Причиной волнения местных жителей стал магазин сети «Красное и Белое», который открылся в нескольких шагах от входа в территорию образовательного учреждения Причиной волнения местных жителей стал магазин сети «Красное & Белое», который открылся в нескольких шагах от входа на территорию образовательного учреждения

Из школы домой — через «Красное & Белое»

Скандал c алкогольным душком разгорелся рядом с 36-й школой Нижнекамска. Причиной волнения местных жителей стал магазин сети «Красное & Белое», который открылся в нескольких шагах от входа на территорию образовательного учреждения. Зону школы от магазина разделяет лишь узкая местная дорога. Сеть же позиционируется в первую очередь как средоточие алкоголя. Вдобавок жители насчитали пять точек продажи алкогольных напитков в своем микрорайоне, не считая магазинчиков в соседних комплексах.

Выслушать жалобы жителей вызвался новоиспеченный руководитель исполкома района Роман Булатов, которого Рамиль Муллин утвердил на посту 17 октября. На встречу с сити-менеджером собрались, однако, лишь около 10 человек. Если бы не рабочий день, народу было бы больше, уверены нижнекамцы.

Булатов рассказал, что исполком Нижнекамского района уже взял в работу данный вопрос. Сейчас готовится новое постановление, в котором установят минимальное расстояние алкомаркетов от социальных объектов в 50 метров. «На текущий момент норматив установлен в 30 метров от входа до входа на обособленную территорию по пешеходным дорожкам. По новому постановлению будет 50 метров по прямой: от входа в социальное учреждение до входа в торговый объект. Таким образом, мы отодвинем эти магазины от наших социальных объектов», — пытались успокоить власти пыл жителей.

Пока жители обсуждали вопросы территории с Булатовым, в школе закончились уроки. Корреспонденты «БИЗНЕС Online» стали свидетелями картины, как группы детей, выбежав за школьную ограду, устремлялись в «К& Б». В магазине продается хлеб, молочная продукция, сладости, автотовары и даже новогодние подарки. Есть и пиво, и сигареты, но вот крепкого алкоголя в этой точке пока нет (не успели оформить лицензию). Дети покупали на кассе чипсы и конфеты — и, похрумкивая, направлялись в сторону своих домов. Впрочем, отсутствие водок, вин и прочей градусосодержащей продукции публику не успокаивает.

«Конечно, нас беспокоит такое соседство со школой. Мало того что дети видят всю эту „красоту“ на полках, привыкают к такой картине, так еще ведь и неизвестно, кто сюда может прийти, — рассказала „БИЗНЕС Online“ жительница города Руфина Шайдуллина. — Неизвестно, что может прийти в голову подвыпившему человеку, который пришел за добавкой и увидел маленьких детей».

«Этих алкомаркетов сегодня… Не понимаю, куда смотрят власти, — еле сдерживал свои эмоции пенсионер Валентин Григорьевич. — Такое чувство, что кто-то намеренно собирается споить наше молодое поколение. Сперва взялись за молодежный район, где много многодетных, семьи переезжают сюда, покупают квартиры по социальной ипотеке. Теперь алкомагазин вовсе воткнули у школы. Чего ждать дальше? Разливного пива в школьных столовых?! У нас социальная инфраструктура не успевает. Школы и сады строятся, деревья сажают. Но таких темпов развития, как у алкомаркетов, ни у кого из них нет!»

В общем, получается, что из школы домой — через «Красное & Белое», кошмар… Но, если вдуматься и заменить «К& Б» каким-нибудь «Магнитом» или магазинчиком «У Рафика» с аналогичным ассортиментом, будет ли от этого легче? Хотя формально это вроде магазины без акцента на алкоголь, спиртное там обычно присутствует, поскольку банально делает кассу.

Роман Булатов: «Есть требования федерального и регионального законодательств, есть вопросы экономики. Продажа спиртосодержащей продукции — форма экономической деятельности» Роман Булатов: «Есть требования федерального и регионального законодательств, есть вопросы экономики. Продажа спиртосодержащей продукции — форма экономической деятельности»

Закон в данном случае бессилен, резюмировал Булатов. «Я лично против алкоголя и вообще бы его запретил. Но это мое личное мнение как гражданина. Как муниципальный служащий я так говорить не могу. Есть требования федерального и регионального законодательств, есть вопросы экономики. Продажа спиртосодержащей продукции — форма экономической деятельности. Есть определенные показатели, акцизы и так далее. Все от себя зависящее мы сейчас принимаем, — сказал он. — У нас на данный момент правовых инструментов по ограничению расстояния нет. Это подтверждает и Госалкогольинспекция, и наши коллеги. По количеству тоже ограничения нет. Поэтому говорить что-то на камеру, занимаясь популизмом… Но потом результата не будет. Есть правила, точки продажи будут работать по ним. Мы же от себя делаем все возможное».

Планируется, что новое постановление в Нижнекамске примут не раньше марта. По регламенту исполком района должен выдержать время для процедуры ознакомления с новыми нормами, для общественных слушаний, принятия схем границ социальных объектов, а также согласования новых мер в прокуратуре, которое занимает до 30 дней. Но и здесь есть пробел в законе, которым могут воспользоваться алкомаркеты. Точки продаж получают лицензии на продажу «крепкого» на срок от 1 до 5 лет. Если к моменту принятия постановления лицензия уже оформлена, то запретить работу уже невозможно. Еще один нюанс: постановление не будет касаться алкомаркетов и «разливаек», где не торгуют крепким алкоголем. А пиво к крепкому алкоголю не относится! Поэтому, если даже постановление будет принято, «подвинуть» алкомаркет подальше от школы не удастся.

Новоиспеченный руководитель районного исполкома признал наличие других проблем с алкомаркетами. По его словам, сейчас в Нижнекамском районе начинается борьба с нарушителями Новоиспеченный руководитель районного исполкома признал наличие других проблем с алкомаркетами. По его словам, сейчас в Нижнекамском районе начинается борьба с нарушителями

«Есть сети, которые продают алкоголь детям и торгуют в ночное время. Эти магазины знает каждый нижнекамец»

Вместе с тем новоиспеченный руководитель районного исполкома признал наличие других проблем с алкомаркетами. По его словам, сейчас в Нижнекамском районе начинается борьба с нарушителями.

«Нам, общественности, всем вместе надо следить за нарушением правил. Это и ночная продажа, и продажа лицам до 18 лет. Давайте бороться с этим. Если вы видите, что где-то продают детям пиво, — зафиксируйте факт! Помогите нам найти нарушителей. Мы отреагируем. Если такой факт есть, то мы будем отрабатывать этот вопрос, — призвал он к помощи инициативных нижнекамцев. — У нас есть ночная продажа, когда люди, выпив, ночью садятся за руль в поисках добавки. Если бы они знали, что нигде купить нельзя, они бы сидели дома. С этим надо всем бороться. У нас очень много фактов нарушений, известны сети в городе, которые так продают. Я их просто не хочу называть в присутствии СМИ. Но они спокойно торгуют как за городом, так и в черте города. Каждому нижнекамцу об этом известно. Надо с этим бороться. А просто убрать… Кому-то нравится близость магазина, кому-то нет».

Гроза над «Факторией»: Айдар Метшин «показал ресурс» алкогольному королю Нижнекамска

Напомним, что это уже не первая заявка властей Нижнекамска о борьбе с магазинами по продаже алкоголя. В 2018 году предыдущий глава района Айдар Метшин объявил войну сети «Фактория», которая принадлежит местному депутату Роману Шапореву. Магазины неоднократно ловили на продаже «фанфуриков» и торговле по ночам. На депутата наложили штрафов на 4 млн рублей, закрыли часть точек, а другую часть лишили лицензий. Сам же он видел за административным прессингом происки конкурентов.

«Я один раз сказал, второй передал: „Если сами не наведете порядок, то мы включим ресурс“. Но мы победим. Даю слово, — описывал ситуацию Метшин. — Они нам, конечно, рассказывают, что у них все не так, говорят: „Вы знаете, у нас экономика“. Это закон. Поэтому я сказал: кто не спрятался, я не виноват».

«Допустим, можно запретить нахождение детей в магазинах, где продается алкоголь. Давайте не пускать туда детей. Но это все от лукавого. Ну, никуда от этого не денешься» «Допустим, можно запретить нахождение детей в магазинах, где продается алкоголь. Давайте не пускать туда детей. Но это все от лукавого. Ну никуда от такого не денешься»

«Близость магазина не является стимулом для ребенка, чтобы прийти, купить и выпить»

Альтернативную точку зрения высказывает директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Дробиз. По его словам, в сетевых магазинах строго соблюдаются правила торговли спиртными напитками, особенно это касается запрета на продажу детям. «Там порядка много, и никто алкоголь детям не продает», — уверен он.

Дробиз напомнил, что каждый регион вправе устанавливать свои законодательные нормативы расстояния от магазинов до социальных объектов и наоборот. Во всех регионах они разные. «В федеральном законодательстве это не прописано. Где-то в регионах допускается 10 метров от социального объекта до магазина, где-то 25, где-то 50, а где-то 100 метров. В Якутии пытались сделать 300 метров, хотя там холодно. Но в каких-то населенных пунктах это правило есть. 95 процентов регионов России считает безопасным расстоянием от социальных объектов до алкогольных магазинов от 25 до 50 метров», — отмечает наш эксперт.

«Надо понимать, что близость этого магазина не является стимулом или позывом для ребенка, чтобы прийти, купить и выпить. Никакой взаимосвязи совершенно нет! — добавил он. — Другое дело, если у магазина кучкуются полупьяные граждане, которые, условно говоря, пьют на ступеньках. Вот это уже дело полиции. Это общественный порядок, за который должна отвечать власть населенного пункта. Поэтому в 50 метрах ничего страшного на самом деле нет».

Дробиз говорит, что в какой-то степени понимает обеспокоенность родителей. Но изменение нормативов о расстоянии глобально картину не поменяет. Давайте допустим, что магазин будет располагаться не в 50, а в 70 метрах, предлагает эксперт. Что скажут родители? Ну неужели ребенок не дойдет туда за чипсами и семечками? А что делать с магазинами у дома? Сколько магазинов ребенок проходит, идя из дома в школу! Практически в каждом продается алкоголь. Лишние 10 метров не являются дополнительным барьером, резюмирует эксперт.

«На самом деле это родители в какой-то степени неправильно ориентированы, если они считают, что раз процесс скрыт от глаз, то проблемы не будет. Допустим, можно запретить нахождение детей в магазинах, где продается алкоголь. Давайте не пускать туда детей. Но это все от лукавого. Ну никуда от такого не денешься, — говорит он. — Так или иначе ребенок, подрастая, приобщается к взрослому миру, в том числе и к алкоголю, чтобы мы ни делали в последние 150 лет. В разных странах мира какие только антиалкогольные законы ни принимались! Все равно 80 процентов взрослого населения в стране с европейской культурой употребляют алкоголь — от бутылки в день до бутылки в год».