ДЕШЕВЛЕ В 50 РАЗ

– Джаудат Залялютдинович, недавно появилась новость о том, что один из районных судов города Казани начал извещать участников гражданских процессов о месте, дате и времени рассмотрения их дела в суде при помощи SMS-сообщений. Планируется ли внедрять этот опыт в других судах?

– Надо сказать, это не первая попытка. «Пионером» в рассылке SMS-сообщений стал Советский районный суд города Казани еще в 2010 году. Но тогда полной ясности в вопросе, можно ли использовать «высокие технологии» в обыденном деле извещения граждан, попросту не было. Да, были опыты и эксперименты, и не только у нас в республике, но в столь важном деле, а соблюдение требований процессуального закона относится именно к таковым, неясностей или разночтений быть не должно. Постановление пленума Верховного суда РФ от 9 февраля 2012 года эту ясность внесло — извещение участников судопроизводства допускается, в том числе посредством SMS-сообщения. А значит пришло время использовать организационные и теоретические наработки. Так что, да, SMS-оповещение будет внедряться в практическую деятельность судов. Соответствующий регламент буквально на днях подписан мной и председателем Верховного суда РТ.

– Раз так, разрешите следующий вопрос. Насколько SMS-рассылка дешевле обычной почты? И есть ли иные «плюсы»?

– Разница, по крайней мере, пятидесятикратная. Расчет, в общем, простой. Одно заказное письмо с уведомлением обходится нам в сумму порядка 25 рублей. SMS-оповещение обойдется, особенно при массовой рассылке, в 50 копеек, учитывая, что одно уведомление занимает объем трех SMS. Огромный плюс и в том, что человек получает оповещение моментально. Здесь надо отметить то обстоятельство, что почтовая служба не приносит саму повестку, адресату приходит только почтовое уведомление. А, значит, он (адресат) в силу занятости может попросту не посетить почтовое отделение, чтобы получить под роспись заказное письмо, как результат — дело затягивается. В случае с SMS-уведомлением ситуация куда проще и даже экономически выгоднее для гражданина. Подписать расписку о своем согласии получать SMS-уведомления, совершенно для него бесплатные, и дождаться его.

– А если SMS-сообщение не дошло?

– Согласно регламенту, о подписании которого я уже сказал, суды должны отослать SMS-сообщение, если же смс-ка не дошла — об этом нам сообщит программа, суд в течение дня дублирует SMS-сообщение. Если оно не дошло и во второй раз (телефон выключен, например), то посылается обыкновенное заказное почтовое уведомление. Рассчитываем, конечно, что человек, подписавший расписку, сам заинтересован в получении SMS, поэтому телефон не выключит. Пока таким образом мы охватываем только тех, кто приходит в суд с заявлением или жалобой. Круг будет расширяться после первого визита в суд ответчика или заинтересованного лица. Но возможность злоупотребить правом со стороны заинтересованных лиц в отмене судебного решения по процессуальным основаниям заставляет нас задумываться об обеспечении «обратной связи», разработке алгоритма, которой посвящены наши текущие усилия. Кроме того, да, SMS-уведомление доставлено, но, может быть, дочка прочитала или сын? Или телефон был потерян, и SMS на стадии замены сим-карты прочитал чужой человек? В этой связи в развитие принятого на сегодняшний момент алгоритма следует рассматривать целесообразность введения такого правила: если человек соглашается на рассылку SMS, то определяем с ним некий цифровой код, который бы он потом в подтверждение доставки высылал обратно. В таком случае будет четкая гарантия того, что смс-ка не просто дошла, а «вручена» конкретному лицу. Также в планах организация SMS-уведомления лиц, которые проходят по делам об административных правонарушениях; заключение соглашений с адвокатскими образованиями.

ВЫБИРАЕМ СМС-АГЕНТА

– А почему именно СМС, а не электронная почта?

– Прежде всего, потому, что при извещении электронной почтой тем более отсутствует гарантия доставки конкретному человеку. Но этот вопрос мы прорабатываем и планируем с помощью электронной почты извещать органы государственной и муниципальной власти, юридические лица. Например, представитель крупного банка приходит к нам, приносит несколько заявлений о взыскании средств по кредитному договору. Суд, естественно, не может записать его личный номер, он ведь представитель банка. Если руководство крупных компаний, например, банков, крупных страховых компаний, будет не против, мы заключаем договор о направлении извещений через почту. Но они должны будут суду отвечать, что все получили. В таких случаях нет никаких затрат ни на почту, ни на SMS.

– Какая информационная система будет рассылать SMS?

– На сегодняшний день мы выбрали московскую компанию «ВЕБСМС», по нашим сведениям, ее услугами пользуется Верховный суд РФ, ряд других судебных органов России в регионах. В дальнейшем же считаем целесообразным объявить конкурс среди агентов, которые рассылают SMS.

– Появятся ли дополнительные обязанности для работников аппарата судов в связи с новшествами?

– И мы отдаем себе в этом отчет. Именно поэтому разрабатывается программное обеспечение, которое позволит аппарату не испытывать трудностей по отправке SMS-уведомлений и заполнению шаблонов. Уже сейчас тестируется «утилита», которая автоматически берет напрямую из базы данных суда номера телефонов участников дела и формирует текст извещения. То есть достаточно в базу судебного делопроизводства занести телефонный номер человека, который подписал расписку о согласии на SMS-рассылку, и остальное уже программа сделает сама. И далее, если введены коды подтверждения, то программа будет показывать, что да, Иванов, например, ответил на SMS и подтвердил получение. Если получение не подтвердится, программа сформирует судебную повестку, направляемую регулярной почтой.

ОБРАЗ БУДУЩЕГО

– То, о чем вы нам рассказали, касается только Татарстана или это «этапы большого пути» всей судебной системы?

– Мы, конечно, находимся в русле единого потока. У судебного департамента есть четкий план развития, внедрения информационных технологий. В конце декабря 2011 года был объявлен конкурс по созданию опытного образца программы нового поколения, которая объединит все существующие базы, учтет опыт предшествующей работы. К слову сказать, весьма и весьма значительной. Но и у нас есть элемент новации, по крайней мере, в той части, о которой я вам рассказал. Кроме того, мы хотим и готовы использовать опыт республики, передового региона России в сфере IT-технологий. «Электронный Татарстан» — мощный ресурс и пример для подражания. Достаточно сказать о сервисе «личный кабинет», который мы также хотим внедрить у себя. Нам важно, чтобы каждый человек мог отследить статус движения своего дела: когда было принято заявление, когда будет готов исполнительный лист. Может быть, через электронную почту будем оповещать о том, что готовы документы, которые можно подойти и забрать. Вообще, в идеале мы планируем реализовать в судах республики принцип «одного окна», причем и непосредственно в суде, и в сети интернет. Все в одном месте, физическом или виртуальном: подготовить заявление, оплатить госпошлину, узнавать, на какой стадии находится рассмотрение дела и тому подобное.

С вашего разрешения, фрагмент «идеального образа». Гражданин приходит в суд с имеющимися у него документами, там же размножает за свой собственный счет необходимое число копий, распечатывает образец или даже шаблон заявления, пишет или заполняет его, оплачивает государственную пошлину, в приемной суда сдает комплект, дает согласие на SMS-оповещение. На основании паспорта ему выдаются персональные логин и пароль от сервиса, где он может узнавать любую информацию о его деле. Он может как сам посмотреть, так и позвонить по телефону — ему приятным женским голосом сообщат, что назначено рассмотрение и так далее. Сегодня 90 процентов телефонных обращений в суд - о том, что «я вот месяц назад подавал заявление…». Этот сервис снимет массу вопросов к суду, высвободит, — помните, мы об этом говорили, — рабочее время специалистов суда. Удобно? Безусловно!

Давайте пойдем дальше. Если дело рассматривается районном суде, а потом в Верховном, то номер у него остается тот же, и все движение опять можно будет отследить по одной базе. То есть, где бы дело ни находилось, мы всегда дадим по нему информацию, скажем, что с ним и где оно. А потом, после ввода логина и пароля, вы сможете получить всю необходимую информацию.

– А какова цена такой информатизации? И в денежном и организационном выражении…

– На самом деле, речь идет об относительно небольших суммах, нескольких миллионах рублей. А организационные процессы обеспечим мы — управление судебного департамента в РТ.