1. 700 экспонатов из 15 музеев Санкт-Петербурга и Татарстана — это один из самых масштабных выставочных проектов ГМИИ РТ за последнее десятилетие. Экспозиция, занявшая весь второй этаж главного здания музея, посвящена дворянскому роду Лихачевых, а именно трем его представителям: коллекционеру Андрею Федоровичу; его старшему брату, вице-адмиралу Военно-морского флота Ивану Федоровичу; и их племяннику, академику Николаю Петровичу. Любовь последних к науке и коллекционированию внесла огромный вклад в развитие культуры не только нашей республики, но и всей страны.

  2. 2022 год принес круглые даты, связанные с каждым из трех героев проекта: 190 лет исполнилось со дня рождения Андрея Федоровича, 160 лет со дня рождения Николая Петровича и 115 лет со дня смерти Ивана Федоровича.  

  3. «БИЗНЕС Online» понаблюдал за подготовкой к выставке за день до ее официального открытия и услышал рассказ ее куратора, старшего научного сотрудника музея Екатерины Ключевской.

  4. Вот с такой кропотливостью готовят экспонаты к показу.   

  5. «Цель нашей выставки — познакомить казанцев даже не столько с Андреем Федоровичем Лихачевым, чьи коллекции послужили основанием для создания Городского музея (ныне Национального музея РТ — прим. ред.) в 1895 году в Казани. О нем они более или менее наслышаны, — отмечает Ключевская. — А вот его брат Иван Федорович и племянник, тоже коллекционер, Николай Петрович, причем, как о нем говорили, „сказочного размаха“, чья жизнь прошла в Петербурге, — о них казанцы знают значительно меньше».

  6. В первом зале экспонируется коллекция Андрея Лихачева — выпускника Казанского университета, археолога и нумизмата, а самое главное, легендарного коллекционера. Западная и русская живопись, декоративно-прикладное искусство — все то, что «составляло часть его духовной жизни».

  7. Кстати, после экскурсии пришедших на открытие ждет музыкальная часть вечера, публика услышит игру на электрооргане.

  8. Во втором небольшом зале расположилась археологическая коллекция Андрея Лихачева. «Он увлекался древними булгарами, Средневековьем, археологией — это значительная часть его собрания, и мы решили так развернуто показать эти вещи с привлечением Болгарского и Билярского музеев-заповедников, — отметила наш экскурсовод. — Национальный музей РТ тоже представил свои части, а книги по археологии, труды самого Андрея Федоровича предоставил отдел рукописей редких книг библиотеки имени Лобачевского КФУ».

  9. По словам Ключевской, очень большое место в деятельности казанского коллекционера занимала подготовка атласа своей древней коллекции. Здесь можно увидеть графические работы (на фото) и акварели, которые написал казанский художник Журавлев для этого атласа. К сожалению, сам Алексей Федорович не дожил до его публикации. 

  10. Экспозицию зала дополняют и пейзажи Ивана Шишкина (кстати, его работы можно увидеть и в других залах), с которым Лихачев дружил. «Более того, Андрей Федорович брал уроки живописи у Ивана Ивановича, — поделилась интересным фактом искусствовед. — Есть сведения, что Шишкин побывал у него в Березовке (имение в Спасском уезде Казанской губернии — прим. ред.)».

  11. Вся живопись в этом зале представлена из коллекции ГМИИ РТ, в том числе портрет татарского антиквара Ишмеева (на фото справа). «Андрей Федорович сам раскопками не занимался, он приобретал древности. И мы решили представить эту работу как напоминание об этом», — объяснила Ключевская. 

  12. Подготовка к открытию идет очень скрупулезно, сегодня в ГМИИ РТ ждут президента Татарстана Рустама Минниханова

  13. «Своеобразным лейтмотивом экспозиции стала вещевая инсталляция, если можно так сказать, которая призвана погрузить зрителя в атмосферу того времени, в XIX век, в атмосферу той жизни, которой Андрей Федорович жил, — рассказала старший научный сотрудник ГМИИ РТ и проводила нашего корреспондента в следующий зал. — Вы видите большую фотографию — это интерьер дома на улице Муштари — ныне, раньше — Комиссариатская. Дом, на котором висит мемориальная доска, где прошли его годы жизни». В свое время черно-белое фото, на фоне которого стоит стол, было сделано Бренингом (Арнольд Бренинг — аптекарь и химик, один из первых казанских фотографов, — прим. ред.), с которым дружил коллекционер. Отталкиваясь от этого снимка, организаторы выставки решили увеличить его, чтобы публика могла сильнее погрузиться в атмосферу дома, в котором жил Андрей Лихачев.

  14. Работы художника Дмитрия Левицкого — знаковой фигуры в истории живописи XVIII века.

  15. Следующий зал полностью посвящен старшему брату Андрея Лихачева, вице-адмиралу русского флота Ивану Лихачеву (на фото), сделавшему серьезную военную карьеру. Участник Крымской войны, обороны Севастополя, где он был ранен и получил контузию, но прославился тем, что вывел значительную часть наших войск, устроив переправу через залив. Был знаком с героем русско-японской и Первой мировой войн Лавром Корниловым и другими представителями военной элиты того времени. 

  16. Специально для этой экспозиции Военно-морской музей Санкт-Петербурга предоставил внушительного размера — хоть это и непонятно по фото — модели тех кораблей, на которых Иван Лихачев плавал. 

  17. «С 13 лет он воспитывался в морском военном корпусе в Петербурге, его с детства готовили к военной службе. Это знаковая фигура в истории Военно-морского флота России, хотя о нем известно мало, — подчеркнула Ключевская. — Он участник освоения Дальнего Востока, очень большое значение придававший присутствию России там. В противовес Англии и Франции, с тем чтобы уравновесить геополитическое влияние разных моментов. История его путешествия на Дальний Восток стала отдельной страницей в деятельности нашего флота». Также в зале находятся морские пейзажи разных художников, в том числе известного мариниста Алексея Боголюбова, с которым Иван Лихачев дружил и приобретал его работы, личные вещи, архивные материалы.

  18. А вот и его награды. Кроме того, Иван Федорович сделал многое для пополнения коллекции брата, привозя из своих морских путешествий раритеты.

  19. Далее следует зал коллекции Николая Лихачева. Он окончил Казанский университет, исторический факультет, где защитил диссертацию, после чего переехал в Петербург. Жил и воспитывался в Полянках — родовом гнезде Лихачевых, где с середины XVIII века обосновалась казанская ветвь их семьи. «То, что Николай Петрович воспитывался в Полянках, сыграло, наверное, решающую роль в выборе и его дальнейшей судьбы, и профессии. Потому что там была собрана уникальная библиотека с середины XVIII века — все владельцы Полянок формировали эту библиотеку и собирали книжные раритеты. Николай рос в такой атмосфере, впитывая в себя вот эту многовековую культуру», — рассказала экскурсовод. 

  20. Указ Павла I c печатью.  

  21. Один из самых значимых экспонатов зала — 19-метровая панорама Невского проспекта художника Василия Садовникова (акварель). Произведение абсолютно точно фиксирует проспект с двух сторон — от Дворцовой площади до Аничкова моста. 

  22. Николай Петрович Лихачев (на фото крайний справа) в кругу семьи, держит на руках внучку. «После переезда в Петербург он продолжил научную деятельность, — рассказывает Ключевская. — Параллельно начал собирать свою коллекцию, причем очень своеобразную. Он увлекался сфрагистикой — историей письма, собирал вавилонские глиняные таблички, с которых началась письменность… Мечтал собрать историю русской дипломатики, собирал указы, у него есть папские буллы, грамоты и так далее. Это была значительная часть его коллекции. Более того, он осуществил в конечном итоге свою идею, создав частный Музей истории письма в собственном доме на Петроградской стороне, отдав под него один из этажей. Судьба этого музея печальная, потому что в 1920-е коллекции разошлись по разным музеям, часть осталась в Институте истории, который в этом доме и размещается».

  23. Иконы из коллекции Николая Лихачева представлены в предпоследнем зале выставки. «В 1913 году он был вынужден продать собрание в Русский музей Александра III, и ныне в Петербурге часть этой иконописи сохранилась, — добавила Ключевская. — Небольшая часть поступила в Эрмитаж, поскольку представляла собой поздневизантийские иконы».

  24. Ждут своей очереди и казанские помещики Молоствовы. Они были соседями Лихачевых в Полянках. 

  25. Последний зал познакомит публику с казанским обществом того времени. Собственно, так и называется эта часть выставки — «Казанское общество в лицах». Тут можно увидеть портреты Александра Гейнса — губернатора Казани и его супруги, Молоствовых, здесь же попечители Казанского военного округа Мусин-Пушкин и Шестаков и т. д.

  26. «Этот проект у нас не на один год, а до 2025-го, — поделилась с „БИЗНЕС Online“ планами директор ГМИИ РТ Розалия Нургалеева. — Затем мы раскроем свою выставку. У нас большой архив, много материалов Лихачевых. То, что здесь представлено, — это чуть-чуть. Кроме того, мы хотим восстановить могилы членов их семьи. Оценили, сколько это будет стоить, как это можно сделать и так далее. Пока мы должны подготовиться, для этого создали и фонд имени Лихачевых, чтобы он тоже деньги собирал, помогал. Хотим издать детские книжки, чтобы ребенок в игровой манере мог понять, кто такой археолог, кто такой военный». Нургалеева отметила, что было несколько этапов проверки сметы проекта, после чего приняли решение его реализовать. «Страховые были не такими небольшими, потому что все музеи — наши коллеги, друзья. Кроме того, мы всегда очень скромные», — отметила собеседница.

  27. Выставка, посвященная легендарным коллекционерам Лихачевым, благодаря которым положено начало фондам крупнейших казанских музеев, будет работать до 12 февраля 2023 года в главном здании ГМИИ РТ (ул. Карла Маркса, 64).