«Он никому ничего не сказал. За день до отъезда предупредил сестру и уволился с работы. Говорят, погиб от осколочного ранения», — вспоминали друзья и коллеги погибшего на СВО нижнекамца Евгения Полшкова — первого солдата батальона «Тимер», которого накануне официально и с почестями похоронили в Татарстане. Вместе с ним Нижнекамск накануне провожал и контрактника Шавката Маняпова, который выбрал военный путь по совету директора своей школы. О первых открытых похоронах солдата из республиканского батальона и геройских подвигах лучшего снайпера 201-й военной базы ЦВО — в репортаже «БИЗНЕС Online».
В Нижнекамске с почестями проводили в последний путь двух жителей района, ушедших в зону СВО в качестве добровольцев: 53-летнего бойца именного батальона «Тимер» Евгения Полшкова и 28-летнего контрактника Шавката Маняпова
Первые официальные похороны бойца из батальона «Тимер»
В Нижнекамске с почестями проводили в последний путь двух жителей района, ушедших в зону СВО в качестве добровольцев: 53-летнего бойца именного батальона «Тимер» Евгения Полшкова и 28-летнего контрактника Шавката Маняпова. К месту проведения траурной церемонии, у городского монумента Победы, люди с красными гвоздиками в руках стали стекаться уже за час до запланированного времени.
Гражданскую панихиду за день анонсировала администрация Нижнекамска. Полшков стал первым признанным властями погибшим в зоне СВО бойцом отряда «Тимер». И хотя в сентябре республиканские СМИ сообщали о похоронах солдат из батальона «Алга» в Бугульминском, Лениногорском и Пестречинском районах республики, но все проводы остались почти незамеченными в разгар частичной мобилизации.
Траурную церемонию, как и полагается, открыли гимнами России и Татарстана в исполнении казанского военного оркестра, который специально по случаю похорон приехал в город. Цинковые гробы с воинами выставили на площади в бордовой обивке и накрыли флагом страны. Впереди установили портреты солдат, рядом с гробами собрались их семьи, которые не могли сдерживать слезы.
Рамиль Муллин: «Сегодня тяжелый день для Нижнекамска. Мы прощаемся с нашими земляками. Они погибли при исполнении своего воинского долга в ходе специальной военной операции на Украине. Для нас они останутся примером мужества, героизма, настоящими защитниками Отечества. Вечная им память, вечная слава»
«Сегодня тяжелый день для Нижнекамска. Мы прощаемся с нашими земляками. Они погибли при исполнении своего воинского долга в ходе специальной военной операции на Украине. Для нас они останутся примером мужества, героизма, настоящими защитниками Отечества. Вечная им память, вечная слава, — открыл траурную церемонию глава района и мэр Нижнекамска Рамиль Муллин. — Да, очень больно и горько осознавать, что мы теряем наших солдат. При всем богатстве русского языка трудно найти слова утешения родным и близким, которые им сегодня нужны». Слова соболезнования от лица правительства РТ высказал также присутствовавший на церемонии замминистра экономики Айрат Шамсиев.
В мае 2022 года для выполнения боевых задач, в том числе и в специальной военной операции, было создано два добровольных татарстанских батальона. Им дали сильные названия — «Алга» и «Тимер», что в переводе с татарского — «Вперед» и «Железо».
Батальоны состоят исключительно из жителей и уроженцев Татарстана. В каждый, как рассказывал начальник пункта отбора контрактников в Казани Евгений Токмаков, вошли до 400 новобранцев разных военных специальностей. Каждый из добровольцев получил из бюджета республики единовременную выплату в 260 тыс. рублей. Уже в августе ставки выросли — выплата новобранцам составляла 360 тыс. рублей. На фоне остальных регионов это щедрая поддержка. Также во время обучения бойцам платили по 2 тыс. рублей суточных.
Сейчас зарплата контрактников складывается так: 4 тыс. рублей за сутки на спецоперации, оклад 25–30 тыс. рублей в месяц и 8 тыс. за сутки, проведенные в бою. А всего получается порядка 200 тыс. рублей в месяц.
Кроме финансовой поддержки, республика взяла на себя закупку для бойцов новейшего оборудования и экипировки. Также президент РТ Рустам Минниханов дал поручение Госжилфонду разработать новую жилищную программу, направленную на улучшение жилищных условий добровольцев, проходящих военную службу в батальонах «Алга» и «Тимер».
Любопытен у бойцов именных батальонов был прайс за «достижения» при выполнении боевых задач в виде сбитой вражеской техники. Так, за самолет врага обещали 300 тыс. рублей, за вертолет чуть меньше — 200 тыс. рублей. За уничтоженный вражеский танк бойцам «Алга» и «Тимера» — те же 300 тыс. рублей. За беспилотники и любую другую технику — 50 тыс. рублей. «Наиболее отличившимся бойцам за уничтожение живой силы противника и решение других боевых задач» — 100 тыс. рублей. Сохранился ли прайс сейчас — неизвестно.
«Эта площадь повидала много событий — и радостных, и трагических. Сегодня мы прощаемся с героями, которые погибли на поле боя, защищая нас с вами, — с болью в сердце произнес советник главы, председатель союза ветеранов Григорий Китанов. — От имени старшего поколения хочу поклониться родителям за то, что они вырастили таких потрясающих ребят — настоящих защитников Отечества. Они не отсиделись, а добровольцами пошли защищать».
За проявленные доблесть и героизм при исполнении воинского долга младший сержант Евгений Полшков представлен к ордену Мужества
Боец батальона «Тимер» погиб от осколочного ранения?
Несмотря на то что Полшков и Маняпов не были знакомы, провожавшие не делили погибших на «своего» и «чужого». Многие нижнекамцы и вовсе не знали бойцов, придя на церемонию из чувства уважения к солдатам. Провожавшие приносили цветы и прощались с воинами, глядя на них через маленькое окошечко в цинковом гробу. Некоторые родственники так тяжело переживали утрату близких, что еле держались на ногах. На всякий случай рядом с площадью дежурила карета скорой помощи.
Тело сослуживца Полшкова до родины сопровождал представитель воинской части №31 832 Валентин Жердев. Молодой человек выглядел поникшим, заметно волновался. «Младший сержант Полшков за заслуги представлен к ордену Мужества. Он достойно исполнял свой воинский долг. Наша воинская часть никогда не забудет его подвиги», — запинаясь, сказал он в микрофон.
Теплыми словами бойца батальона «Тимер» вспоминают его близкие и друзья. «В последний раз Женя уехал где-то около трех месяцев назад, — рассказывает о Полшкове его друг Владимир. — Он никому ничего не сказал. Знаю, что он за день до отъезда предупредил сестру и уволился с работы. В последний раз созванивались с ним за неделю до его отъезда. Признаться, не знаю, как он погиб. Спросил парней — говорят, от осколочного ранения».
«Евгений был очень хорошим человеком. Старался всегда всем помочь. Веселый был, уважительный. Всегда был за правду, — говорит его коллега Тамара Тюканова. — Мы работали вместе на сажевом заводе „Техуглерод“. Вместе проработали лет 7 точно. Хороший был человек. Всегда всем старался помочь. Зачем только туда поехал… Лучше бы он жил».
Известно, что младший сержант Полшков — уроженец села Красный Ключ, учился в нижнекамской школе №13. Окончил Казанский энергетический техникум. С 1997 по 2018 год работал на заводе «Техуглерод», затем в АО «Техноформ». В августе этого года заключил контракт и проходил службу в составе батальона «Тимер».
В зоне СВО Шавкат Маняпов неоднократно выполнял боевые задачи, не допустил прорыва в тыл наших Вооруженных сил, прикрывал отходы, установки ПТУР, до последнего выполнял с честью свой воинский долг. Представлен к ордену Мужества посмертно
«Не допустил прорыва в тыл наших Вооруженных сил»
Глядя на родителей младшего сержанта Маняпова, Муллин перешел на татарский, высказав им слова поддержки и соболезнования. «Ваш сын — пример для нас. Спасибо вам», — сказал мэр города, склонив голову, а после обнял убитых горем отца и мать.
Маняпов родился в Республике Узбекистан, в городе Бухаре. В 2001 году пошел в школу №1 Нижнекамска, а в 2012-м окончил Татарстанский кадетский корпус Приволжского федерального округа им. Гани Сафиуллина. В этом же году был призван в армию, где получил должность командира отделения. В разные годы он проходил службу по контракту.
Директор его школы в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» вспоминал открытость и энергичность Маняпова: «Шавкат учился у меня с первого класса. Был активный такой. Шурупчик, короче! — рассказывает Рафаэль Усманович. — Где-то в 7-м классе он начал немного пропадать, и мы предложили его устроить в кадетскую школу. Он, когда окончил школу, пришел ко мне, обнял: „Усманыч, я все, аттестат получил“. Я говорю: „Молодец, все нормально“. После он сходил в армию, начал уходить по контракту. После каждого контракта заезжал ко мне».
Проводить Маняпова в последний путь приехал представитель 201-й российской военной базы в составе Центрального военного округа — старший прапорщик Руслан Алиев. «С младшим сержантом Маняповым мы проходили службу в одной роте. Я его старшина подразделения. Шавкат зарекомендовал себя как ответственный военнослужащий. Очень грамотный, — охарактеризовал он сослуживца. — Он убыл в служебную командировку в зону СВО одним из первых, так как был лучшим снайпером подразделения. В зоне СВО Шавкат неоднократно выполнял боевые задачи, не допустил прорыва в тыл наших Вооруженных сил, прикрывал отходы, установки ПТУР (противотанковая управляемая ракета — прим. ред.), до последнего выполнял с честью свой воинский долг. Представлен к ордену Мужества посмертно».
«Он проявил себя как добросовестный, отважный военнослужащий. Один из лучших бойцов нашего подразделения. Он не допускал прорыва противника, прикрывал противотанкиста, — добавил он в беседе с корреспондентом „БИЗНЕС Online“. — Погиб в ходе арт-обстрела, когда прикрывал отход установок. Мы находились там последние три месяца. Он зарекомендовал себя как специалист своего дела как в части, так и в зоне СВО. Для нас это большая утрата, особенно для моего подразделения, так как это мой солдат. Очень скорбим. Нам его будет не хватать. Мы на него надеялись, полагались. Это был очень ответственный человек, который служил не первый год. Ранее он был в Чечне, на Северном Кавказе. У нас он уже стал старшим группы снайперов».
После завершения панихиды горожане простились с героями, возложив цветы к портретам. Далее траурная процессия проследовала на кладбище, где оба бойца были похоронены. Церемония прошла со всеми воинскими почестями и традиционным залпом в воздух.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 24
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.