибунах. Получалось перекрывать даже цифры прошлого сезона, когда в гости к казанцам приезжали лучшие клубы страны. Например, на игре с ФК КАМАЗ в этом сезоне собрались 18 тыс. зрителей — больше, чем на домашней встрече минувшего сезона со «Спартаком» (14,4 тыс.). Игра с «Уфой» собрала 11 тыс. человек и стала второй по популярности. Это больше, чем, например, прошлогодняя игра с «Зенитом» (7,8 тыс.).

Что же такого в «Рубине» сделали, чтобы вернуть болельщика на стадион?

Первое — провели офлайн-встречу с болельщиками перед стартом сезона. Аналогичных мероприятий в очном формате клуб не проводил аж с 2019-го, если не считать наспех организованную автограф-сессию главного тренера Леонида Слуцкого в фан-шопе «Рубина» перед решающей игрой с «Уфой» на Центральном стадионе. Конечно, главная причина отсутствия таких мероприятий — коронавирус, из-за которого власти не согласовывали клубу проведение публичных мероприятий.

«Встречи с болельщиками для нас — регулярный кейс, — объяснил „БИЗНЕС Online“ эту историю коммерческий директор „Рубина“ Андрей Кораблев. — Но возникла длительная пауза, связанная только с „коронавирусными“ ограничениями. В тот момент у нас был жесткий медицинский протокол, который не позволял проводить мероприятия подобного формата. Как только эта история сошла на нет, у нас состоялась автограф-сессия с участием тренера и игроков в фан-шопе. А перед началом сезона провели большое мероприятие в „Корстоне“. До коронавируса такие встречи проходили регулярно».

Второе — стали работать над программой развлечений. До этого «Рубин» не обращал на это внимания настолько, что вопрос подняли на пресс-конференции Рустема Сайманова по итогам прошлого сезона. Когда болельщики спросили у гендиректора «Рубина» об активностях на «Ак Барс Арене», Сайманов пригласил за стол Кораблева. Тот отметил, что развлекательная программа не позволяет существенно увеличить посещаемость домашних игр.

Леонид Слуцкий на встрече с болельщиками в "Корстоне" перед стартом сезона Леонид Слуцкий на встрече с болельщиками в «Корстоне» перед стартом сезона Фото: пресс-служба «Рубина»

Сейчас коммерческий директор клуба расшифровал, что имел в виду тогда. «Невозможно просчитать, прибавились ли зрители, потому что мы организовали развлекательную программу или это произошло по какой-то иной причине: прекрасная погода, хороший футбол команды, статусный соперник. Я и в этом сезоне не вижу качественного прироста по результатам той проделанной работы по организации тематических развлечений для болельщиков, — отметил он. — Но мы продолжаем заниматься этим по причине лояльности аудитории. А лояльность, как известно, стоит дорого».

Но «дорого» — это сколько? По информации «БИЗНЕС Online», бюджет (не считая аренды стадиона) каждой домашней игры у «Рубина» в этом сезоне — около 400–500 тыс. рублей. Эти деньги идут на организацию развлечений на восточной и западной трибунах. «Юг» и «север» остаются свободными. В клубе объясняют, что там нет места для размещения. Еще одна причина — заметная разница в стоимости билетов и абонементов для тех, кто приходит на эти секторы. Именно трибуны с активными фанатами — самые недорогие по билетам.

Подобная активность дорого обходится клубу: несмотря на самый большой бюджет в Первой лиге, в «Рубине» отмечают, что клуб по-прежнему несет кучу обязательств и расходов на уровне команды РПЛ: несколько команд академии, ЮФЛ, женская команда — всего этого перечня нет у других представителей лиги

Чтобы организовать развлечения, надо выбрать для них единую тематику. Так что под каждую встречу «Рубин» стал придумывать свою концепцию Чтобы организовать развлечения, надо выбрать для них единую тематику. Так что под каждую встречу «Рубин» стал придумывать свою концепцию Фото: «БИЗНЕС Online»

Третье — разработали уникальную концепцию под каждую игру. Одно вытекает из другого: чтобы организовать развлечения, надо выбрать для них единую тематику. Так что под каждую встречу «Рубин» стал придумывать свою концепцию. Иногда «Рубин» идет по протоптанной дороге и действует в привычной канве. Так, встреча с КАМАЗом прошла под знаменем «татарского дерби» — все активности прошли в национальном духе. Порой клуб вынужден креативить. Например, встреча с «Кубанью» прошла в ретротематике: зрителям предложили сыграть на старинных игровых приставках, по площадке ходили аниматоры в костюмах героев боевиков 80-х.

Не забыл клуб и о рекламе. По словам Кораблева, офлайн «Рубин» рекламирует свои матчи на больших казанских медиафасадах, расположенных у крупных магистралей. Впрочем, объемы наружной рекламы сократились. «От практики закупки билбордов было решено отказаться. Ведь для того, чтобы достичь более или менее хорошего охвата и эффективности, в Казани необходимо брать порядка 40–50 билбордов. А это выливается в очень серьезную сумму. Со временем все больше мы уходим в рекламу наших игр через digital. Надеемся, в перспективе вообще вся реклама будет только в интернете», — поделился мнением директор.

Предыдущий домашний матч против «Балтики» стал для «Рубина» самой худшей по посещаемости домашней игрой нынешнего сезона. Казанцы собрали на 45-тысячном стадионе всего 3295 болельщиков Предыдущий домашний матч против «Балтики» стал для «Рубина» худшей по посещаемости домашней игрой нынешнего сезона. Казанцы собрали на 45-тысячном стадионе всего 3 295 болельщиков Фото: «БИЗНЕС Online»

Посещаемость обвалилась в октябре — неужели дело в погоде?

Если говорить в целом о сезоне, «Рубин» выбрал лозунг «Вернемся вместе», который, по идее, должен объединять все маркетинговые активности клуба. Этим лозунгом клуб как бы обратился к болельщикам: дескать, без нас нам не выиграть в этом сезоне. Однако к этому лозунгу казанцы прислушивались недолго. Предыдущий домашний матч против «Балтики» стал для «Рубина» худшей по посещаемости домашней игрой нынешнего сезона. Казанцы собрали на 45-тысячном стадионе всего 3 295 болельщиков. Предыдущие встречи тоже не вселяют оптимизма. Так, в трех последних домашних играх «Рубин» не может перешагнуть планку в 3,5 тыс. зрителей на трибунах.

Ценовая политика «Рубина» в нынешнем сезоне точно не может считаться причиной не самой выдающейся посещаемости: за 200 рублей можно спокойно попасть на игру команды в ФНЛ, а за 400–600 можно даже попасть на лучшую трибуну — западную. Клуб урезал ценники после вылета в лигу ниже, потому что в нынешнем сезоне соперников статуса «Спартака» или «Зенита» точно не будет. Упала и стоимость годовых абонементов, число которых в клубе отказались раскрывать. «По сравнению с прошлым годом цифра проданных абонементов упала не так значительно, как я ожидал. Мы продали их примерно на 15 процентов меньше. Надо отметить, что продавали мы их с существенным снижением цены относительно стоимости прошлого сезона (примерно в 2,5 раза дешевле), поэтому выручка клуба от этого компонента упала существенно», — пояснил Кораблев.

Но в чем дело? В клубе уверены, что больше всего на посещаемость повлияло два фактора: результаты команды и погодные условия. Первое не нуждается в особых разъяснениях: «Рубин» сейчас далек от того, чтобы доминировать в Первой лиге. А второй момент разъяснил Кораблев. «Мы хорошо стартовали с точки зрения посещаемости. В летние месяцы она у нас была примерно идентичной последним годам, когда мы играли с клубами премьер-лиги. К началу сентября средняя посещаемость была фактически 12 тысяч человек. Но в очередной раз с наступлением осени на первый план вышли не столько спортивный результат и качество игры, сколько погодные условия, не позволяющие с полным комфортом смотреть футбол. Этот момент в первую очередь влияет на желание или нежелание болельщиков идти на стадион. В прошлом году у нас не было развлечений из-за „ковидных“ правил, а посещаемость в осенние месяцы опять же была идентичной», — заявил коммерческий директор.

Другие причины — закрытость клуба, слабый креатив

Даже после спада «Рубин» остается в топ-10 самых востребованных футбольных клубов России в октябре. Со средней посещаемостью 7,7 тыс. человек казанский клуб замыкает десятку. При этом очень заметно, как мало «Рубин» заполняет домашний стадион относительно большинства конкурентов в десятке лидеров. Для тех же 7 тыс. болельщиков, к слову, достаточно даже вместимости поля на базе клуба в Соцгороде. Еще не так давно на стадионе «Рубин» в ФНЛ играл «Нефтехимик», так что поле с легкостью пройдет лицензирование…

Возможно, погода и результаты команды — действительно объективные причины падения посещаемости «Рубина». Но не для того в клубе работает целая команда, чтобы до конца года кивать на эти обстоятельства непреодолимой силы. Не разгонят же сотрудники облака над «Ак Барс Ареной», чтобы сделать погоду хорошей, и не выйдут же на поле вместо футболистов, чтобы вывести «Рубин» на лидирующие позиции в таблице? Так что самое время сконцентрироваться на проблемных точках и подумать над их решением.

Первое — «Рубин» закрылся. Импульса от встречи с болельщиками перед началом сезона, где Слуцкий и футболисты сделали ряд приятных заявлений фанатам, хватило ненадолго. Стоило результатам команды пойти на спад, «Рубин», как это уже раньше было при Слуцком, закрылся от всех. 

Встреча владельцев абонементов с Джоэлем Фамейе Встреча владельцев абонементов с Джоэлем Фамейе Фото: пресс-служба «Рубина»

Единственное более или менее регулярное событие, которое «Рубин» проводит вместе с болельщиками сейчас, — встречи с владельцами абонементов. Как это выглядит? В один из дней недели около 30 купивших сезонную проходку собираются на «Ак Барс Арене», встречаются с кем-либо из игроков, проходят экскурсию по стадиону и потом участвуют в сессии «вопрос-ответ» с футболистом. Недавно такое мероприятие проводил полузащитник Руслан Безруков, до него это делали Джоель ФамейеАли АднанЮрий Дюпин и Дмитрий Кабутов.

К таким акциям нет вопросов — здорово, что клуб их проводит для своей самой лояльной аудитории. Но где-либо еще игроки «Рубина» не появляются. За весь год команда ни разу не вышла в город, хотя, казалось бы, ковид закончился и пора проводить как можно больше мероприятий. Можно было бы сходить в школу, сыграть на уличной площадке или организовать автограф-сессию в любом из торговых центров.

Более того, о команде неизвестно почти никакой «внутрянки». 5–6 лет назад YouTube-канал «Рубина» был одним из лучших в РПЛ, давал различный эксклюзив о том, что происходит внутри команды, и создавал уникальный контент. Теперь же «Рубин ТВ» скорее отбывает номер, чем дает что-то интересное. На канале выходят только отчеты с тренировок и расширенные обзоры матчей, и все.

Еще один признак закрытости — отсутствие открытых тренировок для прессы, будто на дворе 2003 год… Слуцкий и вовсе заявил, что отказывается от больших интервью спортивным изданиям. А раз самый главный человек в команде не дает своих объяснений, с чего это должны делать футболисты? Игроков «Рубин» и так толком никто не знает, за ФНЛ в Казани как-то не следили, а еще и футболисты свели общение с прессой к минимуму. А главная звезда команды Алан Дзагоев давно отказался от публичности, на его зарплату взаимодействие с болельщиками не влияет. 

Второе — развлечений стало меньше, и они стали скучнее. Сначала активности «Рубина» на трибунах вызывали небывалый ажиотаж: даже банальная фотозона собирала огромную очередь до матча и во время перерыва. Объясняется это тем, что история зашла на новенького. Удивить публику можно любой банальностью, когда до этого много лет арена пустовала. Удержать же это знамя у «Рубина» не получилось. Не прошло и трети сезона, как внутри чаши стадиона не осталось ничего, кроме приставок, настольного футбола и автограф-сессии игроков из медийного «Рубина», который, к слову, был признан совсем недавно худшим клубом в медиалиге по своим рейтингам.

Третье — все слоганы и концепции перечеркнуты футболистами. Складывается впечатление, что своей концепцией «одна игра — одна тематика» «Рубин» сам загнал себя в угол. Прошла половина сезона, а креатив уже уходит на нет. Матч с «Волгарем» в 10-м туре «Рубину» уже приходилось представлять как битву Казанского и Астраханского ханств, притягивая всеми забытые и не вызывающие никаких эмоций исторические аналогии за уши. А в 14-м туре казанский клуб уже придумал в качестве концепции для матча с «Краснодаром-2» «Просто матч», расписавшись в том, что идей как-то по-особенному преподносить каждый матч не осталось. К предстоящей встрече с «Енисеем» никаких лозунгов «Рубин» уже не заготовил.

Но придумай казанский клуб даже лучший на свете лозунг, от него не будет пользы в случае таких высказываний, которые позволяют себе футболисты «Рубина» в последнее время. Первым против болельщиков выступил экс-игрок сборной России Илья Самошников. Защитник «Рубина» был раздражен освистыванием команды в проигранном матче «Арсеналу» (1:2). «Фанаты — это те люди, которые должны поддерживать команду и помогать ей даже в сложной ситуации. А когда такая ситуация и происходят такие неподобающие выкрики  в сторону нас и главного тренера… Я негативно отношусь к такому и не желаю общаться с такими людьми», — заявил игрок.

Затем эстафету у Самошникова перехватил Кабутов. На предыдущей игре с «Балтикой» (3:3) при счете 0:1 в адрес команды на «Ак Барс Арене» отчетливо был слышен свист, а когда счёт стал 0:2, кто-то с трибун кричал в адрес футболистов: «Клоуны!» Ответ от Кабутова не стал себя ждать. «Заслуженно ли болельщики освистывали команду в первом тайме? Это к ним вопросы, мы сами будем разбираться в своей игре. У нас есть свои задачи, и мы будем их выполнять. Как болельщики к нам относятся — это их проблемы, к ним вопросы», — говорил футболист.

По идее, уже после высказывания Самошникова и последовавшей за ним реакцией клубу стоило выйти к команде, провести разъяснительную работу, напомнить о том, что перед сезоном все в команде заявляли «Вернемся вместе», а последние 20 лет казанская публика привыкла видеть ЦСКА, «Спартак» и «Зенит», а не «Балтику», «Волгарь» и «Родину». То, что через сравнительно короткое время с почти аналогичным заявлением к публике вышел Кабутов, показывает, что такого разговора внутри команды не было. Возможно, и потому, что самим футболистам, которые продолжают получать миллионы даже в Первой лиге и чувствовать себя более чем уверенно, действительно до лампочки, ходят ли на их матчи или нет.