«РОЗНИЦА НЕ БОЛЬШЕ 10%»

На этой неделе стало известно, что одна из крупнейших снабженческо-сбытовых организаций республики «Камснаб» свернула свою розничную сеть магазинов хозтоваров в Челнах. В лучшие времена компания имела четыре магазина, но в итоге на днях был закрыт последний из них - в поселке ЗЯБ.

Бывший снабженец челнинских мегастроек, появившийся на заре становления КАМАЗа, в 90-е был акционирован и превратился в многопрофильный холдинг, стал одним из крупнейших региональных металлотрейдеров. В 2007 году компания приняла решение преобразовать отдел розничной торговли ОАО «Камснаб» в сеть магазинов, а ООО «Торговый дом «Камснаб» стал ее оператором. Что интересно, в ассортимент в какой-то период входила даже бытовая техника.

Исполнительный директор ООО ТД «Камснаб» Иван Решетников о сворачивании розничной сети говорит осторожно. «Мы на самом деле не ушли с рынка, назовем его условно «рынок розничных продаж продукции производственно-технического назначения». Мы лишь отказались от розничных продаж через магазины этого формата. Бизнес у нас ни в коем случае не свернут. Эти розничные магазины хозтоваров были у нас в аренде. И, в конечном счете, эта часть бизнеса перестала быть интересной как нам, так и собственнику. На них же тоже требовались определенные ресурсы, в том числе людские, а на все направления сразу невозможно «разбрасываться», - рассказал Решетников БИЗНЕС Online. - Если же говорить о группе компаний «Камснаб» в целом, и взять металлоторговлю, то розница по сравнению с оптовыми продажами, разумеется, интересной не стала. Думаю, розница занимала в общем объеме продаж не более десяти процентов».

По словам руководителя ООО «ТД «Камснаб», компания переориентировалась и будет сосредоточена теперь на оптово-розничной торговле. «По своему формату это будут не магазины, а именно оптово-розничные площадки. Там есть крытые (склады) и открытые площади. У нас эти площадки и сейчас находятся недалеко от города. На стройбазе находится наша универсальная база площадью 22 гектаров. Там весь ассортимент продукции - металл, фаянс, сантехника…. Основные объемы продаж через оптово-розничные площадки мы делаем на трубах и металлопрокате, остальное – сопутствующий товар», - говорит Решетников. Сейчас у компании площадки в Казани (три-четыре точки), Елабуге, Альметьевске, Бугульме, Высокой горе, Чебоксарах, Туймазах и Удмуртии.

ВЫИГРЫВАЮТ «ДРОГГЕРИ»

Эксперты прокомментировали газете «БИЗНЕС Online» отказ «Камснаба» от развития розничной сети.

Антон Сафонов - аналитик «Инвесткафе»:

- Видимо, рентабельность магазина была слишком низкой, операционные и финансовые показатели неудовлетворительны для бизнеса. В таком случае решение правильное, тем более что это не сеть, а один магазин. Судя по тому, что закрыты были магазины и ранее, этот формат просто не очень востребован в городе.

Небольшие магазины хозтоваров сейчас имеют смысл в основном в формате дроггери, то есть небольшой магазин с площадью 150-300 квадратных метров и с ассортиментом, который не требует специальных условий хранения. В основном, это бытовая химия и косметика, но также товары импульсного спроса в прикассовой зоне. При этом перспективным сейчас является оптово-розничный формат, и магазины такого формата открывают и крупные федеральные ритейлеры, это касается как продуктовой розницы, так и непродуктовых товаров. Рынок строительных материалов в России сейчас оценивается примерно в 10 миллиардов долларов, а объем рынка хозяйственных и сопутствующих товаров составляет порядка 3 миллиарда долларов.

Максим Клягин - аналитик УК «Финам Менеджмент»:

- Вполне вероятно, что подобное решение может оказаться оправданным. Такая схема, судя по всему, позволит компании существенно снизить издержки и, возможно, повысить рентабельность розничного направления. Можно предположить, что к такому шагу компанию подталкивает рост конкуренции в секторе. Активное развитие более современных форматов, в первую очередь, гипермаркетов и супермаркетов DIY, оказывает давление на рентабельность традиционных магазинов хозяйственных товаров. Они проигрывают по многим параметрам, но ключевые факторы, конечно, цена и ассортимент. В этом отношении они в большинстве случаев неконкурентоспособны. Поэтому акцент именно на мелкооптовой торговле и экономия на аренде представляются целесообразным шагом.

Справка

ОАО «Камснаб» - снабженческо-сбытовая организация. Номенклатура продукции насчитывает более 30 тыс. наименований. Общество создано путем преобразования государственного предприятия «Камская коммерческо-посредническая фирма «Камснаб» 28 июня 1993 года. Общество с момента преобразования является открытым акционерным обществом. Среди дочерних предприятий - ООО «Камснаб», ООО «ТД «Камснаб».

Выручка - 2,2 млрд. рублей (2008), 1 млрд. рублей (2009), 733 млн. рублей (2010). Чистая прибыль - 38,3 млн. рублей (2008), 17,4 млн. рублей (2009), убыток - 34,8 млн. рублей (2010).

Среди постоянных партнеров «Камснаба» - ОАО «Татнефть», ОАО «Камгэсэнергострой», ОАО «КАМАЗ», предприятия нефтехимии и многие другие предприятия и организации.