Nokian Tyres во Всеволожске — это крупнейший шинный завод в России (работает с 2005 года) и самое современное шинное производство в Европе, если верить сайту компании Nokian Tyres во Всеволожске — это крупнейший шинный завод в России (работает с 2005 года) и самое современное шинное производство в Европе, если верить сайту компании Фото: © Константин Чалабов, РИА «Новости»

Nokian искал покупателя с лета

О контролируемом выезде из России на фоне санкций Nokian Tyres объявил в июне 2022 года. А в конце августа «Коммерсантъ» сообщал о том, что финский концерн ищет, кому продать основной актив — завод во Всеволожске Ленинградской области. Среди интересантов называли владельца AEON Романа Троценко, которому в Татарстане принадлежит завод «Аммоний». Однако в минувшую пятницу финский шинный концерн объявил о подписании соглашения по продаже своих российских предприятий «Татнефти».

Что покупает «Татнефть»? Nokian Tyres во Всеволожске — это крупнейший шинный завод в России (работает с 2005 года) и самое современное шинное производство в Европе, если верить сайту компании. На предприятии производятся шины для легковых автомобилей, внедорожников, легких грузовиков и минивэнов. Мощность производства — 17 млн шин в год, правда, завод не всегда работал на полную мощность, например, в 2020-м объем выпуска был всего 12,4 млн штук. В 2021 году около 80% шин для легковых автомобилей, производимых всем концерном, было создано в России. Мощности двух других заводов концерна в Финляндии и США значительно уступают российскому. Отметим, что в планах Nokian только к 2024 году добиться выпуска 4 млн шин в США и от 5 млн до 6 млн — в Финляндии.

На долю экспорта приходилось 60% от выпуска завода. В России Nokian продавал шины для вторичной комплектации автомобилей, т. е. не поставлял продукцию на автозаводы и поэтому относительно не пострадал от их практически полной остановки весной. Однако пятый пакет санкций сделал невозможным экспорт шин в Европу после 10 июля. В связи с этим производство во Всеволожске значительно снизилось. Свою лепту внес дефицит химии из-за санкций — производство шин во многом зависит от глобальных цепочек поставок. Традиционно шинные производители в России зависят от иностранного сырья, поскольку в рецептуре шины присутствует около 60 материалов, часть из которых не производится в РФ.

В первом полугодии этого года концерт продал своей продукции в Северную Европу на 310 млн евро (плюс 4,8%), в другие страны Европы — на 192 млн евро (плюс 0,1%), в Россию и Азию — на 246 млн евро (плюс 31%), в Америку — на 149 млн евро (плюс 34%). Продукция Nokian Tyres представлена в сегментах А и В: это премиальные линейки Nokian Tyres Hakka и Nokian Tyres Hakkapeliitta и линейка Nokian Tyres Nordman в среднеценовом сегменте.

По итогам первого полугодия 2022-го чистые продажи концерна Nokian Tyres выросли на 18,5% и составили 898,6 млн евро (758 млн евро в январе – июне 2021 года). Однако чистые продажи увеличились на 13,9%. При этом затраты на сырье (евро/кг), включая затраты на логистику, под влиянием изменения курсов валют выросли на 46% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.

Поводов для торга у «Татнефти» достаточно. Финский концерн сам признает, что выход из России существенно повлияет на финансовые результаты, а прекращение поставок шин из России в ближайшие два-три года отрицательно скажется на продажах, особенно в Центральной Европе Поводов для торга у «Татнефти» достаточно. Финский концерн сам признает, что выход из России существенно повлияет на финансовые результаты, а прекращение поставок шин из России в ближайшие два-три года отрицательно скажется на продажах, особенно в Центральной Европе Фото: «БИЗНЕС Online»

Заплатит ли «Татнефть» полную цену?

Ожидается, что цена покупки без долгов и денежных средств составит около 400 млн евро, или 24 млрд рублей. Однако стоимость сделки в Nokian называют с оговоркой, намекая, что в этой части договоренности между сторонами пока нет: «На окончательную цену покупки влияет среди прочего корректировка чистых денежных средств и оборотного капитала, а также изменения обменного курса рубля/евро».

Кроме того, помимо утверждения цены, стороны должны пройти ряд других этапов. В частности, намерения покупателя и продавца «подлежат одобрению соответствующими регулирующими органами в России» (речь, по-видимому, об УФАС) и другим условиям, что создает неопределенность в отношении сроков, условий и закрытия сделки.

«До самой сделки сторонам еще очень далеко, пока мы видим лишь некую форму соглашения о твердом желании покупателя приобрести актив, а продавца — реализовать его, — отметил собеседник издания, знакомый с ситуацией. — Неясно также, по какой цене будут приобретены активы, это также является предметом переговоров».

Поводов для торга у «Татнефти» достаточно. Финский концерн сам признает, что выход из России существенно повлияет на финансовые результаты, а прекращение поставок шин из РФ в ближайшие два-три года отрицательно скажется на продажах, особенно в Центральной Европе. После объявления о выходе из РФ Nokian в II квартале 2022 года зафиксировал обесценивание активов в России на 280,7 млн евро и списание отложенных налоговых активов в РФ на сумму 20 млн евро. «Активы Nokian Tyres в России и Беларуси без учета налогов и финансовых статей составляют 574,5 миллиона евро после обесценения и списания в конце II квартала и 590,4 миллиона евро на конец III квартала 2022 года, — говорится в сообщении компании. — Чистые активы в России и Беларуси без учета чистого долга составили 480,3 миллиона евро на конец III квартала 2022-го». 

Под «чистыми активами в России и Беларуси» следует понимать не только главную ценность концерна — завод во Всеволожске, но и созданную в двух странах сеть дистрибуции и офисы продаж.

Штатная численность «Нижнекамскшины» 2,5 тысячи человек (3,8 тысячи произведенных шин на работника), в том время как во Всеволжского трудится 1,5 тысячи сотрудников (10 тысяч шин на работника) Штатная численность «Нижнекамскшины» — 2,5 тыс. человек (3,8 тыс. произведенных шин на работника), в то время как во Всеволожске трудятся 1,5 тыс. сотрудников (10 тыс. шин на работника) Фото: tatarstan.ru

Татарстану будет принадлежать почти 60% шин России

Парадоксально, но в мае 2022 года ПАО «Татнефть» само продало ООО «УК „Татнефть-Нефтехим“», управляющее шинным бизнесом, АО «Татнефтехиминвест-Холдинг». В результате нефтяники потеряли контроль над шинным бизнесом, выпускавшим продукцию под брендом Kama Tyres.

Логику сделки тогда объяснили выходом из непрофильных активов, однако на рынке были уверены, что причиной стали надвигающиеся санкции. И действительно, через несколько недель после сделки нижнекамские шинные предприятия (УК «Татнефть-Нефтехим», Нижнекамский завод грузовых шин, «Нижнекамскшина» и ООО «Торговый дом „Кама“») попали в санкционный список Евросоюза. По версии ЕС, эти предприятия производили и поставляли шины для российской техники, использовавшейся в рамках военной операции на территории Украины. Согласно полугодовому отчету, «Татнефть» получила за свои шинные активы 35,555 млрд рублей, т. е. на 11 млрд больше, чем сейчас оценивается завод во Всеволожске. Важно подчеркнуть, что в периметр сделки с ТНХИ-Х также вошел современный завод грузовых шин, один из крупнейших и современных в России.

Показатели «Нижнекамскшины» в целом сравнимы с российским отделением Nokian. В 2021 году общество выпустило 9,6 млн легковых и легкогрузовых шин. Основные потребители продукции завода на первичном рынке — УАЗ, АвтоВАЗ, «Форд Соллерс Холдинг», автомобильный завод «ГАЗ» и др. Однако, как и в случае Nokian, вторичный рынок — самый крупный в структуре реализации (75% от всех продаж, следует из отчета компании за 2021-й).

При этом о технологической разнице предприятий красноречивее всего говорит соотношение числа работников к объемам производства. Штатная численность «Нижнекамскшины» — 2,5 тыс. человек (3,8 тыс. произведенных шин на работника), в то время как во Всеволожске трудятся 1,5 тыс. сотрудников (10 тыс. шин на работника)… Из последних новшеств, которые использовал Nokian на своем российском заводе, — автоматизированный склад на 17,6 тыс. кв. м за 36 млн евро (2,2 млрд рублей).

Если бы шинные заводы в Нижнекамске все еще принадлежали татарстанским нефтяникам, то сделка через УФАС прошла бы с бо́льшим трудом. Совокупный объем производства предприятий в Татарстане и Ленинградской области в своем сегменте составляет 60% от всего российского. Сейчас же проблем быть не должно. Таким образом, республиканские компании становятся главными «обувщиками» автомобилей в России.

Что про сбыт, то до СВО объем российского рынка шин оценивался Минпромторгом РФ в 59 млн штук, при этом лишь 40% из них производились в России Что о сбыте, то до СВО объем российского рынка шин оценивался минпромторгом РФ в 59 млн штук, при этом лишь 40% из них производилось в России Фото: ru.freepik.com

Чем покупка завода Nokian может быть интересна «Татнефти»?

В первую очередь «Татнефть» получает технологии и новые компетенции: нижнекамские легковые шины не входили в премиальный сегмент, закрывая среднюю и низкоценовую потребности рынка. Тем более что еще один шинный актив «Татнефти» есть в Казахстане. Проект КamaTyresKZ, который пока строится, после завершения работ будет выпускать 3 млн легковых шин и 500 тыс. современных грузовых шин диаметром от 15 до 22 дюймов. Планируется, что на втором этапе реализации проекта начнется производство резинотехнических изделий, среди которых транспортеры и конвейерные ленты, а на третьем — шин для сельскохозяйственной техники. «Завод в Казахстане будет связан в одну систему со всеволожским», — убежден собеседник издания. К тому же у компании остается и собственное производство каучука в Тольятти, которое также вписывается в единую производственную вертикаль. Есть еще и немаловажный момент — «Татнефть» покупает завод потому, что может. Только в этом году нераспределенной прибыли за первое полугодие — почти 76 млрд рублей.

Что о сбыте, то до СВО объем российского рынка шин оценивался минпромторгом РФ в 59 млн штук, при этом лишь 40% из них производилось в России. Рынок сейчас упал, но также стало значительно меньше импортной продукции, а та, что есть, подорожала. В этом контексте будет играть роль возможность сохранения бренда Nokian для продукции во Всеволожске. Однако один из собеседников нашего издания напоминает о причинах ухода Nokian — невозможность продолжать деятельность в России. «Учитывая это, права на бренд у покупателя вряд ли останутся», — предупреждает он. Тем более практика показывает, что западные компании предпочитают оставлять в РФ лишь производственные мощности, а не имя…

«Приобретение компанией российского подразделения «Nokian Tyres» логично последовало после реализации в июне 2022 года ПАО «Татнефть» подразделений шинного бизнеса  АО «Татнефтехиминвест-Холдинг» «Приобретение компанией российского подразделения Nokian Tyres логично последовало после реализации в июне 2022 года ПАО «Татнефть» подразделений шинного бизнеса  АО «Татнефтехиминвест-Холдинг» Фото: tatarstan.ru

«Развитие малой химии в «Татнефти» притормозилось, и это будет стимулом его подразогнать»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты объяснили неочевидную выгоду для «Татнефти» от этой сделки и указали на риск новых санкций, если шины из Всеволожска поедут на Украину.

Александр Бабынин — генеральный директор и соучредитель «Оргнефтехим-Холдинга»:

— Сама идея прибрать производство Nokian исключительно благотворна. Какими бы ни были пертурбации с моторными топливами при переходе на электромобиль, шины всегда будут востребованы, этот рынок очень хороший. А производство Nokian — одно из лучших.

«Татнефть» прикупила свой комплекс по производству каучуков (завод «Тольяттикаучук» ПАО приобрело в 2019 году у СИБУРа за 15 млрд рублей — прим. ред.). Татарстан силен в нефтехимии и газохимии полиэтилена, полипропилена и каучуков. Но в составе производства шин каучук не единственный ингредиент, есть и другие добавки из малой и средней химии, производство которых у нас недоразвито. А развивать его надо, потенциал малой химии — 4 процента для российского ВВП. Развитие малой химии в «Татнефти» притормозилось, и это (покупка активов Nokian прим. ред.) будет дополнительным стимулом его подразогнать. Политический кризис, разразившийся во всем мире, ломает привычные рынки [поставки компонентов]. Но кризисы приходят и уходят, а потребность в шинах остается.

Что касается рисков [санкций], то производства, которые могут перейти в «Татнефть», сугубо гражданские. Там не производят что-либо для военной техники. Поэтому у «Татнефти» риск получения западных санкций такой же, как у какого-нибудь колхоза республики.


Тамара  Сафонова — исполнительный директор ООО «Независимое аналитическое агентство нефтегазового сектора» (ООО «НААНС-МЕДИА»), доцент кафедры международной коммерции РАНХ и ГС при президенте РФ:

— Приобретение компанией российского подразделения Nokian Tyres логично последовало после реализации в июне 2022 года ПАО «Татнефть» подразделений шинного бизнеса  АО «Татнефтехиминвест-Холдинг». Компания, безусловно, располагает компетенциями в области управления активами по производству шин, а также ресурсной базой, необходимой  для обеспечения производственных процессов.