НАСТУПЛЕНИЕ С ВОСТОКА

В конце марта в Лениногорске открылся магазин DIY (Do it yourself) оренбургской сети «Стройландия» по продаже строительных и отделочных материалов. Это первый супермаркет ритейлера в Татарстане. Общая площадь лениногорского магазина составляет 2280 кв. метров.

Известно, что оренбургская сеть включает 12 гипермаркетов со средней площадью 5000 кв. м каждый. Ритейлер представлен в Оренбурге, Орске, Бузулуке, Стерлитамаке, Салавате, Белебее, Челябинске. Общая торговая площадь сети на январь 2012 года - 50 тыс. кв. метров. На данный момент штат компании составляет более чем 1500 человек.

Как рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» Анна Синявская - ведущий аналитик департамента консалтинга РБК, «Стройландия» занимает примерно 1 - 1,5% на российском розничном рынке DIY.

«Это региональная сеть среднего размера, весьма динамично развивающаяся. К ее основным конкурентам можно отнести следующие компании: "ХоумЦентр", "СуперСтрой", "Старт", "Сатурн", "Строительный бум", "Старик Хоттабыч", - говорит аналитик. - В 2011 году рынок DIY-ритейла замедлился, по предварительной оценке, темпы прироста в рублях составили 11 - 12 процентов. В Татарстане рынок рос быстрее - около 17 процентов в 2011 году. Республика Татарстан относится к числу регионов, наиболее освоенных федеральными ритейлерами в ПФО, сейчас здесь работает более 20 федеральных сетей (OBI, "Старик Хоттабыч", "Сатурн", "СуперСтрой", "Максидом", "То, что надо", "Керама", "Академия интерьера" и другие). Все они работают в Казани, за исключением «СуперСтрой».

ЗАЙТИ С ОКОЛИЦЫ

Журналисты «БИЗНЕС Online» обратились к экспертам с просьбой прокомментировать приход нового игрока (сами участники рынка отказались высказать свою позицию о конкуренте).

Искандер Юсупов - директор ООО "Супермаркет Недвижимости" (ASG):

- В целом в России рынок DIY показывает ощутимый рост, особенно это актуально для городов с комплексной застройкой территорий. Большинство игроков рынка увеличили свои площади и выручку за прошедший 2011 год. Крупные международные и федеральные сети все активнее выходят в регионы, так как рынок в них еще не перенасыщен, а стало быть, есть запасы роста. В 99 процентах случаев гипермаркетам такого формата приходится строиться с нуля, так как в городах нет подходящих площадей. Альтернативный подход к проблеме рекомендовала нам консалтинговая компания GVA Sawyer - принять концепцию ритейл-парка за универсальную основу для арендаторов большого формата.

Учитывая, что в республике открывается лишь первый магазин «Стройландии», говорить о значительной доле на рынке DIY пока преждевременно. Географический принцип размещения магазинов не совсем понятен, сеть как будто сторонится крупных городов. Вероятно, эта стратегия обусловлена тем, что в небольших городах конкуренция ниже, нежели в избалованных разнообразием центрах. В частности, это же можно сказать и о Лениногорске - в городе с населением 65 тысяч человек практически нет конкурентов для гипермаркета.

Схожая ситуация на юго-востоке Татарстана - из игроков строительного рынка можно упомянуть лишь альметьевские филиалы «Евроинтерьера» и «Агавы». Возможно, благодаря этому первое время у магазина все будет хорошо. Формат магазинов DIY явно развивается в крупных городах республики, совсем недавно был анонсирован выход на рынок Казани сети "Леруа Мерлен". Всего же в Казани насчитывается примерно 25 магазинов DIY десятка брендов разной степени известности.

Максим Клягин - аналитик УК «Финам Менеджмент»:

- «Стройландия» - это, конечно, довольно заметный игрок, хотя по масштабам бизнеса фирма явно не входит в число наиболее крупных операторов рынка DIY, к числу которых стоит, скорее, отнести такие компании, как Kingfisher (Castorama), OBI, IKEA, Group Auchan (Leroy Merlin), KESKO (K-Rauta), «Хоум центр», «Максидом», «Старик Хоттабыч», «Метрика» и ряд других.

Полагаю, что в масштабах российского рынка доля компании незначительна - по условным оценкам, она может формироваться в пределах, скажем, 0,5 - 1 процента. Что касается Татарстана, мне кажется, что при наличии только одного торгового объекта доля компании на локальном рынке республики также весьма невелика. Конечно, открытие второго магазина позволит компании укрепить позиции в регионе, но вряд ли речь может идти о концентрации существенной доли рынка.

После существенной коррекции в 2009 году, проходившей на фоне негативных последствий кризиса, в 2010 - 2011 годах рынок товаров DIY постепенно восстанавливался. В 2010-м на фоне общего улучшения макроэкономической конъюнктуры и нормализации ситуации в строительной сфере номинальный рост, по примерным оценкам, составил около 10 - 12 процентов. В 2011-м позитивные тренды, на наш взгляд, получили дальнейшее развитие. Основные факторы поддержки - постепенное расширение спроса, стабилизация рынка жилой недвижимости. По предварительным оценкам, в прошедшем году рост рынка в номинальном денежном выражении составил около 15 процентов. Объем рынка мы оцениваем примерно в 14 - 16 миллиардов долларов. Мы полагаем, что доля локального рынка Татарстана не превышает четырех-пяти процентов от общего объема рынка РФ.

Фундаментально рынок DIY ритейла, несомненно, остается весьма перспективным. Рынок пока не насыщен, спрос достаточно стабильный, сохраняется существенный потенциал роста. Различные игроки, не испытывающие существенных финансовых затруднений, и в первую очередь, конечно, крупные компании вполне ожидаемо продолжают достаточно активное развитие, открывая новые торговые объекты.

И КАЗАНЬ НЕ ОБОЙДУТ

Геннадий Качинский – директор группы изданий BLIZKO (интернет-журнал «BLIZKO Ремонт»):

- В настоящий момент мы видим на рынке следующую ситуацию: игроки большой тройки – OBI, "Леруа Мерлен" и Castorama – постепенно начинают приходить во все города-миллионники России. В ближайшее время, например, в Екатеринбурге открываются гипермаркеты "Леруа Мерлен" и Castorama. Так, сейчас в Екатеринбурге 11 строительных гипермаркетов на 1 миллион 250 тысяч человек населения. Это примерно один гипермаркет на 122 тысячи населения. А в Европе один гипермаркет приходится на 60 - 70 тысяч человек. В Краснодаре 9 гипермаркетов на 800 тысяч человек, в Санкт-Петербурге – 50 на 4,5 миллиона человек. Плотность в Питере уже не так далека от уровня Европы. В Казани откроются и остальные гипермаркеты. Население – 1,2 миллиона, а это значит, что гипермаркеты в столице РТ будут обязательно открываться. Это тренд, в котором я абсолютно уверен. На прошедшем DIY-форуме в Москве в прошлом году все три компании анонсировали достаточно активное развитие в регионах. Три строительных гиганта-гипермаркета активно идут по регионам, и Татарстан, Казань не станут исключением.

На сегодня рынок Татарстана очень интересен. За последние три года активность этого рынка выросла практически в два раза. Казань активно застраивается, скоро пройдет Универсиада. Мимо такого рынка глобальные игроки просто не могут пройти.